pages
Логин Пароль
Регистрация  Забыли пароль?  Запомнить меня

  Stroy-life.ru / Главная / Строительные ГОСТы, строительные СНИПы

1 часть

  Главная / Строительные ГОСТы, строительные СНИПы / Полезное

1 часть

СНиП III-42-80


МАГИСТРАЛЬНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ


Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 16 мая 1980 г. № 67


Разработана ВНИИСТ Миннефтегазстроя с участием институтов “Гипротрубопровод” Миннефтепрома и “Гипроспецгаз” Мингазпрома.

С введением в действие главы СНиП III-42-80 “Магистральные трубопроводы” утрачивает силу глава СНиП III.Д10-72 “Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ”.


Редакторы - инж. Н.А. Шишов (Госстрой СССР), кандидаты техн. наук В.И. Прокофьев, В.П. Ментюков (ВНИИСТ).


Государственный комитет СССР по делам

Строительные нормы и правила

СНиП III-42-80

строительства(Госстрой СССР)

Магистральные трубопроводы

Взамен главы СНиП III-Д.10-72



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила настоящей главы должны соблюдаться при строительстве новых и реконструкции действующих магистральных трубопроводов и ответвлений от них ус­ловным диаметром до 1400 мм (включительно) с избы­точным давлением среды не свыше 10 МПа (100 кгс/см2) для транспортирования:

нефти, нефтепродуктов, природного и попутного, ес­тественного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от головных перекачивающих насо­сных и компрессорных станций), производства или хра­нения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций городов и населенных пунктов, отдельных промышленных и сель­скохозяйственных предприятий и портов);

сжиженных углеводородных газов (фракций С3 и С4 и их смесей), а также нестабильного бензина и неста­бильного конденсата и других сжиженных углеводоро­дов с упругостью насыщенных паров не выше 1,6 МПа (16 кгс/см2) при температуре плюс 45° С из районов их добычи или производства (от головных перекачиваю­щих насосных станций) до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, промышленных предприятий, портов, газораздаточных станций и кус­товых баз);

товарной продукции в пределах головных и промежу­точных газокомпрессорных и нефтеперекачивающих на­сосных станций, станций подземного хранения газа, газораспределительных станций, замерных пунктов.

Внесены Миннефтегаз-строем СССР

Утверждены постановлением Государст­венного комитета СССР по делам строительства от 16 мая 1980 г. № 67

Срок введения в действие 1 января 1981 г.

1.2. Правила настоящей главы не распространяются на строительство промысловых трубопроводов, а также строительство магистральных трубопроводов в морских акваториях и районах с сейсмичностью свыше 8 баллов для подземных и свыше 6 баллов для надземных трубопроводов. В этих случаях должны соблюдаться требования соответствующих ве­домственных нормативных документов (ВСН), утвер­жденных в установленном порядке, а при их отсутст­вии - специальные требования к производству и при­емке работ, указанные в проектной документации.

1.3. При строительстве магистральных трубопроводов кроме требований настоящей главы должны соблюдать­ся требования глав СНиП по организации строительной: производства, технике безопасности в строительстве и других глав СНиП, стандартов и инструкций, регламентирующих производство и приемку отдельных видов работ в комплексе строительства магистрального трубопровода и утвержденных в установленном порядке.

1.4. Категории магистральных трубопроводов и их участков определяются проектом в соответствии с главой СНиП по проектированию магистральных трубопроводов.

1.5. Строительство магистральных трубопроводов должно вестись поточным методом передвижными механизированными колоннами или комплексами, обеспечивающими непрерывность производства всех работ в строгой технологической последовательности.

1.6. Подготовительные работы и сооружение переходов через естественные и искусственные препятствия следует выполнять специализированными строительно-монтажными подразделениями.

1.7. Ширина полосы отвода земель на время строительства магистральных трубопроводов определяется проектом в соответствии с Нормами отвода земель для магистральных трубопроводов.

1.8. При пересечении строящегося магистрально трубопровода с подземными коммуникациями производство строительно-монтажных работ допускается при на­личии разрешения организации, эксплуати­ру­ю­щей эти коммуникации, и в присутствии ее представителей.

1.9. При обнаружении на месте производства работ подземных коммуникаций и сооружений, не значащихся в проектной документации, строительной организацией должны быть по согласованию с организацией, эксплуа­тирующей указанные коммуникации и сооружения, приняты меры к предохранению их от поврежде­ний.

1.10. При вскрытии кабельных линий связи, пересека­ющих трассу трубопровода, должны соблюдаться Ус­ловия производства работ в пределах охранных зон и просек на трассах линий связи и радиофикации, утверж­денные Министерством связи СССР.

1.11. При производстве строительно-монтажных ра­бот должен осуществляться производителями работ строительных организаций операционный контроль их качества (по всем технологическим процессам). Пред­ставители заказчика, а также представители органов государственного надзора имеют право производить вы­борочный контроль качества всех видов работ. Приме­нение материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверж­дающие их качество, не допускается.

1.12. При строительстве магистральных трубопрово­дов следует применять трубы, преимущественно изоли­рованные в заводских или базовых условиях. Сооруже­ние трубопроводов из изолированных труб следует выполнять по специальной технологической инструк­ции.

1.13. Оформление производственной документации, включая акты освидетельствования скры­тых работ, должно производиться в соответствии с ВСН 012-88 утвержденным бывшим Миннефтегазстроем.

1.14. Материалы фактического положения трубопро­водов (исполни­тельная съемка), оформленные в уста­новленном порядке строительно-монтажнымн органи­зациями и заказчиком, должны передаваться в исполни­тельные комитеты районных (городских) Советов на­родных депутатов.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1. Заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для строительства и не менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ передать подрядчику техническую документацию на нее и на за­крепленные на трассе строительства трубопровода пунк­ты и знаки этой основы, в том числе: знаки закрепления углов поворота трассы; створные знаки углов поворота трассы в количестве не менее двух на каждое направление угла в пределах видимости;

створные знаки на прямолинейных участках трассы, установленные попарно в пределах видимости, но не ре­же чем через 1 км;

створные знаки закрепления прямолинейных участков трассы на переходах через реки, овраги, дороги и дру­гие естественные и искусственные препятствия в коли­честве не менее двух с каждой стороны перехода в пре­делах видимости;

высотные реперы, установленные не реже чем через 5 км вдоль трассы, кроме устанавливаемых на переходах через водные преграды (на обоих берегах);

пояснительную записку, абрисы расположения зна­ков и их чертежи;

каталоги координат и отметок пунктов геодезической основы.

Допустимые средние квадратичсские погрешности при построении геодезической разбивочной основы: угловые измерения ±2'; линейные измерения 1/1000; определение отметок ± 50 мм.

2.2. Перед началом строительства генподрядная стро­ительно-монтажная организация должна выполнить на трассе следующие работы:

произвести контроль геодезической разбивочной ос­новы с точностью линейных измерений не менее 1/500, угловых 2' и нивелирования между реперами с точностью 50 мм на 1 км трассы. Трасса принимается от заказчика. по акту, если измеренные длины линий отличаются от проектных не более чем на 1/300 длины, углы не более чем на 3' и отметки знаков, определенные из нивелиро­вания между реперами,- не более 50 мм;

установить дополнительные знаки (вехи, столбы и пр.) по оси трассы и по границам строительной полосы;

вынести в натуру горизонтальные кривые естествен­ного (упругого) изгиба через 10 м, а искусственного изгиба - через 2 м;

разбить пикетаж по всей трассе и в ее характерных точках (в начале, середине и конце кривых, в местах пересечения трасс с подземными коммуникациями). Створы разбиваемых точек должны закрепляться зна­ками, как правило, вне зоны строительно-монтажных работ. Установить дополнительные репера через 2 км по трассе.

2.3. До начала основных строительно-монтажных ра­бот генподряд­чик должен, при необходимости, дополни­тельно к требованиям главы СНиП по организации стро­ительного производства выполнить с учетом конкретных условий строительства следующие подготовительные ра­боты на трассе:

расчистить полосу отвода трубопровода от леса, кустарника, пней и валунов;

удалить отдельные деревья и нависшие части скал и камни, находящиеся вне полосы отвода, но угрожающие по своему состоянию падением в зону полосы отвода;

срезать крутые продольные склоны;

осуществить защитные противообвальные н проти­вооползневые мероприятия;

осуществить мероприятия, обеспечивающие мини­мальное промер­за­ние грунта в полосе траншеи под тру­бопровод;

построить временные дороги, водопропускные, водо­отводные, а также осушительные сооружения на подъ­ездах к трассе и вдоль нее, а также мосты и переправы через реки, ручьи н овраги; защитить подъездные доро­ги от снежных заносов;

устроить временные приобъектные и пристанционные базы или склады для хранения материалов н оборудо­вания;

устроить временные пристани и причалы; подготовить временные производственные базы и площадки для производства сварочных, битумоплавильных и других работ; построить временные поселки, обеспечивающие необходимые жилищные, санитарные и культурно-бытовые условия работающим;

подготовить вертолетные площадки;

создать систему диспетчерской связи;

подготовить строительные площадки для производ­ства строительно-монтажиых работ по сооружению пе­реходов трубопроводов через естественные и искусствен­ные препятствия и при прокладке трубопроводов в тон­нелях с необходимыми временными бытовыми и техно­логическими помещениями, сооружениями, дорогами;

создать водомерные посты вне зоны производства ра­бот по устройству переходов трубопроводов через водные преграды с привязкой водомерного поста нивелировкой к высотной съемке трассы трубопровода и государствен­ной геодезической сети;

снять плодородный слой земли и переместить его в отвал для временного хранения в соответствии с п. 13.8 настоящей главы.

2.4. Расчистка трассы на период строительства дол­жна произво­дить­ся в границах полосы отвода и в других местах, установленных проектом.

В зимний период расчистку следует производить о два этапа: в зоне проезда транспорта и работы строи­тельных машин - заблаговременно до начала основных работ, а в зоне рытья траншеи - непосредственно перед работой землеройных машин на длину, обеспечивающую их работу в течение смены.

2.5. Корчевка пней на сухих участках трассы должна производиться по всей ширине полосы отвода, а на боло­тистых участках - только на полосе будущей траншеи трубопровода и кабеля. На остальной части полосы от­вода деревья необходимо спиливать на уровне земли.

2.6. Объем работ по планировке, необходимой для транспортных целей и передвижения строительных ма­шин, должен быть указан в проекте организации стро­ительства и уточнен в проекте производства работ.

2.7. Временные дороги для проезда строительных и транспортных машин следует устраивать однополосными с уширением в местах разворотов, поворотов и разъез­дов (со стороны трубопровода, противо­по­ложной трассе кабельной линии связи). Разъезды устраиваются на рас­стоянии прямой видимости, но не более чем через 600 м.

При строительстве зимних дорог следует преимуще­ственно ограничиваться уплотнением снежного покрова с промораживанием ледяной корки, промораживанием поверхности грунта и поддержанием проезжей полосы в исправном состоянии.

При строительстве и эксплуатации ледовых дорог, проложенных по рекам, ручьям и озерам, должна опре­деляться несущая способность льда и проводиться ра­бота по поддержанию ледового покрова в рабочем сос­тоянии.

Тип, конструкция, ширина дорог и радиусы поворотов определяются проектом организации строительства и уточняются в проекте производства работ.

3. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

3.1. Размеры и профили траншей устанавливаются проектом в зависимости от назначения и диаметра тру­бопроводов, характеристики грунтов, гидрогеологических и других условии.

3.2. Ширина траншей по дну должна быть не менее D+300 мм для трубопроводов диаметром до 700 мм (где D - условный диаметр трубопровода) и 1,5 D - для тру­бопроводов диаметром 700 мм и более с учетом следу­ющих дополнительных требований:

для трубопроводов диаметром 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1 : 0,5 ширину тран­шеи по дну допускается умень­шать до величины D+ 500 мм;

при разработке грунта землеройными машинами ши­рина траншей должна приниматься равной ширине ре­жущей кромки рабочего органа машины, принятой про­ектом организации строительства, но не менее указан­ной выше;

ширина траншей по дну на кривых участках из отво­дов принудительного гнутья должна быть равна дву­кратной величине по отношению к ширине на прямоли­нейных участках;

ширина траншей по дну при балластировке трубо­провода утяжеляющими грузами или закрепления анкер­ными устройствами должна быть равна не менее 2,2D, а для трубопроводов с тепловой изоляцией устанавлива­ется проектом.

3.3. Крутизна откосов траншей должна приниматься в соответствии с главой СНиП по производству и приемке земляных сооружений, а разрабатываемых на болотах - согласно табл. 1.

Таблица 1

Торф

Крутизна откосов траншей, разрабатываемых на болотах типа


I

II

III (сильно обводненные)

Слабо разложившийся

1:0,75

1:1

-

Хорошо разложившийся

1:1

1:1,25

По проекту

В илистых и плывунных грунтах, не обеспечивающих сохранение откосов, траншеи разрабатываются с креплением и водоотливом. Виды крепления и мероприятия по водоотливу для конкретных условий должны устанавливаться проектом.

3.4. При рытье траншей роторными экскаваторами для получения более ровной поверхности дна траншей на проектной отметке и обеспечения плотного прилегания уложенного трубопровода к основанию на всем протяженни вдоль оси трубопровода на ширине не менее 3 м должна проводиться в соответствии с проектом предвари­тель­ная планировка микрорельефа полосы.

3.5. Разработку траншей на болотах следует выполнять одноков­шо­выми экскаваторами с обратной лопатой на уширенных или обычных гусеницах со сланей, драглайнами или специальными машинами.

При прокладке трубопроводов через болота методом сплава разработку траншей н плавающей торфяной корки целесообразно выполнять взрывным способом, применяя удлиненные шнуровые, сосредоточенные или скважинные заряды.

3.6, 3.7. искючить.

3.8. В целях предотвращения деформации профиля вырытой траншеи, а также смерзания отвала грунта сменные темпы изоляционно-укладочных и земляных ра­бот должны быть одинаковыми.

Технологически необходимый разрыв между земле­ройной и изо­ля­ционно-укладочной колонной должен быть указан в проекте производства работ.

Разработка траншей в задел в грунтах (за исклю­чением скальных в летнее время), как правило, запре­щаются.

Рыхление скальных грунтов взрывным способом должно производится до вывоза труб на трассу, а рых­ление мерзлых грунтов допускается производить после раскладки труб на трассе.

3.9. При разработке траншей с предварительным рых­лением скального грунта буровзрывным способом переборы грунта должны быть ликвидированы за счет подсыпки мягкого грунта и его уплотнения.

3.10. Основания под трубопроводы в скальных и мерз­лых грунтах следует выравнивать слоем мягкого грунта толщиной не менее 10 см над выступающими частями основания.

3.11. При сооружении трубопроводов диаметром 1020 мм и более должна проводиться нивелировка дна траншеи по всей длине трассы: на прямых участках че­рез 50 м; на вертикальных кривых упругого изгиба через 10 м; на вертикальных кривых принудительного гнутья через 2 м; при сооружении трубопроводов диаметром менее 1020 мм только на сложных участках трассы (вертикальных углах поворота, участках с пересеченным рельефом местности), а также на переходах через железные и автомобильные дороги, овраги, ручьи, реки, балки и другие преграды, на которые разрабатываются индивидуальные рабочие чертежи.

3.12. К моменту укладки трубопровода дно траншеи должно быть выровнено в соответствии с проектом.

Укладка трубопровода в траншею, не соответствующую проекту, запрещается.

3.13. Засыпка траншеи производится непосредственно вслед за опуском трубопровода и установкой балластных грузов или анкерных устройств, если балластировка трубопровода предусмотрена проектом. Места установки запорной арматуры, тройников контрольно-измерительных пунктов электрохимзащиты засыпаются после их установки и приварки катодных выводов.

При засыпке трубопровода грунтом, содержащим мерзлые комья, щебень, гравий и другие включения размером более 50 мм в поперечнике, изоляционное покрытие следует предохранять от повреждений присыпкой мягким грунтом на толщину 20 см над верхней образующей трубы или устройством защитных покрытий, предусмотренных проектом.

Таблица 2

Допуск

Величина допуска (отклонение), см

Половина ширины траншеи по дну по отношению к разбивочной оси

+ 20, - 5

Отклонение отметок при планировке полосы для работы роторных экскаваторов

- 5

Отклонение отметок дна траншаи от проекта:


при разработке грунта землеройными машинами

- 10

при разработке грунта буровзрывным способом

- 20

Толщина слоя постели из мягкого грунта на дне траншеи

+ 10

Толщина слоя присыпки из мягкого грунта над трубой (при последующей засыпке скальным или мерзлым грунтом)

+ 10

Общая толщина слоя засыпки грунта над трубопроводом

+ 20

Высота насыпи

+ 20, - 5


Примечание. Проведение послеусадочного восстановления магистральных трубопроводов (укладка на проектные отметки, восстановления проектные отметки, восстановление проектной балластировки, дозасыпка грунта в траншиеи, восстановление насыпей и др.) производится в порядке, установленном Порядке о договорах подряда на акпитальное строительство, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1969 г. № 973.

3.14. Мягкую подсыпку дна траншеи и засыпку мяг­ким грунтом трубопровода, уложенного в скальных, каменистых, щебенистых, сухих комковатых и мерзлых грунтах, допускается по согласованию с проектной организацией и заказчиком заменять сплошной надеж­ной защитой, выполненной из негниющих, экологически чистых и негороючих материалов.

3.15. Земляные работы при сооружении магистраль­ных трубопро­водов должны выполняться с соблюдением допусков, приведенных в табл. 2.

4. СБОРКА, СВАРКА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИИ ТРУБОПРОВОДОВ

Общие положения

4.1. Перед сборкой и сваркой труб необходимо:

произвести визуальный осмотр поверхности труб (при этом трубы не должны иметь недопустимых дефектов, регламентированных техничес­кими условиями на пос­тавку труб);

очистить внутреннюю полость труб от попавшего внутрь грунта, грязи, снега;

выправить или обрезать деформированные концы и повреждения поверхности труб;

очистить до чистого металла кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 10 мм.

При стыковой сварке оплавлением следует допол­нительно зачищать торец трубы и пояс под контактные башмаки сварочной машины.

4.2. Допускается правка плавных вмятин на торцах труб глубиной до 3,5 % диаметра труб и деформирован­ных концов труб безударными разжимными устрой­ствами. При этом на трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) допускается правка вмятин и деформированных концов труб при положительных температурах без по­догрева. При отрицательных температурах окружа­ющего воздуха необходим подогрев на 100-150°С. На трубах из сталей с нормативным временным сопротив­лением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и выше - с местным подогревом на 150-200° С при любых температурах окружающего воздуха.

Участки и торцы труб с вмятиной глубиной более 3,5 % диаметра трубы или имеющие надрывы необходимо вырезать.

Допускается ремонт сваркой забоин и задиров фасок глубиной до 5 мм.

Концы труб с забоинами и задирами фасок глубиной более 5 мм следует обрезать.

4.3. Сборка труб диаметром 500 мм и более должна производиться на внутренних центраторах. Трубы меньшего диаметра можно собирать с использованием внутренных или наружных центраторов. Независимо от диаметра труб сборка захлестов и других стыков, где применение внутренних центраторов невозможно производится с применением наружных центраторов.

4.4. При сборке труб с одинаковой нормативной толщиной стенки смещение кромок допускается на величину до 20 % толщины стенки трубы, но не более 3 мм при дуговых методах сварки и не более 2 мм при стыковой сварке оплавлением.

4.5. Непосредственное соединение на трассе разнотолщинных труб одного и того же диаметра или труб с деталями (тройниками, пере­хо­дами, днищами, отводами) допускается при следующих условиях:

если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых 12 мм и менее) не превышает 2,5 мм;

если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых более 12 мм) не превышает 3 мм.

Соединение труб или труб с деталями с большей разностью толщин стенок осуществляется путем вварки между стыкуемыми трубами или трубами с дeтaлями переходников или вставок промежуточной толщины, длина которых должна быть не менее 250 мм.

При разнотолщинности до 1,5 толщины допускается непосредст­вен­ная сборка и сварка труб при специальной разделке кромок более толстой стенки трубы или детали. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов должны соответствовать указанным на рис. 1.

Смещение кромок при сварке разностенных труб, измеряемое по наружной поверхности, не должно пре­вышать допусков, установленных требованиями п. 4.4 настоящего раздела.

Подварка изнутри корня шва разностенных труб диаметром 1000 мм и более по всему периметру стыка обязательна, при этом должен быть очищен подварочный слой от шлака, собраны и удалены из трубы огарки электродов и шлак.

Рис. 1. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов разнотолщинных труб (до 1,5 толщины стенки)


4.6. Каждый стык должен иметь клеймо сварщика или бригады сварщиков, выполняющих сварку. На сты­ки труб из стали с нормативным временным сопротив­лением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) клейма долж­ны наноситься механическим способом или наплавкой. Стыки труб из стали с нормативным временным сопро­тивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и выше мар­кируются несмываемой краской снаружи трубы.

Клейма наносятся на расстоянии 100-150 мм от стыка в верхней полуокружности трубы.

4.7. Приварка каких-либо элементов, кроме катод­ных выводов, в местах расположения поперечных коль­цевых, спиральных и продольных заводских сварных швов, не допускается. В случае если проектом преду­смотрена приварка элементов к телу трубы, то расстоя­ние между швами трубопровода и швом привариваемого элемента должно быть не менее 100 мм.

4.8. Непосредственное соединение труб с запорной и распреде­ли­тель­ной арматурой разрешается при усло­вии, что толщина свариваемой кромки патрубка арма­туры не превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы в случае специальной подготовки кромок патрубка арматуры в заводских условиях согласно рис. 2.

Во всех случаях, когда специальная разделка кромок патрубка арматуры выполнена не в заводских условиях, а также когда толщина свариваемой кромки патрубка арматуры превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы, соединение следует производить путем вварки между стыкуемой трубой и арматуpoй специального переходника или переходного кольца.

Рис. 2. Подготовка промок патрубков арматуры при непосредственном соединении их с трубами

4.9. При сварке трубопровода в нитку сварные стыки должны быть привязаны к пикетам трассы и зафиксированы в исполнительной документации.

4.10. При перерыве в работе более 2 ч концы свариваемого участка трубопровода следует закрыть инвентарными заглушками для предотвращения попадания внутрь трубы снега, грязи и т. п.

4.11. Кольцевые стыки стальных магистральных трубопроводов могут свариваться дуговыми методами сварки или стыковой сваркой оплавлением.

4.12. Допускается выполнение сварочных работ при температуре воздуха до минус 50°С.

При ветре свыше 10 м/с, а также при выпадении атмосферных осадков производить сварочные работы без инвентарных укрытий запрещается.

4.13. Монтаж трубопроводов следует выполнять только на инвентарных подкладках. Применение грунтовых и снежных призм для монтажа трубопровода не допускается.

4.14. К прихватке и сварке магистральных трубопроводов допус­кают­ся сварщики, сдавшие экзамены в соответствии с Правилами аттестации сварщиков Госгортехнадзора СССР, имеющие удосто­ве­ре­ния и вы­державшие испытания, регламентируемые требованиями пп. 4.16-4.23 настоящего раздела.

4.15. Изготовление сварных соединительных деталей трубопровода (отводов, тройников, переходов и др.) в полевых условиях запрещается.

ПРОВЕРКА КВАЛИФИКАЦИИ СВАРЩИКОВ

4.16. При производстве сварочных работ каждый сварщик (бригада или звено сварщиков в случае свар­ки стыка бригадой или звеном) должен (должны) сва­рить допускной стык для труб диаметром до 1000 мм

Рис. 3. Схема вырезки образцов для механических испытаний

а - трубы диаметром до 400 мм включительно; б - трубы диаметром от 400 мм до 1000 мм; в - трубы диаметром 1000 мм и более; 1 -образец для испытания на растяжение (ГОСТ 6996-66, тип XII или XIII); 2 - образец на изгиб кор­нем шва наружу (ГОСТ 6996-66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро; 3 - образец на изгиб корнем шва внутрь (ГОСТ 6996-66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро

или половину стыка для труб диаметром 1000 мм и бо­лее в условиях, тождественных с условиями сварки на трассе, если:

он (они) впервые приступил (и) к сварке магист­рального трубо­про­вода или имел (и) перерыв в своей ра­боте более трех месяцев;

сварка труб осуществляется из новых марок сталей или с приме­не­нием новых сварочных материалов, тех­нологии и оборудования;

изменился диаметр труб под сварку (переход от од­ной группы диаметров к другой - см. группы а, б, в на рис. 3);

изменена форма разделки торцов труб под сварку.

  1. Допускной стык подвергается:

визуальному осмотру и обмеру, при котором сварной шов должен удовлетворять требованиям пп. 4.26; 4.27 настоящего раздела;

радиографическому контролю в соответствии с требованиями п.4.28 настоящего раздела;

механическим испытаниям образцов, вырезанных из сварного соединения в соответствии с требованиями п. 4.19 настоящего раздела.

4.18. Если стык по визуальному осмотру и обмеру или при радиографическим контроле не удовлетворяет требованиям пп.4.26, 4.27, 4.32 настоящего раздела, то производится сварка и повторный контроль двух других допускных стыков; в случае получения при повторном контроле неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков бригада или отдельный сварщик приз­наются не выдержавшими испытание.

4.19. Механическими испытаниями предусматрива­ется проверка образцов на растяжение и на изгиб, вы­резанных из сварных соединений. Схема вырезки и не­обходимое количество образцов для различных видов механических испытаний должны соответствовать ука­занным на рис. 3 и в табл. 3.

Таблица 3

диаметр трубы, мы

Количество образцов для механических испытаний


на растя­жение

на изгиб с расположением корпя шва

всего



наружу

внутрь

на ребро


Толщина стенки, трубы до 12,5 мм включительно

До 400 мм

2

2

2

-

6

Свыше 400 мм

4

4

4

-

12

Толщина стенки трубы свыше 12,5 мм

До 400 мм

2

-

-

4

6

Свыше 400 мм

4

-

-

8

12

Образцы для проведения механических испытаний должны быть подготовлены в соответствии с требова­ниями ГОСТ 6996-66 и настоящей главы.

4.20. Временное сопротивление разрыву сварного соединения, определенное на разрывных образцах со снятым усилением, должно быть не меньше норматив­ного значения временного сопротивления разрыву ме­талла труб.

4.21. Среднее арифметическое значение угла изгиба образцов, сваренных дуговыми методами сварки, долж­но быть не менее 120°, а его минимальное значение - не ниже 100°.

4.22. Среднее арифметическое значение угла изги­ба образцов, сваренных стыковой сваркой оплавлением, должно быть не менее 70°, а его минимальное значение - не ниже 40°. При подсчете среднего значения все углы больше 110° принимаются равными 110°.

4.23. Если образцы, вырезанные из стыка, имеют неудовлет­во­ри­тель­ные показатели механических свойств согласно требованиям пп. 4.20-4.22 настоящего разде­ла, то испытания проводятся на удвоенном количестве образцов, вырезанных из повторно сваренного стыка; в случае получения при повторном испытании неудовлет­ворительных результатов бригада сварщиков или от­дельный сварщик признаются не выдержавшими испы­тание и должны пройти переподготовку.

Контроль сварных соединений

4.24. Контроль сварных стыков трубопроводов про­изводится:

систематическим операционным контролем, осущест­вляемым в процессе сборки и сварки трубопроводов;

визуальным осмотром и обмером сварных соедине­ний;

проверкой сварных швов неразрушающими метода­ми контроля;

по результатам механических испытаний сварных соединений в соответствии с п.4.29 настоящего раздела.

4.25. Операционный контроль должен выполняться производителями работ и мастерами, а самоконтроль- исполнителями работ.

При операционном контроле должно проверяться соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, требованиям настоящего раздела, государственным стандартам и инструкциям, утвержденным в установленном порядке.

4.26. Стыки, выполненные дуговой сваркой, очищаются от шлака и подвергаются внешнему осмотру. При этом они не должны иметь трещин, подрезов глубиной более 0,5 мм, недопустимых смещений кромок, кратеров II выходящих на поверхность пор.

Усиление шва должно быть высотой в пределах от 1 до 3мм и иметь плавный переход к основному метал-.1 у.

4.27. Стыки, выполненные стыковой сваркой оплавлением, после снятия внутреннего и наружного грата должны иметь усиление высотой не более 3 мм. При снятии внутреннего и наружного грата не допускается уменьшение толщины стенки трубы.

Смещение кромок после сварки не должно превышать 25% толщины стенки, но не более 3 мм. Допускаются местные смещения на 20% периметра стыка, величина которых не превышает 30% толщины стенки, но не более 4 мм.

4.28. Монтажные сварные стыки трубопроводов и их участков всех категорий, выполненные дуговой сваркой, подлежат контролю физическими методами в объеме 100%, из них только радиографическим методом сварные стыки:

участков трубопроводов категорий B и I во всех районах и независимо от диаметра;

трубопроводов диаметром 1020-1420 мм и их участков в районах Западной Сибири и Крайнего Севера;

участков трубопроводов на переходах через болота II и III типа во всех районах;

участков трубопроводов на переходах через железные дороги и автомобильные дороги I, II и III категорий во всех районах;

трубопроводов на участках их надземных переходов, захлестов, ввариваемых вставок и арматуры.

участков трубопроводов, указанных в позициях 6, 9, 10, 18, 20 и 23 таблицы 3 СНиП 2.05.06-85

В остальных случаях монтажные сварные стыки трубопроводов и их участков подлежат контролю для категорий II, III и IV радиографическим методом в объеме соответственно не менее 25; 10 и 5%, а остальные сварные стыки - ультразвуковым или магнитографическим методом.

Угловые сварные стыки трубопроводов подлежат контролю ультрозвуковым методом в объеме 100%.

4.29. Сварные соединения трубопроводов 1, II, III, IV категорий, выполненные стыковой сваркой оплавлением, подвергаются:

100%-ному контролю физическими методами по зарегистрированным параметрам процесса сварки.

механическим испытаниям в объеме 1% стыков в соответствии с пп. 4.20, 4.22 настоящей главы с целью проверки состояния системы автоматического управления процессом сварки .

4.30. При неудовлетворительных результатах механических испытаний сварных стыков необходимо:

сварку прекратить, установить причину неудовлетворительного качества сварного стыка;

весь участок трубопровода, сваренный с момента последней проверки монтажной организацией в присутствии представителей технадзора заказчика, подвергнуть силовому воздейстиию на изгиб с созданием (в верхней II нижней частях каждого стыка) напряжения, равного 0,9 нормативного предела текучести.

Работа может быть продолжена данным сварщиком на той же установке только после настройки системы автоматического управления процессом и после получения удовлетворительных результатов дополнительно сваренного и проверенного допускного стыка в соответствии с требованиями пп. 4.17, 4.19, 4.20, 4.22.

Таблица 4



Категория участков

Количество сварных стыков, подлежащих контролю физическими методами, %

трубопроводов


в том числе


Всего

радиографи­ческий

магнитографический или ультразвуковой





В

100

100

-

1

100

100

-

II

100

Не менее 25

Остальное

III

100

” ” 10


IV

Не менее 20

” ” 5


IV (наземная и

100

” ” 10


надземная проклад­ка)




Угловые сварные швы

100

-

100 (ультразвуко­вым методом)

Примечания: 1.Стыки трубопроводов надземных переходов, захлестов, ввариваемых вставок, арматуры контролируются в объеме 100% радиографическим методом.

2. Контролю не подвергаются сварные соединения труб и арматуры, выполненные заводами-поставщиками.

3. На участках IV категории подвергаются контролю стыки из числа наихудших по внешнему виду.


4.31. Кроме установленных норм количества сварных соединений, подвергаемых контролю физическими методами и механическим испытаниям, проверке могут подвергаться также отдельные сварные соединения, назначаемые к контролю представителями технадзора заказчика, Госгазнадзора СССР и Государственной инспекции по качеству строительства.

4.32. При контроле физическими методами стыков трубопроводов, выполненных дуговыми способами сварки, годными считаются сварные швы, в которых:

отсутствуют трещины любой глубины и протяженности;

глубина шлаковых включений не превышает 10% толщины стенки трубы при их суммарной длине не более 1/6 периметра стыка;

наибольший из размеров пор в процентном отношении к толщине стенки трубы не превышает 20% при расстоянии между соседними порами не менее 3 толщин стенки; 15% при расстоянии между соседними порами не менее 2 толщин стенки; 10% при расстоянии между соседними порами менее 2 толщин стенки, но не менее 3-кратного размера поры; 10% при расстоянии между соседними порами менее З-кратного размера поры на участках общей длиной не более 30 мм на 500 мм шва.

Во всех случаях максимальный размер поры не должен превышать 2,7 мм.

Допускается местный непровар в корне шва глубиной до 10% толщины стенки трубы, но не более 1 мм, суммарной длиной до 1/6 периметра стыка.

В стыках трубопровода диаметром 1000 мм и более на участках, выполненных с внутренней подваркой, непровары в корне шва не допускаются.

Суммарная длина непровара по кромкам и между слоями в неповоротных стыках труб, выполненных автоматической дуговой сваркой, не должна превышать 50 мм на участке шва длиной 350 мм.

Суммарная глубина непровара и шлаковых включений, расположенных в одной плоскости, не должна превышать 10% толщины стенки трубы, но неболее 1 мм, при этом длина дефектного участка не должна превышать 50 мм на участке шва длиной 350 мм.

4.33. При неудовлетворительных результатах проверки физическими методами хотя бы одного стыка трубопроводов IV категории следует проверить тем же методом дополнительно 25% сваренных стыков из числа стыков, выполненных с момента предыдущей проверки. При этом сварщик или бригада, допустившие брак, от работы отстраняются до завершения проверки. Если при повторной проверке хотя бы одни стык окажется неудовлетворительного качества, сварщик или бригада, допустившие брак, к сварочным работам не допускаются до повторной сдачи испытаний, а сваренные ими стыки с момента предыдущей проверки подвергаются 100 -ному радиографическому контролю.

4.34. Исправление дефектов в стыках, выполненных дуговыми методами сварки, допускается в следующих случаях:

если суммарная длина дефектных участков не превышает 1/6 периметра стыка;

если длина выявленных в стыке трещин не превышает 50 мм.

При наличии трещин суммарной длиной более 50 мм стыки подлежат удалению.

4.35. Исправление дефектов в стыках, выполненных дуговыми методами сварки, следует производить следующими способами:

подваркой изнутри трубы дефектных участков в корне шва;

наплавкой ниточных валиков высотой не более 3 мм при ремонте наружных и внутренних подрезов;

вышлифовкой и последующей заваркой участков швов со шлаковыми включениями и порами;

при ремонте стыка с трещиной длиной до 50 мм засверливаются два отверстия на расстоянии не менее 30 мм от краев трещины с каждой стороны, дефектный участок вышлифовывается полностью и заваривается вновь в несколько слоев;

обнаруженные при внешнем осмотре недопустимые дефекты должны устраняться до проведения контроля неразрушающими методами.

4.36. Все исправленные участки стыков должны быть подвергнуты внешнему осмотру, радиографическому контролю и удовлетворять требованиям п. 4.32 настоящего раздела. Повторный ремонт стыков не допускается.

4.37. Результаты проверки стыков физическими методами необходимо оформлять в виде заключений. Заключения, радиографические снимки, зарегистрированные результаты ультразвуковой дефектоскопии и ферромагнитные ленты со стыков, подвергавшихся контролю, хранятся в полевой испытательной лабарато-рии (ПИЛ) до сдачи трубопровода в эксплуатацию.


Изготовление и монтаж кривых поворота трубопровода


4.38. Повороты линейной части трубопровода в вертикальной и горизонтальной плоскостях следует выполнять упругим изгибом сваренной нитки трубопровода или монтажом криволинейных участков из гнутых отводов.

Если на отдельных участках трассы в соответствии с проектом необходимо выполнить повороты малого радиуса, который не может быть получен при изгибе труб на станках холодного гнутья и штампосварных отводов, выполненных в соответствии с главой СНиП по нормам проектирования магистральных трубопроводов.

4.39. Выполнение сварных косых стыков в полевых условиях запрещается.

4.40. Радиусы упругого изгиба трубопровода устанавливаются проектом.

Минимальные допустимые радиусы изгиба принимаются в соответствии с табл. 5.

Таблица 5


Диаметр трубопроводов, мм

Минимально допустимые радиусы упругого изгиба трубопровода, м

Диаметр трубопроводов, мм

Минимально допустимые радиусы упругого изгиба трубопровода, м

1400

1400

600

600

1200

1200

500

500

1000

1000

400

400

800

800

300

300

700

700

200

200


4.41. Упругий изгиб сваренного в нитку трубопровода следует выполнять непосредственно при его укладки в траншею, отрытую по проекту.

4.42. Гнутые отводы могут изготовляться в базовых, заводских условиях и непосредственно у места укладки в траншею из отдельных труб или двухтрубных секций.

4.43. Холодному гнутью подлежат только прямошовные и бесшовные трубы.

Унифицированные радиусы гнутых отводов устанав­ливаются в соответствии с табл. 6.

Таблица 6

Диаметр труб, мм

Толщина стенки трубы, мм

Унифицированные радиусы отводов при гнутье труб в холодном состоянии, м

1420

16-20

60

1220

12-15

60

1020

10-14

40

720-820

8-12

35

529

7-10

25

426

6-12

20

219-377

4-25

15

Примечания: 1. Указанные радиусы относятся только к изогнутой части отвода. 2. Допускается отклонение величины радиуса на ±5%.

 

4.44. При холодном гнутье труб и двухтрубных сек­ций на трубогибочных станках продольные сварные швы должны располагаться в нейтральной плоскости изгиба.

4.45. Участок двухтрубной секции на расстоянии не менее 0,5 диаметра трубы по обе стороны кольцевого сварного шва не должен подвергаться изгибу.

4.46. Гнутье труб на трубогибочных станках должно производиться при температуре окружающего воздуха не ниже минус 20°С.

4.47. Допуски на изготовление гнутых отводов на трубогибочных станках должны быть в пределах, ука­занных в табл. 7.

4.48. Кривые поворота (углы поворота) на линейной части трубопроводов, выполняемые с помощью гнутых отводов, проектируются с шагом градации 3° и в стес­ненных условиях трассы - с шагом градации 1°.

Гнутые отводы изготавливают с углами изгиба, кратными 3° или 1°.

4.49. Разбивка на местности кривых поворота, монтируемых из отводов, выполняется в соответствии с проектом. Запрещается разбивка поворотов трубопроводов по круговой кривой и по усредненным значениям радиусов.

Таблица 7

Содержание допуска

Величина отклонения от заданного параметра

Отклонение продольного сварного шва от нейтральной плоскости гиба

До 100 мм

Разброс продольных сварных швов двухтрубной секции

До 100 мм

Овальность поперечного сечения:


концов гнутых отводов

До 2%

изогнутой части отвода

До 2,5%

Длина неизгибаемых участков по обе стороны от кольцевого сварного шва двухтрубной секции

Не менее 0,5 диаметра трубы

Высота плавных гофр гнутых отводов

Не более толщины стен­ки трубы, но не более 10 мм

Допускаемое отклонение общего угла гнутого отвода от заданной величины

±0°20'


4.50. Монтаж кривых поворота производится без об­резки прямых концов у гнутых отводов.

4.51. Если при подходе прямого участка трубопрово­да к кривой поворота образуется строительный разрыв, то он восполняется вставкой, а не передвижкой кривой к уложенной нитке трубопровода.

5. ТРАСПОРТИРОВКА ТРУБ И ТРУБНЫХ СЕКЦИИ

5.1. Для погрузки и разгрузки труб кранами и трубоукладчиками следует применять траверсы, канаты и мягкие полотенца; погрузка и разгрузка труб увеличенной длины должны производится с применением специальной оснастки. Сбрасывание труб и трубных секций или стаскивание их с торца при раз­грузке из железнодорожных вагонов и трубовозов не допускается.

Перекатку труб и трубных секций разрешается про­изводить только по лагам.

5.2. Транспортные средства должны быть оборудованы устройствами, обеспечивающими сохранность как самих труб (секций, трубной арматуры), так и покрытий, нанесенных на них.

5.3. Перемещение труб и трубных секций волоком за­прещается.

5.4. Предельное количество труб и трубных секций перевозимых на автомобилях и тракторах, с учетом гру­зоподъемности машин и размеров труб определяется по табл. 8.

Таблица 8

Грузо-

Диаметр трубы, мм

подъем-

1420Х17

1220X 13

1020Х13

820Х9

720Х10

ность

Длина трубы или трубных секций, м

 

12

24

36

12

24

36

12

24

36

12

24

36

12

24

36

9

1

-

-

2

1

-

2

1

-

3

2

1

5

3

1

18

2

-

1

3

2

1

5

2

2

5

3

2

7

5

4

30

-

2

1

3

3

2

5

3

2

5

5

3

9

9

5

50

-

2

2

3

3

3

5

5

5

6

6

6

9

9

9

5.5. Необходимая ширина дороги в зоне поворота исходя из вписываемости транспортных машин в прямо­угольный поворот определяется по табл. 9.

5.6. Доставка секций и труб должна осуществляться на транспортных средствах (платформах), исключающих возникновение изгибающих нагрузок на тело трубы.

5.7. Транспортирование трубных секций длиной до 24 м в горных условиях на участках с уклонами 10-15° следует выполнять трубовозами на колесном ходу. На участках с уклонами более 15° следует применять ма­шины на гусеничном ходу.

Таблица 9


Длина автопоезда, м

Ширина входного

12

16

20

24

28

проезда, м

Ширина Дороги в зоне поворота, м

5

15

18

22

26

28

10

11,5

14

17,5

20

23

15

8

12

14

17

19

20

7,5

9

12

14

17

25

7

8

11

13

15


Для особо трудных участков трассы и пересеченной местности необходимо предусматривать дежурные трак­торы-тягачи или тракторные самоходные лебедки.

5.8. При невозможности доставки труб н трубных секций автомобильными транспортными средствами непосредственно к месту монтажных работ на трассе следует предусматривать промежуточные пункты пере­грузки трубных секций на гусеничные транспортные средства. Места размещения пунктов надо выбирать с учетом устройства разворотов транспортных средств и двустороннего проезда.

Пункты перегрузки должны быть обеспечены погрузочно-разгрузочными средствами.

5.9. При перевозке грузов через пустыни, полупусты­ни. тундру и тайгу у конечных станций железной дороги или пристаней, а также на. трассе путей развозки материалов на расстоянии не более дневного перехода транспортных средств должны быть организованы полевые опорные пункты, обеспеченные запасом питьевой и тех­нической воды, пищи, топлива, передвижными ремонтными мастерскими, жильем и радиосвязью.

6. ЗАЩИТА МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ ОТ КОРРОЗИИ ИЗОЛЯЦИОННЫМИ ПОКРЫТИЯМИ

Общие положения

6.1. Противокоррозионную защиту магистральных трубопроводов изоляционными покрытиями при любом способе прокладки (подземном, наземном, надземном, подводном) необходимо выполнять согласно требовани­ям проекта, стандартов, ТУ на изоляционные и оберточ­ные материалы, главы СНиП по проектированию ма­гистральных трубопроводов и настоящего раздела.

6.2. При применении неизолированных труб работы в трассовых условиях по очистке, огрунтовке и нанесе­нию на трубопровод изоляционных покрытий и защит­ных оберток должны выполняться, как правило, меха­низированным способом в соответствии с требованиями настоящего раздела и технологических инструкций.

6.3. Защитные свойства изоляционных покрытий стыковых соединений (при применении труб с заводской изоляцией), отремонтированных участков (поврежден­ных изоляционных покрытий), а также покрытий мест присоединения к трубопроводу запорной арматуры, фи­тингов, проводов и кабелей средств электрохимической защиты должны соответствовать защитным свойствам покрытия трубопровода.



Очистка и огрунтовка трубопроводов

6.4. Изолируемые трубопроводы перед нанесением грунтовочного слоя или изоляционного покрытия следу­ет очистить от ржавчины, земли, пыли, снега, наледи, копоти, масла, поддающейся механической очистке ока­лины и других загрязнений, а при необходимости вы­сушить и подогреть.

Очищенная поверхность трубопровода под полимер­ные липкие ленты или битумные покрытия должна соответствовать утвержденному Мнннефтегазстроем и со­гласованному с заказчиками эталону, а под лакокра­сочные покрытия - требованиям действующих ГОСТов.

6.5. Очищенная сухая поверхность трубопровода сра­зу же должна быть покрыта ровным слоем грунтовки без пропусков, подтеков, сгустков и пузырей.

6.6. Грунтовки под изоляционные покрытия из поли­мерных липких лент или битумных мастик, а также под лакокрасочные покрытия должны применяться в соот­ветствии с проектом и ТУ на эти материалы.

Защита подземных и наземных (в насыпях) трубопроводов от почвенной коррозии

6.7. Изоляционные покрытия из полимерных липких лент или битумных мастик следует наносить на трубо­провод в трассовых условиях, как правило, при совме­щенном методе изоляционно-укладочных работ.

Нанесение изоляционных покрытий на влажную или запыленную поверхность огрунтованного трубопровода, а также производство очистных работ во время снего­пада, дождя, тумана, сильного ветра, пылевой бури не допускаются.

6.8. Температурные пределы нанесения грунтовок и покрытий из полимерных лент, а также требования к нагреву изолируемого трубопровода и ленты при нане­сении должны соответствовать требованиям технических условий на данный вид ленты.

6.9. Битумные мастики следует наносить на трубо­провод с учетом температуры воздуха в соответствии с табл. 11.

Таблица 11

Температура размягчения битумной мастики, °С

Температура воздуха при нанесении битум­ной мастики, °С (включительно)

65

От +5 до -30

75

От +15 ДО -15

90

От +35 до -10

100

Or +40 до -5

6.10. В случае применения битумных мастик при бо­лее низкой, чем указано в табл. 11 (настоящего раздела) температуре (но не ниже минус 30° С), изоляционно-укла­дочные работы следует производить только по совме­щенному методу, подогревая трубопровод до положи­тельных температур, но не выше температур, указанных в этой таблице для применяемой мастики, и предохра­няя его от охлаждения путем немедленной засыпки грун­том после укладки на дно траншеи.

6.11. Битумные мастики следует изготовлять в заводских условиях; в трассовых условиях их разогревают и котлах до температуры не выше плюс 200°С, постоян­но перемешивая.

6.12. Изготовление битумных мастик в полевых ус­ловиях допускается, в виде исключения, в битумоплавильных установках или передвижных котлах, оборудо­ванных устройствами для механического перемешивания.

Состав битумных мастик и область их применения должны соответствовать ГОСТам на эти мастики и тре­бованиям главы СНиП по проектированию магистраль­ных трубопроводов.

6.13. Доставку разогретой битумной мастики к месту производства изоляционных работ следует осуществлять битумовозами, оборудованными подогревательными устройствами. Не допускается хранение битумной мас­тики в разогретом виде с температурой плюс 190-200°С более одного часа и с температурой плюс 160-180°С более трех часов.

6.14. В случае образования на поверхности трубопро­вода влаги (в виде росы или инея) грунтовку и изоля­ционные покрытия следует наносить только после пред­варительной просушки трубопровода сушильными уст­ройствами, исключающими возможность образования копоти и других загрязнений на трубопроводе.

6.15. Армирующие и оберточные рулонные матери­алы наносят одновременно с изоляцией путем намотки по спирали (той же изоляционной машиной) с нахлестом витков не менее 3 см без гофр, морщин и складок. Нахлест концов обертки должен быть 10-15 см.

6.16. Нахлест смежных витков полимерной ленты при однослойной намотке должен быть не менее 3 см. Для получения двухслойного покрытия наносимый виток должен перекрывать уложенный на 50 % его ширины плюс 3 см.

6.17. Крановые узлы, отводы, тройники, катодные выводы, задвижки и т.п. следует изолировать покрытия­ми, установленными проектом:

на подземной части и не менее 15 см над землей- битумными мастиками или полимерными липкими лентами;

на надземной части - покрытиями, применяемыми для защиты трубопровода от атмосферной коррозии.

Защита надземных трубопроводов от атмосферной коррозии

6.18. При защите надземных трубопроводов от атмос­ферной коррозии жировые смазки следует наносить при температуре не выше 40°С для ВНИИСТ-2 и 60°С для ВНИИСТ-4. Перед нанесением покрытия в смазку сле­дует добавлять 15-20% (по массе смазки) алюминие­вой пудры. Толщина покрытия поверхности трубы жи­ровой смазкой должна быть в пределах 0,2-0,5 мм. Слой смазки наносят, как правило, при помощи машин и приспособлений.

6.19. Цинковые и алюминиевые покрытия (метал­лизация) наносят на трубы в стационарных условиях, в трассовых условиях покрывают стыковые соединения труб и места повреждений изоляции.

6.20. Лакокрасочные покрытия на трубопроводы сле­дует наносить при температуре окружающего воздуха не ниже 5°С.

Очищенную поверхность перед окраской необходимо обезжиривать бензином, ацетоном или уайтспиритом.

6.21. Лакокрасочные покрытия следует наносить не менее чем в 2 слоя в соответствии с проектом по грун­товке, нанесенной в 2-3 слоя. Каждый последующий слой грунтовки, краски, эмали, лака необходимо нано­сить после просушки предыдущего слоя.

6.22. Защиту от коррозии опорных и других метал­локонструкций надземных трубопроводов необходимо выполнять в соответствии с требованиями главы III части СНиП по защите строительных конструкций и соору­жений от коррозии.

Контроль качества изоляционных покрытий

6.23. Качество изоляционных покрытий магистраль­ных трубопроводов должен проверять подрядчик в при­сутствии представителя технадзора заказчика по мере их нанесения, перед укладкой и после укладки трубо­провода в траншею в соответствии с табл. 12.

6.24. Выявленные дефекты в изоляционном покрытии, а также повреждения изоляции, произведенные во время проверки ее качества, должны быть исправлены.

7. УКЛАДКА ТРУБОПРОВОДА В ТРАНШЕЮ

Общие положения

7.1. Трубопровод следует укладывать в траншею в зависимости от принятой технологии и способа произ­водства работ следующими методами:

опусканием трубопровода с одновременной его изо­ляцией механизированным методом (при совмещенном способе производства изоляционно-укладочных работ);

опусканием с бермы траншеи ранее заизолированных участков трубопровода (при раздельном способе произ­водства работ);

продольным протаскиванием ранее подготовленных плетей вдоль траншеи наплаву с последующим их пог­ружением на дно.

7.2. При укладке трубопровода в траншею должны обеспечиваться:

правильный выбор количества и расстановки кра­нов-трубоукладчиков и минимально необходимой для производства работ высоты подъема трубопровода над землей с целью предохранения трубопровода от пере­напряжения, изломов и вмятин;

сохранность изоляционного покрытия трубопровода;

полное прилегание трубопровода ко дну траншеи по всей его длине;

проектное положение трубопровода.

Таблица 12

Операция

Периодичность контроля

Метод контроля

Показатель


Контроль качества материалов


Проверка поставляемых изоля­ционных материалов на соот­ветствие требованиям стандар­та или техническим условиям

Каждую партию

В соответствии с дей­ствующими стандар­тами или технически­ми условиями на ма­териалы

Соответствие стандартам пли техническим условиям (ТУ)

Контроль качества грунтовки (праймера) при полевом изго­товлении:




компонентного состава

При дозировке

Отмериванием (взве­шиванием)

По ГОСТ 9.015-74*

однородности, вязкости и плотности

Каждую партию

Визуально, а также вискозиметром и аре­ометром

Отсутствие нерастворенного вяжущего, посторонних вклю­чений, вязкость по вискозимет­ру (B3-4) 15-30 с. Плотность 0,75-0,85 г/см3

Контроль качества битумных изоляционных мастик при при­емке партии заводского изго­товления и полевом изготов­лении:




компонентного состава (для мастик полевого из­готовления)

При дозировке

Отмериванием (взве­шиванием)

По ГОСТ 15836-79 или ТУ на мастики

однородности

Каждую партию

Визуально по сколу образца

Отсутствие сгустков, посторон­них включений 11 не покрытых битумом частиц наполнителя

вспенивания

То же

Визуально по нагре­той пробе

При нагреве до плюс 130-160° С отсутствие вспенивания

температуры размягчения

Каждую партию, варку (котла)

ГОСТ 15836-79

По стандарту или техническим условиям на мастику

глубины проникания иглы (пенетрация)

Каждую партию

Пенетрометром

По стандарту или техническим условиям на мастику

растяжимости (дуктиль-ность)

Каждую партию

Дуктилометром

По стандарту или техническим условиям на мастику

водонасыщаемости

То же

Взвешиванием об­разцов

Не более 0,2% за 24 ч

Контроль температуры при приготовлении, расплавлении и перевозке заводской или ранее приготовленной битумной ма­стики

Непрерывно в про­цессе работы

Встроенными термо­метрами или термо­парами

Температура нагрева (пп. 6.11 и 6.13)

Контроль качества изоляционных покрытий подземных трубопроводов

Очистки изолируемого трубо­провода

Непрерывно

Визуально по этало­ну или приборам

По утвержденным эталонам очистки или показаниям приборов

Нанесения грунтовки (прайме-ра)

Визуально

Ровный слои без пропусков, подтеков, сгустков, пузырей

Нанесения битумной изоляции:




сплошности

На всей поверхно­сти (в процессе нанесения) После укладки трубопровода в траншею (в ме­стах, вызывающих сомнение)

Дефектоскопом и ви­зуально

Отсутствие пропусков, оголе­ний и пробоя при напряжении на щупе дефектоскопа не ме­нее 5 кВ на каждый 1 мм тол­щины (включая обертку)

толщины

Не реже, чем че­рез 100 м

Толщиномером

По проекту

армирования

Непрерывно

Визуально

То же

защитной обертки

По проекту

прилипаемости

Через 500 м и в местах, вызываю­щих сомнение

Адгезиметром или вырезом треугольни­ка

На сдвиг не менее 0.2 МПа (2 кгс/см2) при температуре от -15 до +25° С; при вырезе - отсутствие отслаивания покры­тия

Контроль качества нанесения полимерных изоляционных лент:




сплошности покрытия

На всей поверх­ности

Дефектоскопом и ви­зуально

Отсутствие пропусков, оголе­ний и пробоя пои напряжении на щупе дефектоскопа не ме­нее 5 кВ на каждый 1 мм тол­щины (включaя обертку)

числа слоев

В процессе произ­водства работ

Визуально

По проекту

нахлеста витков

То же

Мерной линейкой

У однослойного покрытия 3 см. У двухслойного покрытия 50% ширины плюс 3 см

прилипаемости

В местах, вызы­вающих сомнение

Отслаиванием по над­резу

Усилие, установленное ТУ на ленту

Сплошности изоляционного по­крытия засыпанного трубопро­вода

На всем протяже­нии (кроме за­мерзших грунтов)

Искателями повреж­дений

Отсутствие дефектов

Оценка качества изоляции за­конченных строительством под­земных участков трубопровода

На всем протяже­нии (кроме за­мерзших грунтов)

Катодной поляриза­цией

По технологической инструк­ции

Контроль качества изоляционных покрытий надземных трубопроводов

Алюминиевых и цинковых по­крытий:




толщина

В местах, вызы­вающих сомнение

Толщиномером

Толщина по проекту, но не ме­нее 0,2 мм

адгезия

То же

По методике JSO502863-70 (А)

Полное адгезирование

сплошность

В местах, вызыва­ющих сомнение

Визуально

Пропуски и повреждения по­крытия не допускаются

Лакокрасочных покрытий:




толщина

То же

Толщиномером

Толщина по проекту, но не ме­нее 0,2 мм

адгезия

По ГОСТ 15140-78

Полное адгезирование

сплошность

Искровым дефекто­скопом при напряже­нии 1 кВ

Пропуски и повреждения по­крытия не допускаются

Контроль качества покрытий из жировых смазок

В процессе подго­товки смазок и производства изо­ляционных работ

Дозировка алюми­ниевой пудры - взвешиванием, одно­родность смазки - визуально, толщина и равномерность слоя- толщиномером

Алюминиевой пудры 15-20%; сгустки и посторонние включе­ния не допускаются; толщина покрытия 0,2-0,5 мм


7.3. Производство изоляционно-укладочных работ совмещенным способом должно осуществляться с при­менением кранов-трубоукладчиков, оснащенных трол­лейными подвесками. При необходимости подъема (поддержания) изолированного трубопровода кранами-трубоукладчиками за изоляционной машиной должны применяться мягкие полотенца.

7.4. При раздельном способе производства работ по изоляции и укладке изолированный трубопровод следу­ет опускать кранами-трубоукладчиками, оснащенными мягкими полотенцами.

Резкие рывки в работе кранов-трубоукладчиков, ка­сание трубопровода о стенки траншеи и удары его о дно не допускаются.

7.5. Допуски на положение трубопровода в траншее: минимальное расстояние (зазор) между трубопроводом и стенками траншеи-100 мм, а на участках, где пре­дусмотрена установка грузов или анкерных устройств, -0,45D+100 мм, где D-диаметр трубопровода.

Балластировка и закрепление трубопроводов

7.6. Выбор конструкции балластировки и закрепле­ния трубопроводов определяется проектом.

7.7. Установка анкеров в зимнее время, как правило, должна осуществляться сразу же после разработки траншей в талые грунты.

7.8. Закрепление трубопровода необходимо произво­дить после укладки его на проектные отметки. Соедине­ние силовых поясов с анкерными тягами следует осу­ществлять путем их сварки или с помощью самозакли­нивающихся устройств.

7.9. Изоляция анкерных устройств должна выпол­няться в базовых или заводских условиях. В трассовых условиях необходимо осуществлять изоляцию участков соединения анкерных тяг с силовыми поясами.

7.10. При производстве работ по установке анкерных устройств на трубопроводе необходимо соблюдать сле­дующие допуски:

глубина установки анкеров в грунт менее проектной не допускается. Возможно перезаглубление анкеров до 20 см;

увеличение расстояний между анкерными устройствами по сравнению с проектными не допускается. Воз­можно сокращение расстояний между указанными уст­ройствами до 0,5 м;

относительные смещения анкеров между собой в устройстве не должны превышать 25 см;

расстояния от трубы в свету до анкерной тяги не должны превышать 50 см.


К оглавлению | Следующая часть

Деловые объявления

   

© 2007 Строительный портал Stroy-Life. Все права защищены.
При использовании материалов портала - гиперссылка на строительный портал Stroy-Life.ru обязательна

1 часть