pages
Логин Пароль
Регистрация  Забыли пароль?  Запомнить меня

  Stroy-life.ru / Главная / Строительные ГОСТы, строительные СНИПы

2 часть

  Главная / Строительные ГОСТы, строительные СНИПы / Металлопрокат, метизы, конструкции, ковка

2 часть

1.90. Строповка, внутризаводское транспортирование и погрузка готовых элементов на транспортные средства должны выполняться приемами, исключающими образование остаточных деформаций и вмятин. Строповка цепями, непосредственно касающимися поверхности элементов, запрещается.

Погрузку мелких однотипных элементов (распорок, связей и т. п.) следует производить, увязывая их в пакеты.

МОНТАЖ

Общие указания

1.91. Монтаж конструкций следует производить по утвержденному проекту производства монтажных работ.

1.92. Производство последующих строительно-монтажных работ разрешается начинать только после полного окончания всех работ по сборке, сварке, клепке, постановке болтов на данной секции.

1.93. Монтаж стальных конструкций должен осуществляться с комплексной механизацией как основных, так и вспомогательных процессов транспортирования, складирования, укрупнительной сборки и установки конструкций.

Для работы при низких температурах должно применяться монтажное и сварочное оборудование, приспособленное к эксплуатации в этих условиях.

1.94. Руководство монтажными работами должно осуществляться лицами, имеющими право на производство этих работ.

1.95. Основным методом производства монтажных работ должен быть монтаж крупными блоками (в том числе конвейерный метод), включающими кроме собственно стальных конструкций также и другие части здания или сооружения.

1.96. Все работы на монтаже по резке, правке, гибке, укрупнительной сборке, сварке, образованию отверстий и клепке должны производиться в соответствии с требованиями пп.1.11 - 1.80.

1.97. При производстве работ следует вести журналы монтажных и сварочных работ, а также работ по постановке высокопрочных болтов.

Подготовительные работы и требования к фундаментам

1.98. Необходимые для монтажа конструкций подготовительные работы (возведение временных зданий и сооружений, прокладка железнодорожных путей, устройство автомобильных дорог, оснований для монтажных кранов, подводка энергетических сетей, подготовка и планировка монтажной площадки) должны выполняться до начала монтажа в соответствии с требованиями главы СНиП по организации строительства.

До монтажа конструкции должны быть собраны и сданы в эксплуатацию монтажные механизмы.

1.99. К производству монтажных работ следует приступать только после готовности фундаментов и других мест опирания стальных конструкций всего сооружения или отдельных его частей, указанных в проекте производства монтажных работ.

1.100. Разбивочные оси, необходимые для монтажа стальных конструкций, наносятся на металлические детали, расположенные на поверхности фундаментов вне контура опоры конструкций.

Расположение разбивочных осей и реперов должно отвечать требованиям главы СНиП по геодезическим работам в строительстве.

1.101. Допускаемые отклонения от проектных размеров положения разбивочных осей оснований, фундаментов и других мест опирания конструкций приведены в табл. 10.

1.102. Закладные детали и анкерные болты для крепления конструкций и их монтажа должны быть, как правило, установлены и забетонированы одновременно с возведением фундаментов.

Таблица 10

Интервал размеров между ocями, м

Допускаемое отклонение, ± им, для конструкций


собираемых на стеллажах по разметке на болтах или в приспособлениях с укрепленными фиксаторами

с фрезерованными торцами

До 9

3

2,5

Свыше 9 до 15

4

3

Свыше 15 до 21

5

3,5

Свыше 21 до 27

6

4

Свыше 27 до 33

7

4,5

Свыше 33

5,5

4

Примечание. n - количество промеров 20-метровой лентой, , где L - размер между осями.

1.103. Опирание колонн на фундаменты должно осуществляться:

а) на заранее установленные, выверенные и подлитые цементным раствором стальные опорные плиты с верхней строганой поверхностью (для колонн с фрезерованными опорными торцами);

б) непосредственно на поверхность фундаментов, возведенных до проектной отметки подошвы колонн, без последующей подливки цементным раствором (для колонн с фрезерованными подошвами башмаков);

в) на заранее установленные и выверенные опорные детали, заделанные в фундаменты, с последующей подливкой колонн цементным раствором.

1.104. Отклонения поверхности фундаментов, опорных плит, специальных опорных устройств под стальные конструкции и положения анкерных болтов не должны превышать величин, указанных в табл. 11 настоящей главы.

Таблица 11

Наименование отклонения

Допускаемое отклонение

Верхняя плоскость опорной плиты (согласно п.1.103 "а"):


по высоте

± 1.5 мм

по уклону

Поверхность фундамента (выполненная согласно п.1.103 "б") и отметки опорных деталей (согласно п.1.103 "в"):


по высоте

± 5 мм

по уклону

Смещения анкерных болтов в плане:


расположенных внутри контура опоры конструкции

5 мм

расположенных вне контура опоры конструкций

10 мм

Отклонение отметки верхнего торца анкерного болта от проектной

+20; - 0 мм

Отклонение длины нарезки анкерного болта

+30; - 0 мм

1.105. Резьба анкерных болтов должна быть во время монтажа предохранена от повреждений и от коррозии (колпачками, войлоком, смазкой).

1.106. Работы по подливке пространства между поверхностью фундамента и опорной частью конструкции следует выполнять после получения письменного разрешения монтажной организации.

Хранение и подача конструкции

1.107. Все конструкции на складе должны быть:

а) рассортированы по объектам, маркам и очередности монтажа;

б) осмотрены (при этом выявленные повреждения должны быть устранены);

в) подготовлены к монтажу (очищены от грязи и ржавчины, при этом опорные части смазаны; обстроены монтажными приспособлениями; на элементы конструкций нанесены риски осей, центров тяжести, обозначены места строповки).

1.108. Разгрузка и хранение конструкций, а также транспортирование их должны производиться без повреждения конструкции и окраски. Сбрасывание конструкций с транспортных средств запрещается.

1.109. При укладке конструкций на складе и на транспортные средства должны соблюдаться следующие требования:

а) конструкции должны быть уложены устойчиво на подкладки, расстояние между которыми должно исключать образование остаточных деформаций; в многоярусных штабелях между элементами должны быть уложены прокладки но одной вертикали с подкладками;

б) фермы и балки, а также свальцованные листы следует хранить в вертикальном положении;

в) конструкции не должны соприкасаться с грунтом;

г) на конструкциях не должна застаиваться вода.

1.110. Конструкции, имеющие повреждения, необходимо усилить или заменить новыми по согласованию с проектной организацией.

1.111. Конструкции должны подаваться на монтаж с очищенными от грязи, льда, снега, масла, краски, ржавчины, а при пескоструйной обработке - от прокатной окалины, соприкасающимися поверхностями в стыках; при этом детали монтажных соединений следует прикреплять к конструкциям. Состояние поверхностей должно контролироваться перед сборкой монтажных соединений.

Установка конструкций и сборка монтажных соединений

1.112. При монтаже конструкций необходимо обеспечить:

а) устойчивость и неизменяемость смонтированной части конструкций сооружения на всех стадиях монтажа;

б) устойчивость монтируемых конструкций и их прочность при монтажных нагрузках;

в) безопасность ведения монтажных, строительных и специальных работ на объекте.

Монтаж каждого участка следует начинать со связевой панели или с другой пространственно устойчивой части здания или сооружения.

Сборка и монтаж конструкций, возводимых в районах с расчетной температурой ниже минус 40°С и до минус 65°С включительно, должны выполняться без ударных воздействий на конструкции при отрицательных температурах.

1.113. Устойчивость конструкций в процессе монтажа должна обеспечиваться соблюдением определенной последовательности монтажа вертикальных и горизонтальных элементов конструкций, установкой постоянных или временных связей, предусмотренных в чертежах КМ или в проекте производства работ.

Монтаж конструкций каждого вышележащего яруса высотных сооружений должен производиться после надежного закрепления элементов конструкций нижележащего яруса постоянными или временными креплениями. предусмотренными проектом производства работ.

При монтаже высотных сооружений необходимо выполнять “Правила маркировки и светоограждения высотных препятствий” Министерства гражданской авиации СССР.

1.114. Элементы конструкций перед подъемом должны быть очищены от грязи, снега, льда; окраска их в поврежденных местах должна быть восстановлена.

1.115. Подъем гибких конструкций следует производить с применением усилений или приспособлений, препятствующих возникновению в элементах остаточных деформаций.

1.116. Устанавливаемые элементы конструкций до их освобождения от крюка монтажного крана должны быть надежно закреплены болтами, пробками, прихватками, с установкой постоянных или временных связей, распорок, расчалок и т. и., предусмотренных проектом производства работ.

1.117. Отверстия в монтажных соединениях, выполняемых на заклепках или болтах повышенной точности, при установке конструкций должны быть заполнены временными болтами и пробками. Диаметр пробок должен соответствовать диаметру отверстий.

Число пробок устанавливается расчетом, при этом усилие на пробку допускается принимать такое же, как на заклепку.

Болтами заполняется не менее 1/3 и пробками не менее 1/10 общего числа отверстий. При 5 и менее отверстиях в узле должно быть установлено не менее одного болта и одной пробки.

Отверстия в соединениях на болтах грубой и нормальной точности при установке конструкций заполняются постоянными болтами и пробками в таких же количествах.

1.118. Количество, размеры и длина прихваток в монтажных сварных соединениях, воспринимающих монтажные нагрузки, определяются расчетом. В монтажных сварных соединениях, не воспринимающих монтажные нагрузки, длина прихваток должна быть не менее 10% длины проектных монтажных швов этого соединения, но не короче 50 мм.

1.119. Инструментальная проверка правильности установки конструкций, а также их окончательная выверка и закрепление должны производиться по ходу монтажа каждой пространственно-жесткой секции сооружения.

1.120. Сварка, клепка и окончательное закрепление постоянных болтов могут производиться только после проверки правильности положения установленных конструкций соответствующих частей зданий и сооружений.

1.121. Использование установленных конструкций для прикрепления к ним грузовых полиспастов, отводных блоков и других грузоподъемных приспособлений допускается только в случаях, предусмотренных проектом производства работ при согласовании с организацией, составившей чертежи КМ.

1.122. Крепления деталей для электротехнических устройств, технологических трубопроводов, систем сигнализации и автоматики к стальным конструкциям должны быть согласованы с организацией, разработавшей чертежи КМ.

1.123. Монтаж зданий и сооружений большой протяженности в плане или по высоте должен производиться комплектно пространственно-жесткими секциями или блоками (пролеты, ярусы, этажи, части каркаса сооружения между температурными швами и т.п.) с установкой всех элементов конструкций, позволяющей производить на смонтированной секции или блоке последующие работы. Размеры пространственных секций определяются проектом производства работ.

Монтажные соединения на болтах грубой, нормальной и повышенной точности

1.124. Головки и гайки болтов, в том числе анкерных, должны плотно соприкасаться с плоскостями элементов конструкций и шайб. Под головки и гайки постоянных .болтов должны обязательно ставиться круглые шайбы по ГОСТ 11371 - 68*, не более двух под гайку и одной под головку. В местах примыкания головки или гайки к наклонным плоскостям ставятся косые шайбы по ГОСТ 10906 - 66**. При этом резьба болта должна находиться вне отверстия соединяемых элементов, а гладкая часть стержня не должна выступать из шайбы.

В каждом болте со стороны гайки должно оставаться не менее одной нитки резьбы с полным профилем.

1.125. Закрепление гаек на постоянных болтах, а также анкерных должно осуществляться в соответствии с указаниями рабочих чертежей постановкой контргаек или пружинных шайб.

Качество затяжки постоянных болтов должно проверяться путем остукивания молотком, при этом болт не должен дрожать или перемещаться, а плотность стяжки - щупом в соответствии с п.1.27.

Монтажные соединения на высокопрочных болтах

1.126. Огневая обработка допускается при толщине металла не менее 5 мм.

Перегрев металла при огневой обработке не допускается.

После огневой обработки отставшая окалина и продукты сгорания (шлак) должны быть удалены.

До полного закрепления соединений высокопрочными болтами их следует предохранять от попадания масла и, как правило, влаги.

С поверхностей, подлежащих обработке стальными щетками, необходимо предварительно удалить жировые загрязнения. Состояние поверхности после обработки и перед сборкой должно контролироваться.

1.127. Перепад поверхностей (депланация) стыкуемых деталей не должен превышать 0,5 мм. Величина перепада определяется до постановки деталей, перекрывающих соединения, с помощью линейки и щупа в зоне первого от стыка ряда отверстий.

В случае перепада плоскостей стыкуемых деталей от 0,5 до 3 мм на выступающей детали должен быть сделан скос с уклоном 1:10. Образование скоса кислородной и воздушно-дуговой резкой запрещается.

При перепадах, превосходящих 3 мм, необходимо применять прокладки из стали той же марки, что и конструкции, обработанные с двух сторон тем же способом, каким обрабатывались детали соединения.

1.128. Сборка соединений на высокопрочных болтах должна выполняться сразу на постоянных болтах с установкой пробок в количестве 10% от числа отверстий. Постановка временных болтов запрещается.

1.129. Сборщики, занятые на постановке высокопрочных болтов, должны иметь удостоверение о допуске к работам по выполнению соединений на высокопрочных болтах.

1.130. Высокопрочные болты, гайки и шайбы перед постановкой в конструкции должны быть очищены от грязи, консервирующей смазки и подготовлены так, чтобы при натяжении обеспечивались нормативные значения коэффициентов закручивания и исключалось загрязнение контактных поверхностей.

1.131. Заданное проектом натяжение болта следует обеспечивать затяжкой гайки динамометрическим ключом до расчетного крутящего момента, либо поворотом гайки на определенный угол по специальным инструкциям. Динамометрические ключи для натяжения высокопрочных болтов, имеющие в своем составе гидравлическое или механическое устройство, необходимо тарировать 2 раза в смену (перед началом и в середине смены).

1.132. Порядок натяжения высокопрочных болтов в соединениях должен исключать образование неплотностей в стягиваемых пакетах.

1.133. Величина крутящего момента (Мкр), необходимого для натяжения высокопрочных болтов, определяется по формуле

(1)

где k - коэффициент закручивания, устанавливаемый стандартами или техническими условиями на болты;

Р - заданное усилие натяжения болта;

d - номинальный диаметр болта.

Отклонение фактического крутящего момента от момента, определяемого по формуле (1), не должно превышать 0;+20%.

1.134. Под головки и гайки высокопрочных болтов должны быть поставлены термически обработанные шайбы - по одной шайбе под каждую головку и гайку.

1.135. Гайки, затянутые до крутящего момента, определяемого в соответствии с требованиями п.1.133 настоящей главы, или поворотом на определенный угол, ничем дополнительно не закрепляются.

1.136. В соединениях, в которых проектом наряду с постановкой высокопрочных болтов предусмотрена приварка деталей валиковыми швами, сварка должна производиться после постановки всех высокопрочных болтов и затяжки их на заданное усилие.

После сварки необходимо провести контрольную проверку натяжения всех высокопрочных болтов.

1.137. После окончательной затяжки всех болтов в соединении до заданного усилия сборщик обязан проставить присвоенный ему номер или знак в предусмотренном месте.

1.138. Натяжение болтов должно контролироваться выборочной проверкой: при количестве болтов в соединении до 5 шт. контролируется 100% болтов, при количестве болтов от 6 до 20 шт. - не менее 5 шт. и при большем количестве - не менее 25% болтов в соединении; если при контроле обнаружится хотя бы один болт, натяжение которого не удовлетворяет требованиям п.1.133 настоящей главы, то контролю подлежат 100% болтов в соединении. При этом натяжение болтов должно быть доведено до требуемой величины.

После контроля головки болтов должны быть окрашены. Все соединение должно быть зашпатлевано по контуру.

Работы должны регистрироваться в журналах контроля подготовки стыков и постановки высокопрочных болтов.

Предварительное напряжение конструкций

1.139. Стальные канаты, применяемые в качестве напрягающих элементов, должны быть перед изготовлением элементов вытянуты усилием, равным 0,5 разрывного усилия каната в целом, указанного в ГОСТе.

1.140. В конструкциях, предварительное напряжение которых осуществляется натяжением гибких элементов, это напряжение должно выполняться с обеспечением следующих требований:

а) гибкие элементы из стальных канатов должны быть вытянуты на стенде усилием, превышающим проектное на 20%, и выдержаны под натяжением в течение 1 ч; вытяжка канатов, выполненная на монтаже, должна удостоверяться актами, а выполненная на заводе-изготовителе - клеймами ОТК;

б) предварительное напряжение конструкций должно быть выполнено следующими этапами:

напряжение до 50% проектного, с выдержкой под этим напряжением в течение 10 мин для осмотра и замеров;

напряжение до 100% проектного; допускаемые отклонения на обоих этапах ±5%; в предусмотренных проектом случаях производится напряжение в несколько этапов, с постепенным доведением его до проектной величины;

в) проверку напряженного состояния конструкций следует производить во время монтажа при всех промежуточных и окончательном положениях конструкций.

1.141. Контроль предварительного напряжения конструкций, выполненного методом искусственного выгиба (поддомкрачиванием, изменением положения опор и др.), осуществляется нивелированием положения опор в заданных точках, а также геометрической формы конструкции. Допускаемые отклонения принимаются в соответствии с проектом.

1.142. В конструкциях, напрягаемых гибкими элементами, величины усилий и деформаций, а также допускаемые отклонения должны соответствовать требованиям дополнительных правил настоящей главы.

1.143. В предварительно напряженных конструкциях запрещается приварка элементов в местах, не указанных в проекте, в том числе сварка около мест примыкания канатов и пучков проволоки.

1.144. Натяжные приспособления для гибких элементов без паспорта завода-изготовителя, в котором вписаны данные о тарировке приспособлений, применять не разрешается.

1.145. Монтаж предварительно-напряженных конструкций должен осуществляться под руководством лица, имеющего специальную техническую подготовку.

Предварительное напряжение конструкций и результаты его контроля следует регистрировать в журнале производства этой работы. Контроль предварительного напряжения осуществляется персоналом, указанным в п.1.4 настоящей главы.

Окраска стальных конструкций

1.146. Стальные конструкции перед окраской или ее возобновлением должны быть очищены от грязи, ржавчины, отставшей грунтовки, масла, влаги, льда, снега. Все щели и очищенные от отставшей грунтовки места должны быть тщательно зашпатлеваны, а поврежденная грунтовка восстановлена. При этом разрешается оставлять неочищенной старую грунтовку, если она не имеет трещин в пленке, следов ржавчины на поверхности и под грунтовкой, не хрупка и имеет хорошее сцепление с металлом. Места стальных конструкций, где грунтовка или окраска повреждены при транспортировании или при выполнении монтажных операций, а также монтажные соединения в стыках и узлах после окончания всех монтажных работ должны быть очищены, зашпатлеваны, огрунтованы и окрашены.

Приемка работ

1.147. Приемка смонтированных стальных конструкций должна производиться с осуществлением пооперационного контроля монтажных работ на стадиях, приведенных в п.1.4 настоящей главы (по конструктивным элементам) в следующем порядке:

промежуточная - скрытых работ;

смонтированных конструкций всего сооружения или его части под производство последующих строительно-монтажных работ;

окончательная - смонтированных конструкций при сдаче объекта в эксплуатацию в соответствии с главой СНиП по приемке в эксплуатацию законченных строительством предприятий, зданий и сооружений.

Промежуточной приемке скрытых работ подлежат:

а) фундаменты и другие места опирания стальных конструкций и различные бетонируемые и заделываемые закладные детали;

б) другие работы, оговоренные в дополнительных правилах настоящей главы.

Приемки скрытых работ, а также смонтированных конструкций под производство последующих строительно-монтажных работ производятся по актам, составляемым ответственными представителями заказчика, строительной и монтажной организаций.

1.148. Приемка монтажной организацией фундаментов и мест опирания стальных конструкций под производство монтажных работ должна производиться для отдельных пространственно-жестких секций сооружения до начала монтажа конструкций. При приемке следует проверять соответствие размеров и положения опорных поверхностей, специальных опорных устройств и анкерных болтов проектным размерам и положениям, а также допускаемым отклонениям, приведенным в п.1.104 настоящей главы.

1.149. Приемка строительной организацией и заказчиком смонтированных стальных конструкций всего сооружения или отдельных его пространственно-жестких секций должна осуществляться после окончательного закрепления конструкций в соответствии с проектом. Приемка конструкций производится до окраски, выполняемой на монтаже. Окраска оформляется отдельным актом.

1.150. Программа и методы испытаний стальных конструкций должны назначаться в соответствии с дополнительными правилами настоящей главы.

При проведении испытаний нагрузкой, в том числе гидравлических и пневматических, должны быть приняты меры безопасности, а работники, принимающие участие в испытаниях, должны пройти специальный инструктаж.

1.151. Документация, предъявляемая при приемке смонтированных стальных конструкций, должна содержать:

а) рабочие (КМ) и деталировочные (КМД) чертежи стальных конструкций;

б) заводские сертификаты на поставленные стальные конструкции;

в) документы о согласовании отступлений, допущенных от чертежей КМ при изготовлении и монтаже; согласованные отступления от проекта должны быть нанесены монтажной организацией на чертежах КМД, предъявляемых при сдаче работ;

г) акты приемки скрытых работ;

д) документы (сертификаты и др.), удостоверяющие качество материалов (сталей, стальных канатов, метизов, электродов, электродной проволоки и других сварочных материалов, а также материалов для окраски), примененных на монтаже и вошедших в состав сооружения;

е) данные о результатах геодезических замеров при проверке разбивочных осей и установке конструкций;

ж) журналы работ;

з) акты испытания стальных конструкций;

и) документы о контроле качества сварных соединений;

к) описи удостоверений (дипломов) о квалификации сварщиков, производивших сварку конструкций на монтаже, с указанием присвоенных им номеров или знаков;

л) описи удостоверений о квалификации сборщиков, производивших постановку высокопрочных болтов, с указанием присвоенных им номеров или знаков;

м) дополнительная документация, предусмотренная для предварительно-напряженных конструкций;

н) акты на окраску, выполненную на монтаже.

1.152. Отклонения в положении смонтированных стальных конструкций не должны превышать величин, указанных в дополнительных нормах и правилах настоящей главы.

1.153. Не разрешается производство каких-либо последующих строительно-монтажных работ до подписания актов в соответствии с п.1.147 настоящей главы.

2. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ КОНСТРУКЦИЙ ЗДАНИЙ И НЕКОТОРЫХ ВИДОВ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ СООРУЖЕНИЙ

2.1. Настоящие дополнительные правила должны соблюдаться при изготовлении, монтаже и приемке стальных конструкций зданий и сооружений: транспортерных галерей; крановых эстакад; рабочих площадок; бункеров; опор трубопроводов и сосудов; башен и труб, а также конструкций типа структур.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

2.2. В конструкциях, имеющих общие примыкания элементов к стенкам колонн и балок, должна быть предусмотрена возможность раздельной установки и временного закрепления каждого элемента.

2.3. Для опирания стропильных ферм и других конструкций при монтаже, в случае отсутствия опорных столиков в проекте, на колоннах привариваются монтажные столики. Использование этих монтажных столиков сверх периода монтажа не допускается.

2.4. На заводе следует производить общую сборку следующих конструкций:

а) колонн общей массой свыше 20 т, подкрановых балок пролетом свыше 18 м, стропильных и подстропильных ферм пролетом свыше 36 м, негабаритных ферм, подкраново-подстропильных ферм пролетом 24 м и более;

б) башен (плоскостями);

в) конических частей труб;

г) негабаритных бункеров;

д) конструкций транспортерных галерей - в пределах одного конструктивного элемента (фермы, опоры).

2.5. Примыкание ферм пролетных строений транспортерных галерей к опорам следует выполнять с учетом следующих требований:

а) отверстия должны быть просверлены по кондукторам;

б) поверхности планок, воспринимающих вертикальное давление, которые согласно проекту должны быть строганными или фрезерованными, следует устанавливать по кондукторам или по фиксаторам, укрепленным в сборочных приспособлениях (копирах, кондукторах и др.);

в) при опирании пролетного строения на опору сверху установка фрезерованных или строганных опорных элементов должна быть произведена по кондукторам или закрепленным в сборочном приспособлении фиксаторам и проверена шаблоном. Образование монтажных отверстий в других стыках и узлах следует производить сверлением по кондукторам или при общей сборке конструктивного элемента.

2.6. Однотипные массовые конструкции, изготовляемые на узкоспециализированных производствах по кондукторам, должны подвергаться контрольной сборке по норме - каждая пятидесятая конструкция и не менее одной от каждой изготовляемой партии меньше 50 шт. Контрольной сборке подвергается также каждая первая конструкция, изготовляемая по новым или отремонтированным кондукторам.

2.7. При изготовлении клепаных подкрановых балок необходимо:

а) допускаемые отклонения на диаметр отверстий для поясных заклепок принять +0,6 мм;

б) верхнюю кромку вертикального листа располагать заподлицо с обушками уголков верхнего пояса, не допуская зазоров между этой кромкой и горизонтальным поясным листом указанного пояса.

2.8. При технической возможности и экономической целесообразности подкрановые балки следует изготовлять укрупненным блоком вместе с тормозными конструкциями.

2.9. Сварка решетчатых конструкций (кроме транспортерных галерей) - стропильных и подстропильных ферм пролетом до 36 м, ветровых и связевых ферм, тормозных ферм, фонарей, а также лестниц, площадок, ограждений, мелких элементов (упоров, монтажных деталей и т. п.) - производится в соответствии с примеч. 2 п.1.30 настоящей главы.

2.10. Швы сварных соединений, качество которых требуется проверять согласно проекту физическими методами контроля, надлежит контролировать при изготовлении и монтаже одним из следующих способов:

а) ультразвуковой дефектоскопией 100% длины швов, с просвечиванием проникающими излучениями всех участков швов с признаками дефектов;

б) просвечиванием проникающими излучениями - 2% длины швов, выполненных ручной или полуавтоматической сваркой, и 1% швов, выполненных автоматической сваркой.

Выборочный контроль швов сварных соединений в соответствии с табл. 3. п.3 настоящей главы должен производиться в объеме одного контроля участка швов длиной не менее 240 мм на каждые 50 м швов, а также на участках, где наружным осмотром предполагается наличие дефектов шва.

2.11. Контроль качества швов сварных соединений транспортерных галерей следует производить:

а) проверкой ультразвуковой дефектоскопией 100% стыковых швов в растянутых элементах с последующим просвечиванием проникающими излучениями всех участков швов с признаками дефектов;

б) выборочным контролем ультразвуковой дефектоскопией остальных швов из расчета один контроль на каждые 20 м.

2.12. Для конструкций, возводимых или эксплуатируемых в районах с расчетной температурой ниже минус 40°С и до минус 65°С включительно, поясные швы в растянутой зоне подкрановых балок, балок рабочих площадок и других конструкций, непосредственно воспринимающих нагрузку от подвижного состава. и другие швы, где предусмотрена в проектах сварка со сквозным проплавлением стенки, следует контролировать ультразвуковой дефектоскопией 100% длины швов с последующим просвечиванием проникающими излучениями участков швов с признаками дефектов.

2.13. В конструкциях транспортерных галерей несплавления по кромкам, а также непровары в стыковых швах сварного соединения и на участках угловых швов, в которых проектом предусмотрен полный провар, не допускаются.

Подрезы основного металла следует заваривать с предварительной и последующей зачисткой. Допускается исправлять подрезы зачисткой без предварительной заварки, если глубины подрезов не превышают величин, указанных в п.1.52 настоящей главы.

МОНТАЖ

2.14. При монтаже стальных конструкций одноэтажных зданий необходимо:

а) монтаж ряда колонн начинать с панели, в которой расположены связи ниже уровня подкрановых балок. После установки первой пары колонн раскрепить их связями, предусмотренными в проекте, и подкрановыми балками (в зданиях без подкрановых балок - связями и распорками). Если такой порядок монтажа не может быть выполнен, следует между первой парой колонн установить временные связи, предусмотренные в проекте производства работ;

б) вслед за монтажом каждый очередной колонны устанавливать подкрановые балки и распорки, а в связевых панелях также и связи;

в) до установки подкрановых балок, связей и распорок закреплять колонны анкерными болтами, а также расчалками, предусмотренными в проекте производства работ;

г) монтаж конструкций покрытия начинать с панели, в которой расположены связи.

После установки первой пары стропильных ферм, в том числе фонарных, надлежит раскрепить их вертикальными и горизонтальными связями, уложить прогоны, а также железобетонные плиты покрытия;

д) установку прогонов, горизонтальных и вертикальных связей покрытия и крупнопанельных сборных железобетонных плит производить вслед за установкой и выверкой каждой очередной стропильной фермы или несущей балки;

е) до установки связей и распорок, предусмотренных в проекте, раскреплять фермы временными распорками или расчалками по проекту производства работ.

2.15. При укрупнительной сборке стальных конструкций покрытия, монтаж которых осуществляется крупными блоками, укладка стального оцинкованного профилированного настила должна производиться после приемки укрупнительной сборки и окраски несущих конструкций покрытия.

2.16. Монтаж стального оцинкованного профилированного настила, выполняемый наверху, допускается только после монтажа всех несущих конструкций на каждом участке покрытия (ферм, связей, распорок, прогонов, тяжей), выполнения всех закреплений по проекту и приемки этих работ, а также после окраски частей конструкций, закрываемых настилом, и ее приемки.

Таблица 12

Наименование отклонения

Допускаемое отклонение

Колонны и опоры


1. Отклонение отметки опорной поверхности колонн и опор, устанавливаемых в соответствии:


с п.1.103“а”

±1,5 мм

с п.1.103 “б” и 1.103 “в”

±5 ”

2. Смещение осей колонн и опор относительно разбивочных осей (в нижнем сечении)

±5 ”

3 Отклонение оси колонны и опоры от вертикали в верхнем сечении при высоте, м:


до 15

15 мм

более 15

0,001 высоты колонны или опоры, но не более 35 мм

4. Стрела прогиба (кривизна):


Колонны

высоты колонны, но не более 15 мм

Опоры

длины элемента между точками закрепления, но не более 15 мм

5. Наибольший односторонний зазор между фрезерованными поверхностями в стыках колонн

поперечного размера ветви колонны в стыке

Фермы, ригели, пролетные строения транспортерных галерей и прогоны


6. Отклонения отметок опорных узлов; ферм и ригелей

± 20 мм

пролетных строений транспортерных галерей

± 15 мм

7. Стрела прогиба (кривизна) между точками закрепления участков сжатого пояса из плоскости фермы, ригеля или балки

величины закрепленного участка, но не более 15 мм

8. Отклонения расстояний между осями ферм по верхнему поясу

± 15 мм

9. Отклонения расстояний между прогонами и между балками для установки опор транспортера

± 5 мм

Подкрановые пути


10. Отклонения расстояний между осями подкрановых рельсов одного пролета

± 10 мм

11. Смещение оси подкранового рельса с оси подкрановой балки

15 мм

12. Отклонение оси подкранового рельса от прямой

15 мм на участке 40 м

13. Разность отметок головки подкрановых рельсов в одном разрезе пролета здания:


на опорах

15 мм

в пролете

20 мм

14. Разность отметок подкрановых рельсов на соседних колоннах (расстояние между колоннами L):


При L менее 10 м

10 мм

при L более 10 м

L, но не более 15 мм

15. Взаимное смещение торцов смежных подкрановых рельсов по высоте и в плане

2 мм

16. Зазор в стыках рельсов (при температуре 0° С и длине рельса 12,5 м)

4 мм

Стальной оцинкованный профилированный настил


17. Отклонение длины опирания настила на прогоны в местах поперечных стыков

0; - 5 мм

Отклонение в положении центров отверстии:


18. для самонарезающих болтов

± 5 мм

19. для комбинированных заклепок:


вдоль настила

± 20 мм

поперек ”

± 5 мм

Башни и трубы


20. Отклонение оси ствола и поясов башни или трубы от проектного положения

0,003 высоты выверяемой точки над фундаментом

Негабаритные бункера


21. Отклонение длины и ширины бункера в верхнем сечении

0,001 длины или ширины

22. Разность длин диагоналей в верхнем сечении

0,002 размера большей стороны

23. Отклонение высоты бункера

0,002 высоты

Примечания: 1. Перелом осей подкрановых рельсов не допускается.

2. При изменении температуры на 10°С допуск по п. 16 изменяется на ± 1,5 мм.

3. Разница в длине площадок опирания (при их длине 50 мм и более) каждого элемента (балки, фермы, ригеля, плиты перекрытий и покрытий) не должна превышать 10 мм.

2.17. Укладка и осаживание листов профилированного настила в местах нахлестки следует производить без повреждения его поверхности и без искажения формы.

2.18. Выверку подкрановых путей следует производить после закрепления конструкции каркаса здания в соответствии с проектом.

2.19. Многопролетные транспортерные галереи надлежит монтировать в направлении от анкерной опоры к качающейся (подвижной).

Монтаж пролетных строений следует, как правило, производить укрупненными пространственными блоками, включающими в возможных случаях ограждающие конструкции и опоры для транспортеров.

Приемка работ

2.20. Отклонения смонтированных конструкций от проектных размеров и положения не должны превышать величин, указанных в табл. 12.

3. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ КОНСТРУКЦИЙ ДОМЕННЫХ ЦЕХОВ И ГАЗООЧИСТОК

3.1. Настоящие дополнительные правила должны соблюдаться при изготовлении, монтаже и приемке стальных конструкций следующих объектов комплексов доменных цехов и газоочисток для печей всех объемов:

а) кожухи доменных печей;

б) кожухи воздухонагревателей;

в) кожухи пылеуловителей;

г) кожухи скрубберов:

д) кожухи электрофильтров;

е) газопроводы грязного, чистого и получистого газов;

ж) воздухопроводы холодного и горячего дутья;

з) основные конструкции колошниковых копров;

и) пролетные строения наклонного моста с опрокидывающим устройством и пилоном;

к) балки рудных бункеров, служащие для крепления рудных затворов;

л) несущие конструкции лифта.

Для доменных печей, в которых подача шихты производится транспортерами, изготовление и монтаж транспортерных галерей осуществляется с выполнением требовании раздела 2 настоящей главы, а также специальных указании проекта.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

Сборка

3.2. На заводе-изготовителе должна производиться общая сборка следующих конструкции:

а) кожуха горна;

б) мораторного кольца с, примыкающими к нему верхней царгой горна и первой царгой кожуха шахты: для печей без моратора - верхней царги горна с первой царгой шахты печи;

в) кожуха шахты, включая купол;

г) купола печи с примыкающими к нему газоотводами;

д) тройников вертикальных и наклонных газоотводов;

е) кольцевого воздухопровода;

ж) днища, купола и мест изменения диаметра кожуха каждого воздухонагревателя с примыкающими к ним цилиндрическими поясами кожуха;

з) купола и нижнего конуса пылеуловителя, скрубберов и электрофильтров с переходными вставками, первой цилиндрической царгой и опорными ребрами;

и) главных ферм или балок наклонного моста плоскостями, а верхней части - с опрокидывающим устройством целиком;

к) пилона наклонного моста;

л) рам колошникового копра

м) монтажной балки;

н) пространственной фермы или кольцевой балки колошниковой площадки;

о) несущих конструкций лифта.

Примечание. По требованию монтажной организации, согласованному с заводом-изготовителем, могут быть произведены и другие общие и контрольные сборки.

3.3. В процессе общей сборки после подгонки листов царг друг к другу к ним привариваются фиксаторы.

При общей сборке кожуха печи производится вырезка всех отверстий, в том числе отверстий для крепежных болтов и выводных трубок охлаждения вертикальных холодильных плит, для крепежных болтов футеровочных плит, а также для леток и фурменных приборов.

На кожухе печи внутри него наносятся контуры каждого угла холодильной плиты путем кернения и нанесения линий краской на длину 100 мм от вершины этого угла. Отверстия для леток, холодильных плит и фурменных приборов, края которых расположены ближе чем на 200 мм от края отправочного элемента, намечаются, но не вырезаются.

Разметка на кожухе каждого ряда плит производится в обе стороны, начиная от оси каждой чугунной летки.

Размеры отверстий для крепежных болтов и выводных трубок холодильных и футеровочных плит должны быть в 1,6 раза больше диаметров болтов и трубок соответственно с допускаемым отклонением +2 мм; - 0 мм.

Размеры от края овальных отверстий для трубок холодильных плит испарительного охлаждения до наружных краев защитных трубок этих плит должны быть равны 15 мм с допускаемым отклонением +2 мм; - 0 мм.

3.4. На всех царгах кожуха доменной печи по мере их общей сборки наносится с наружной и внутренней стороны керном или краской сплошная линия оси чугунных леток.

3.5. При общей сборке днищ воздухонагревателей производится нанесение для колонн поднасадочного устройства керном или краской двух взаимно перпендикулярных осей.

Эти оси наносятся вне радиуса нижней опорной плиты колонны. На днищах воздухонагревателей должны быть предусмотрены детали для закрепления колонн поднасадочного устройства к днищу в процессе монтажа.

Сварка при изготовлении и монтаже

3.6. При аттестации сварщиков для свариваемых контрольных соединений должен применяться металл тех же марок и толщин, которые применяются в свариваемых конструкциях. Разделка кромок и пространственное положение швов на контрольных соединениях должны быть аналогичными разделке кромок и положению швов в свариваемой конструкции.

Сварка контрольных сварных соединений при аттестации сварщиков должна производиться электродами и проволокой тех же марок и диаметров и с использованием таких же источников тока и режимов сварки, которые применяются при сварке конструкций.

3.7. Режим электрошлаковой сварки кожухов доменных печей из низколегированной стали и минимальные размеры сварных швов должны обеспечивать следующие показатели пластичности и вязкости металла сварного соединения: твердость по алмазной пирамиде не выше 300 единиц и ударную вязкость при температуре +20°С не ниже 6 кгс·м/см2

3.8. Испытание сварных швов на плотность путем смачивания керосином должно производиться для всех герметичных соединений, кроме кожуха печи и элементов оболочек толщиной более 16 мм.

3.9. Качество стыковых сварных соединений кожухов доменных печей, воздухонагревателей и выносных камер горения воздухонагревателей, воздухопроводов горячего дутья, включая кольцевой участок, пылеуловителей, скрубберов, электрофильтров и мест пересечений и изменения сечений газовоздухопроводов, работающих под избыточным давлением более 0,7 кгс/см2, а также швов на прямых участках в газопроводах от доменной печи до пылеуловителя и от пылеуловителя до скруббера должно контролироваться ультразвуковой дефектоскопией и просвечиванием проникающими излучениями.

Нормы контроля этих швов приведены в табл. 13. Указанными методами следует также контролировать швы сварных соединений, в которых наружным осмотром или ультразвуковой дефектоскопией обнаружены признаки дефектов.

Таблица 13


Нормы контроля в % к общей длине швов (не менее) для


Конструкция

ультра­звуко­вой дефекто-скопии

просвечивания проникающими излучениями при сварке

Места обязательного просвечивания



ручной и полу-автома­тической

автома-тичес­кой и электро-шла­ковой


1. Кожух доменной печи

100

3

1,5

Участки швов с признаками дефектов, обнаруженные ультразвуковой дефектоскопией

2. Воздухонагреватели и выносные камеры горения водухонагревателей, воздухопровод горячего дутья, включая кольцевой участок

100

10

1,5

Участки швов с признаками дефектов, обнаруженные ультразвуковой дефектоскопией, пересечения кольцевых и вертикальных швов, стыковой периферийный шов приварки купола к коробчатой балке при выносной камере горения

3. Пылеуловители, скрубберы, электрофильтры, места пересечения и изменения сечений трубопроводов - одной из следующих норм:





без контроля ультразвуковой дефектоскопией

--

3

1,5

Пересечения швов

с контролем ультразвуковой дефектоскопией

100

1

0,5

Участки швов с признаками дефектов, обнаруженные ультразвуковой дефектоскопией

4. Стыковые сварные соединения на участках газопроводов от доменной печи до пылеуловителя и от пылеуловителя до скруббера (кроме мест пересечения и изменения сечения швов)

--

1

0,5

--

 

3.10. Для сварки кожухов доменной печи, воздухонагревателей и пылеуловителей должны применяться источники питания постоянного тока. Источники питания переменного тока могут применяться только при колебаниях напряжения сети не более ±5%.

3.11. В сварных соединениях воздухонагревателей подрезы основного металла в вертикальных, меридиональных и кольцевых швах допускаются не более 0,5 мм.

Уменьшение толщины стенок в местах сварных швов в результате зачистки швов допускается не более 0,5 мм.

3.12. При сварке кожухов воздухонагревателей номер или знак сварщика должен быть проставлен в начале и конце шва сварного соединения.

3.13. Непровары в сечениях швов воздухонагревателей не допускаются.

Таблица 14

Наименование отклонения

Допускаемое отклонение

Кожух доменной печи


1. Эллиптичность (наибольшая разность диаметров) царг

0,003 проектного диаметра царги

2. Смещение центров царг шахты по отношению к центру мораторного кольца или нижнего уровня распара

0,002 (Н - h), но не более 30 мм, где h - отметка мораторного кольца или нижнего уровня распара (для доменных печей без моратора), H - отметка царг

3, Смещение центра верхнего колошникового фланца по отношению к центру мораторного кольца или нижнего уровня распара

30 мм

4. Разность отметок любых точек верхней плоскости колошникового фланца

3 мм

5. Отметка кромок вырезов в кожухе шахты для горизонтальных холодильников

± 2 мм

Кожух воздухонагревателя


6. Смещение центра купола по отношению к центру днища

30 мм

7. Эллиптичность (наибольшая разность диаметров) царг

0,003 проектного диаметра

8. Депланация кромок в продольных (вертикальных) и в кольцевых стыках

0,1 толщины оболочки, но не более 3 мм

9. Местное искривление оболочки по образующей и кольцевому очертанию, измеряемое шаблоном длиной 1500 мм

Не более 15 мм

10. Западание или выпучивание стыков, измеряемое шаблоном длиной 200 мм

5 мм

11 . Отклонение вертикальной оси кожуха и вертикальных стенок от проектного положения

0,001H, но не более 30 мм (H - высота от днища до выверяемой точки)

Конструкция колошникового копра


12. Смещение осей рам от их проектного положения

20 мм

13. Отклонение отметок верха подбалансирных балок площадки копра от проектных

± 20 мм

14. Негоризонтальность балок

3 мм на 1м длины балки

Конструкция наклонного моста


15. Отметка низа главных ферм (балок) моста на опорах (у скиповой ямы, на шпоне и др.)

± 10 мм

16. Смещение оси наклонного моста от оси доменной печи.

20 мм

17. Отклонений размеров между осями рельсов (под скипы) от проекта

± 2 мм

18. Превышение одного рельса над другим в одном поперечном сечении скиповых путей

4 мм

Нисходящий газопровод


19 Прогиб нисходящего газопровода до футеровки

0,0015 L, по не более 70 мм (L - пролет газопровода)

Опоры газовоздухопроводов


20. Отклонение осей опор от вертикальной плоскости

0,002 h, но не более 20 мм (h - высота опоры)

Сосуды и газовоздухопроводы


21. Перекос зеркала фланца (кроме колошникового) относительно оси патрубка

2 мм на 1м диаметра фланца

Кожух электрофильтра


22. Эллиптичность (наибольшая разность диаметров) царг

0,002 проектного диаметра царг

23. Смещение центров верхней и нижней частей аппарата

0,002 высоты аппарата

24. Негоризонтальность опорных балок под трубы осадительных электродов (в узле опирания верх промежуточной балки не должен быть выше верха главной балки)

0,5 мм на 1 м длины балки

Кожух пылеуловителя


25. Эллиптичность (наибольшая разность диаметров) цилиндрической и конической частей

0,005 проектного диаметра царг или конической части

Кожух скруббера


26. Эллиптичность (наибольшая разность диаметров) царг

0,005 проектного диаметра царг

27. Смещение центров верхней и нижней частей аппарата

0,003 высоты аппарата

Кожухи электрофильтра, скруббера и пылеуловителя


28. Местное искривление оболочки по образующей и по кольцевому или коническому очертанию, измеряемому шаблоном длиной 1500 мм

Не более 25 мм

29. Западание или выпучивание стыков, измеряемой шаблоном длиной 200 мм

5 мм

Кольцевая труба горячего дутья


30. Отклонение отметок низа (кожуха) кольцевой трубы (замеренных по оси каждой воздушной фурмы) от проектных

± 10 мм

31. Отклонение расстояния А от поверхности трубы до наружной поверхности кожуха доменной печи, замеренного на оси кольцевой трубы по оси каждой воздушной фурмы

± 20 мм

32. Эллиптичность (наибольшая разность диаметров) поперечного сечения кольцевой трубы

0,003 проектного диаметра

Колонны шахты


33. Разность в отметке верха колонн

5 мм

34. Разность в отметке отдельных ветвей одной колонны

1 мм

Кольцевая балка колошниковой площадки


35. Эллиптичность (наибольшая разность диаметров) оси кольцевой балки

0,002 D (D - диаметр оси кольцевой балки)

Балки под монтажную тележку


36. Смещение оси балки от проектного положения

15 мм

37. Разность отметок рельсов в одном поперечном сечении

4 мм

38. Разность oтметок рельсов вдоль путей на опорах (уклон не более 0,001)

5 мм

39. Отклонение расстояния между осями рельсов

5 мм

Несущие конструкции ствола лифта (исключая шахту)


40. Отклонение оси ствола от проектного положения

высоты выверяемой точки над фундаментом, но не более 55 мм

41. Эллиптичность (наибольшая разность диаметров) цилиндрических конструкций ствола

0,004 номинального диаметра окружности

42. Отклонение размера поперечного сечения прямоугольного ствола от проектного

± 4 мм

Примечания: 1. К конструкциям шахты лифта относятся угловые стойки, пояса для крепления направляющих и двери.

2. Установка шахты лифта должна производиться в соответствии с требованиями нормативного документа по монтажу лифтов.

Монтаж

3.14. Нижняя горловина пылеуловителя подгоняется к кожуху при установленном оборудовании; при отсутствии оборудования расстояние от уровня балок рабочей площадки до низа горловины должно быть выдержано с допуском +20 мм; - 0 мм.

3.15. Отверстия и лазы, необходимые для производства строительных и монтажных работ, должны, как правило, размещаться в местах стационарных люков.

Испытание конструкций и приемка работ

3.16. Допускаемые отклонения геометрических размеров и формы стальных конструкций доменных печей и газоочисток от проектных не должны превышать величин, указанных в табл. 14.

3.17. Порядок проведения испытания конструкций и все необходимые для этого работы и приспособления предусматриваются в специальном проекте производства работ, который должен быть согласован с дирекцией завода.

3.18. Испытания конструкций должны выполняться представителями завода, генподрядной и монтажной организации, которые устанавливают время и порядок испытаний, с учетом местных условий и специфики работы различных агрегатов действующего доменного цеха и других близко расположенных объектов, а также разрешают вопросы, возникшие в процессе испытания.

3.19. Перед производством испытаний устанавливаются границы охраняемой опасной зоны, в которой запрещается нахождение людей, не связанных с испытанием:

а) при испытательном избыточном давлении от 0,75 до 2,5 кгс/см2 радиусом 25 м;

б) при испытательном избыточном давлении 2,5 кгс/м2 и более радиусом 50 м; кроме того, устанавливается вторая граница радиусом 25 м, внутри которой не должны находиться сосуды объемом более 100 м3 и трубопроводы диаметром более 1200 мм с газом под любым давлением или с воздухом под избыточным давлением более 0,7 кгс/см2.

При невозможности выполнения требований, относящихся к сосудам и трубопроводам, расположенным в радиусе 25 м, необходимые мероприятия, обеспечивающие безопасное производство работ по испытанию, устанавливаются в проекте производства работ.

3.20. В периоды повышения и снижения давления лица, занятые на испытании, должны находиться за пределами опасной зоны либо должны быть в надежных укрытиях.

3.21. Перед испытанием необходимо произвести осмотр конструкций и определить готовность их к испытаниям. Для этого должны быть:

все замкнутые сосуды и трубопроводы тщательно провентилировать (продуты сжатым воздухом с открытием лазов, люков, заглушек и т.п.);

взяты контрольные пробы воздуха внутри испытываемых конструкции на отсутствие в них горючих и взрывоопасных газов;

внутренние полости испытываемых участков очищены от мусора и посторонних предметов;

все крышки люков и лазов уплотнены и затянуты болтами;

все отверстия для импульсных линий и паропроводов заглушены.

3.22. Перед испытанием должны быть предъявлены документы, перечисленные в п.1.151 (кроме подпункта “з”) настоящей главы и дополнительно:

а) паспортные данные и акты испытания арматуры и клапанов, участвующих в испытании;

б) акты приемки смонтированного оборудования;

в) схема размещения и рабочие чертежи заглушек.

3.23. Манометры, применяемые для испытания, должны быть исправными, проверены по правилам Госгортехнадзора и запломбированы. Установка манометров и вентилей должна быть произведена до начала испытания в безопасной зоне.

3.24. Испытание по участкам может производиться или с использованием смонтированного оборудования и арматуры (если они были предварительно испытаны на соответствующее участку испытательное давление), или без оборудования и арматуры с установкой специальных заглушек, рассчитанных на максимальное давление, применяемое для испытания данного участка.

Схема размещения и рабочие чертежи заглушек должны быть приведены в проекте производства работ.

3.25. Масса контргрузов атмосферных и пылевых клапанов на пылеуловителе перед его испытанием должна быть доведена до величины, обеспечивающей возможность испытания на прочность давлением 1,25 P2 согласно табл. 15 настоящей главы.

3.26. Испытание листовых конструкций на прочность и герметичность осуществляется сжатым воздухом, как правило, в два этапа.

Первый этап: испытание на избыточное давление до 0,7 кгс/см2 производится перед футеровкой.

Второй этап: испытание на избыточное давление, предусмотренное в табл. 15, производится, как правило, также перед футеровкой. При отсутствии оборудования и арматуры, могущем вызвать задержку работ по футеровке или по другим причинам, испытания на втором этапе могут производиться после футеровки. Испытания воздухонагревателей с плоскими днищами, не рассчитанными на восприятие внутреннего давления, производятся после футеровки.

Испытание на избыточное давление 0,7 кгс/см2 и более разрешается производить при наружной температуре воздуха минус 20°С и выше, испытание на избыточное давление до 0,7 кгс/см2 разрешается производить при наружной температуре выше минус 30°С.

3.27. В процессе испытания производится два раза осмотр конструкций. Первый раз при избыточном давлении 0,7 кгс/см2, после которого производится устранение всех обнаруженных дефектов. Затем производится проверка на прочность путем доведения давления до испытательного (см. табл. 15, графу “Испытательное давление на прочность”), при котором конструкция выдерживается в течение 5 мин, после чего давление снижается до рабочего (см. табл. 15, графу “Нормативное рабочее давление”), и производится вторичный осмотр конструкции с проверкой величины утечки воздуха.

Примечание. Испытания сосудов и газовоздухопроводов давлением воздуха и сдачи их на герметичность и прочность должны производиться до сушки кладки и футеровки.

Таблица 15

Обозна­чение


Наименование отдельных

Норматив­ное

Испытательное давление

участ­ков

(рис.2)

участков

рабочее давление

на герметичность

на прочность

A

Воздухопровод холодного дутья от задвижки у воздуходувной станции до воздушно-разгрузочного клапана (клапана “Снорт”)

p1

p1

1,25 Р1

Б

Воздухопровод холодного дутья от воздушнo-разгрузочного клапана до клапанов холодного дутья у воздухонагревателей с отведением до смесительного и отделительного клапанов

p1

p1

1,25 Р1

В

Воздухонагреватели, включая штуцера горячего и холодного дутья

p1

p1

1,25 Р1

Г

Воздухопровод горячего дутья в составе прямого воздухопровода и кольцевого воздухопровода до штуцеров фурменных приборов

p1

p1

1,25 Р1

Д

Кожух доменной печи:





у Фурм

p1

p2*, но не выше 2 кгс/см2

--**


на колошнике

p2

p2*, но не выше 2 кгс/см2

--**

Е

Газопровод грязного газа в cocтaвe: газоотводы печи от купола шахты до атмосферных клапанов печи и нисходящий газопровод от газоотводов печи до кожуха отсекающего клапана пылеуловителя

p2

p2*, но не выше 2 кгс/см2

--

Ж

Пылеуловитель

p2

p2

1,25 P2

З

Газопровод грязного газа от пылеуловителя до скруббера

p2

p2

1,25 P2

И

Скруббер

p2

p2

1,25 P2

К

Газопровод получистого газа от скруббера до электрофильтров

p2

p1

1,25 P2

Л

Газопровод получистого (или чистого) газа от газопровода получистого газа до кожуха газового затвора и атмосферный газопровод от кожуха газового затвоpa до атмосферных клапанов

p2

p2

1,25 P2

М

Электрофильтры

p2

p2

1,25 P2

Н

Газопровод чистого газа от электрофильтров до дроссельной группы

p2

p2

1,25 P2

О

Газопровод чистого газа от дроссельной группы до листовой задвижки

p3

1,25 P3

-

П

Общезаводской коллектop чистого газа от листовой задвижки

p4

1,25 P4

--

Р

Газопровод чистого газа от общезаводского коллектора до дроссельного клапана на отводе к воздухонагревателям

p4

1,25 P4

-

С

Газопровод чистого газа от дроссельного клапана на отводе к воздухонагревателям до дроссельных клапанов над горелками с атмосферными свечами и клапанами на них

p4

1,25 P4

-

Примечание Р1 - нормативное избыточное внутреннее рабочее давление в кгс/см2 (по проекту) воздуха в воздухопроводах холодного и горячего дутья, в воздухонагревателях и у фурм доменной печи;

P2 - нормативное избыточное внутреннее рабочее давление в кгс/см2 (по проекту) газовой среды на колошнике, в газопроводах грязного газа, в пылеуловителе, скрубберах и электрофильтрах, в газопроводе получистого и чистого газа в пределах газоочистки до дроссельной группы, а также в газопроводах получистого или чистого газа от газоочистки до межконусного пространства;

P3 - нормативное избыточное рабочее давление кгс/см2 (по проекту) газовой среды в газопроводе чистого газа от дроссельной группы до листовой задвижки. При установке расширительной турбины и отводе газа на расширительную турбину нормативное избыточное рабочее давление в газопроводе этого участка принимается равным P2 а испытание на герметичность производится давлением, равным P2 и на прочность - 1,25 P2;

P4 - нормативное избыточное внутреннее рабочее давление в кгс/см2 (по проекту) газовой среды в общезаводском коллекторе чистого газа, включая газопровод чистого газа к горелкам воздухонагревателей.

* Испытание продувкой.

** Помимо продувки давлением Р2 (но не вьше 2 кгс/см2) все швы кожуха доменной печи должны быть проверены ультразвуковой дефектоскопией в соответствии с табл. 13 п. 39 настоящей главы.

3.28. Подъем и снижение давления должны производиться медленно, ступенями по 0,25 кгс/см2 с выдержкой на каждой ступени не менее 5 мин.

Осмотр испытываемых участков производится только через 10 мин после того как давление установится.

Рис 2. Схема разбивки комплекса сооружений доменного цеха и газоочистки на отдельные участки при испытаний

1 - воздушно-разгрузочный клапан; 2 - смесительный и отделительный клапаны; 3 - дроссельный клапан; 4 - дроссельная группа; 5 - листовая задвижка; 6 - .задвижка; 7 -- задвижка; 8 - клапаны холодного дутья; N - поступление воздуха из воздуходувки; N1 - поступление газа к потребителю

Производить осмотр конструкций во время подъема давления и без выдержки, а также остукивание отдельных швов, исправление дефектов, ремонтные работы при наличии давления запрещаются.

3.29. Испытанию на избыточное внутреннее давление подвергаются отдельные участки комплекса сооружений доменного цеха и газоочистки. Участки указаны на рис. 2, а обозначение, наименование их и величины давления при испытании стальных конструкций доменных печей и газоочисток приведены в табл. 15 настоящей главы.

3.30. Допустимые нормы потери воздуха при испытании на герметичность на всех участках составляют от объема испытываемого участка:

3% с оборудованием без заглушек;

2% с заглушками вместо оборудования;

3% с частью оборудования и частью заглушек.

Величина утечки воздуха (в процентах) определяется по формуле

(2)

где Тн и Ткон - абсолютная температура воздуха в испытываемом объекте соответственно в начале и в конце испытания;

Рн и Ркон - абсолютное давление воздуха в испытываемом объекте соответственно в начале и в конце испытания. Абсолютное давление воздуха должно определяться как сумма барометрического и манометрического давления.

Продолжительность испытания на герметичность, при котором производится подсчет потерь воздуха, должна быть не менее 1 ч.

3.31. В случае, если потери воздуха превысят допускаемые нормы, устанавливаются места утечек (путем смачивания сварных швов и других соединении мыльной эмульсией или пенным индикатором), давление снимается и производится устранение дефектов.

Устранение дефектов производится вырубкой дефектных участков швов и заваркой их вновь.

Во фланцевых соединениях, пропускающих воздух, производится переукупорка.

Литые детали арматуры и отсекающего оборудования, показавшие утечки воздуха, подлежат ремонту.

После устранения дефектов производятся повторные испытания до тех пор, пока утечка воздуха не снизится до нормы.

Испытание конструкций отдельных участков комплекса

3.32. Места установки заглушек и оборудования для разделения воздушного и газового трактов доменного цеха и газоочистки на участки при их испытании приведены в табл. 16.

Таблица 16

Учас­ток (см. рис. 2)

Места установки заглушек

Наименование устанавливаемого оборудования, взамен которого для условий, оговоренных в п. 3.24, разрешается устанавливать заглушки

Дополнитель­ные указания

А

У воздуходувной станции и воздушно-разгрузочного клапана

-

-

Б

У воздушно-разгрузочного и у смесительного или отделительного клапана

Клапаны холодного дутья с закрытыми тарелками и измерительная диафрагма, если они имеют паспорта и акты испытания

--

В

В штуцерах холодного и горячего дутья

Остальная арматура и клапаны: дымовые, перепускные, крышки или шибер газовой горелки

См. п. 3.33

Г

У смесительного или отделительного клапана, у клапана го­рячего дутья, в штуцерах фурменных приборов

Фурменные приборы (без сопел) с затянутыми клиновыми соединениями, установленными натяжными болтами с пружинами, снятыми фланцами с шаровой заточкой для сопел, на место которых должны быть установлены заглушки

--

Д

--

--

Испытание продувкой

Е

-

-

См. п. 3.34

Ж и З сов­мест­но

В местах, отделяющих эти участки от скрубберов и нисходящего газопровода. Вместо корпусов винтовых транспортеров

Люки, лазы, атмосферные клапаны, затворы пылеуловителей

Допускается испытывать раздельно участок Ж и З

И

--

а) Постоянные задвижки, если они испытаны на избыточное давление не ниже 1,25 Р2;

б) Клапаны

--

К

--

Все оборудование

--

Л

-

Клапаны, если они имеют паспорта и акты испытания

-

М

-

Постоянные задвижки и клапаны, если они испытаны на избыточное давление 1,25 Р2

Каждый электрофильтр испытывается отдельно

Н

-

Все оборудование

-

О

-

Приборы в начале и конце участка, если они испытаны на избыточное давление 1,25 Р2

-

П

В начале и конце участки и на всех патрубках

-

-

Р

В начале и конце участка

-

-

С

Вместо дроссельных клапанов

-

-

3.33. Каждый воздухонагреватель испытывается отдельно.

Воздухонагреватель с плоским днищем, не рассчитанным на восприятие внутреннего давления, после необходимого контроля сварных соединений, устранения всех дефектов и удаления всех сборочных и монтажных приспособлений с внутренней поверхности сдается по акту под огнеупорную кладку.

Испытание воздухонагревателя на избыточное давление 1,25 P1 на прочность и герметичность производится после огнеупорной кладки до разогрева его, если в проекте нет других указаний о порядке и последовательности испытания и разогрева.

Испытание следует производить с применением временных анкеров, обеспечивающих устойчивость и прочность воздухонагревателя. Временные анкеры удаляются после снятия давления перед разогревом. Приварка постоянных анкеров производится после разогрева воздухонагревателя.

Воздухонагреватель со сферическим днищем или с плоским днищем, рассчитанным на восприятие внутреннего давления, испытывается на избыточное давление 1,25 Р1 на прочность и герметичность до огнеупорной кладки; приварка анкеров производится до испытания.

После испытания на прочность, герметичность и устранение всех дефектов, а также после удаления всех сборочных приспособлений воздухонагреватель сдается по акту под огнеупорную кладку.

Примечание. Для всех конструкций воздухонагревателей удаление приспособлений должно производиться способами, не повреждающими поверхность металла (не ударами кувалдой). При этом необходимо оставлять 2 - 3 мм для последующей зачистки наждачным кругом. После зачистки допускается оставлять припуск до 1 мм.

3.34. Испытание газопроводов на участке Е на первом этапе до футеровки производится без испытательного избыточного давления 0,7 кгс/см2 путем смачивания или опрыскивания внутри газопроводов всех швов керосином, а снаружи меловой суспензией. Испытание на герметичность после футеровки производится одновременно со всем комплексом сооружений воздушного и газового трактов, в соответствии с пп. 3.35 - 3.42 настоящей главы.

Предспусковое испытание комплекса доменной печи

3.35. После окончания испытания отдельных участков, всего оборудования и после окончания огнеупорной кладки производится совместное испытание всех стальных конструкций путем продувки воздухом всей системы воздушного и газового трактов, начиная с воздухопровода холодного дутья от воздуходувной станции и кончая газопроводом чистого газа в пределах газоочистки до дроссельной группы.

Продувка всей системы целиком производится избыточным давлением, равным P2, но не свыше 2 кгс/с м2.

3.36. Все сопла фурменных приборов должны быть установлены, атмосферные клапаны закрыты, заглушки, установленные для деления системы на участки, должны быть сняты. Большой конус должен быть открыт, малый конус - закрыт, болты на люках газового затвора - затянуты, а в уплотнение распределителя шихты - подана смазка. За дроссельной группой устанавливается заглушка, рассчитанная на избыточное давление Р2, но не свыше 2 кгс/см2.

3.37. Все клапаны системы, соединяющие ее с атмосферой, закрываются, за исключением клапанов, которые потребуется открыть для пропуска некоторого количества воздуха в случае невозможности выпуска всего воздуха через клапан воздуходувки. Клапаны всех воздухонагревателей должны во время испытания находиться в положении на дутье, причем смесительный и отделительный клапаны и отсекающий клапан на пылеуловителе должны быть полностью открыты.

3.38. Контроль давления у доменной печи производится двумя манометрами, прошедшими проверку, запломбированными и установленными в помещениях КИП.

3.39. Перед началом продувки производится смачивание всех фланцевых соединений мыльной эмульсией для контроля их герметичности.

3.40. После выдержки системы под давлением продолжительностью не менее 30 мин, производится осмотр сооружений и выявление утечек воздуха с соблюдением условий, указанных в пп. 3.19. 3.20 и 3.28 настоящей главы.

3.41. Все обнаруженные утечки воздуха должны быть устранены после снятия давления. Устранение утечки производится в соответствии с п. 3.31 настоящей главы,

3.42. Регулирование давления и расхода воздуха следует производить на воздуходувке из расчета поддержания в системе избыточного давления Р2, но не выше 2 кгс/см2.

Подсчеты потерь воздуха не производятся. Выпуск воздуха производится через клапан у воздуходувки.

3.43. Испытание колошникового копра необходимо производить раздельно:

а) опробованием работы всех механизмов;

б) статическим испытанием монтажной балки совместно с грузоподъемным механизмом путем подъема груза, равного 1,25 его номинальной грузоподъемности, на высоту 100 мм в течение 10 мин, с тщательным осмотром всех конструкций колошникового копра; динамическим испытанием путем повторного подъема, перемещения и отпускания груза, равного 1,1 его номинальной грузоподъемности.

При обнаружении в процессе испытания дефектов в конструкциях и после исправления их испытание повторяется.

3.44. Проверку правильности путей наклонного моста следует производить прокаткой скипов.

Разогрев воздухонагревателей

3.45. При пуске необходимо произвести нагрев воздухонагревателей до эксплуатационной температуры. Разогрев воздухонагревателей производится персоналом доменного цеха по специальной инструкции.

Окраска конструкций

3.46. Окраска стальных конструкций производится только после испытания их избыточным давлением 0,7 кгс/см2 и контроля качества сварных соединений.

4. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРАВИЛА ДЛЯ КОНСТРУКЦИЙ ЦИЛИНДРИЧЕСКИХ ВЕРТИКАЛЬНЫХ РЕЗЕРВУАРОВ

4.1. Настоящие дополнительные правила должны соблюдаться при изготовлении, монтаже и приемке стальных конструкций вертикальных сварных цилиндрических резервуаров для нефти и нефтепродуктов емкостью до 20000 м3, с высотой стенки не более 12 м, следующих типов: низкого давления (до 200 мм вод. ст.); повышенного давления (до 7000 мм вод. ст.); специальных (с плавающими крышами, понтонами и др.).

При изготовлении, монтаже и приемке резервуаров емкостью свыше 20000 м3 до 50000 м3 с высотой стенки до 18 м надлежит руководствоваться наряду с настоящим разделом требованиями проекта по допускаемым отклонениям, контролю качества работ и испытанию резервуаров.

ИЗГОТОВЛЕНИЕ

4.2. Стенки, днища, центральные части плавающих крыш и понтонов должны изготовляться, как правило, рулонами, кроме случаев, предусмотренных проектом. Стационарные крыши, короба понтона и плавающих крыш, кольца жесткости изготовляются укрупненными габаритными элементами.

Короба понтонов и плавающих крыш должны изготавливаться в кондукторах. Допускаемые отклонения от проектных размеров длины отправочного элемента и поперечного сечения ±2 мм.

На заводе должны проходить контрольную сборку следующие конструкции (целиком или частями):

затворы плавающих крыш (навеской на одном коробе);

короба понтонов и плавающих крыш; кольца жесткости.

4.3. Полотнища днищ, изготовленные целиком, или собираемые на монтаже из отдельных листов и обрезанные по окружности, должны иметь припуск по диаметру днища проектного диаметра, но не менее 20 мм.

Полотнища стенок не должны иметь ступенчатости в кромках смежных листов более 3 мм.

Сварка при изготовлении и монтаже

4.4. Все сварные соединения днища из листов толщиной более 4 мм выполняются не менее чем в два слоя.

4.5. Стыковые сварные соединения окраек днища должны выполняться на подкладке не менее чем в два слоя.

4.6. Контроль герметичности всех швов днища производится вакуумом и всех швов прочих частей резервуара - керосином в соответствии с п. 1.54 настоящей главы.

Контроль просвечиванием проникающими излучениями производится:

а) в резервуарах, сооружаемых из рулонных заготовок, на заводе проверяется 100% пересечении вертикальных и горизонтальных швов сварных соединении I и II поясов (считая снизу) и 50% пересечений II, III и IV поясов, а на монтаже - вертикальных монтажных швов стенок резервуаров емкостью от 2000 до 20 000 м3;

б) в резервуарах, сооружаемых полистовым методом, - всех вертикальных стыковых соединений I и II поясов и 50% соединений II, III, IV поясов, преимущественно в местах пересечения этих соединений с горизонтальными;

в) всех стыковых соединений окраек днищ в местах примыкания к ним стенки резервуара. Длина снимка должна быть не менее 240 мм.

Примечание. Взамен просвечивания сварных соединений при толщине стали 10 мм и более разрешается производить контроль ультразвуковой дефектоскопией с последующим просвечиванием, проникающими излучениями участков швов с признаками дефектов.

Монтаж

4.7. До начала монтажа конструкций резервуаров должны быть проверены и приняты:

разбивки осей резервуаров;

отметки поверхности и тщательность уплотнения гидроизолирующего слоя искусственного основания;

обеспечение отвода поверхностных вод от основания.

4.8. Отклонения фактических размеров оснований и фундаментов резервуаров от проектных не должны превышать величин, приведенных в табл. 17 настоящей главы.

Таблица 17

Наименование отклонения

Допускаемое отклонение, мм

1. Отклонение отметки центра основания от проектной при:


Плоском

0; +30

с подъемом к центру

+50

с уклоном к центру

-50

2. Отклонение от проекта отметок периметра основания, определяемых в зоне расположения окраек не реже чем через 6 м и не менее чем в восьми точках

±10

3. Разность отметок любых не смежных точек основания не более

20

4. Отклонение от проекта отметок поверхности кольцевого фундамента, определяемых не реже чем через 6 м и не менее чем в восьми точках

±5

5. Разность отметок любых не смежных точек кольцевого фундамента не более

10

6. Отклонения от проекта наружного диаметра кольцевого фундамента

+50; - 30

7. Толщина гидроизолирующего слоя на бетонном кольце в месте расположения стенки резервуара


Предыдущая часть | К оглавлению | Следующая часть

Деловые объявления

   

© 2007 Строительный портал Stroy-Life. Все права защищены.
При использовании материалов портала - гиперссылка на строительный портал Stroy-Life.ru обязательна

2 часть