pages
Логин Пароль
Регистрация  Забыли пароль?  Запомнить меня

  Stroy-life.ru / Главная / Строительные ГОСТы, строительные СНИПы

3 часть

  Главная / Строительные ГОСТы, строительные СНИПы / Строительство, ремонт, монтаж

3 часть

 

14.22. При заданной раскладке трубопроводов расчетная горизонтальная технологическая нагрузка вдоль трассы на концевые анкерные отдельно стоящие опоры определяется исходя из усилий, действу­ющих по одну сторону от анкерной опоры, и складывается из суммы усилий в компенсаторах, суммы горизонтальных нагрузок от промежуточных опор (см. п. 14.21), расположенных на участке от оси компенсатора до анкерной опоры, суммы неуравно­вешенных осевых усилий, вызванных действием внутреннего давления на запорные устройства.

Нагрузка на промежуточные анкерные отдельно стоящие опоры определяется как разность указан­ных выше нагрузок, действующих в противоположных направлениях справа и слева от анкерной опоры. При этом меньшую (вычитаемую) нагрузку сле­дует умножить на коэффициент 0,8 (при равенстве противоположно направленных нагрузок учитывае­мая в расчете нагрузка должна приниматься равной 0,2 всей нагрузки, действующей с одной стороны).

14.23. Промежуточные отдельно стоящие опоры, расположенные под П-образными компенсаторами на расстоянии не более 40d (d - внутренний диа­метр наибольшего трубопровода) от угла поворота трубопровода, при подвижном опирании трубопровода должны быть рассчитаны на горизонтальную нагрузку, направленную под углом к оси трассы. При этом расчетная величина нагрузки принимается такой же, как при расчете вдоль трассы, а угол ее направления к оси трубопроводов принимается равным 45° при скользящих опорных частях и 70° при катковых опорных частях. Для опор, расположенных под „спинкой" П-образного компенсатора, указанный выше угол следует отсчитывать от оси, нормальной к оси трубопровода.

14.24. Нормативную горизонтальную технологи­ческую нагрузку на эстакаду вдоль трассы при отсутствии уточненной раскладки трубопроводов сле­дует принимать: при расчете опор концевого (углового) температурного блока - 4q; при расчете опор промежуточного блока - 2q.

Нормативную горизонтальную технологическую нагрузку от каждого поперечного ответвления тру­бопроводов на опору, ближайшую к ответвлению, следует принимать в зависимости от вертикальной нагрузки q на основную трассу. При q < 50 кН/м, q = 50 - 100 кН/м q > 100 кН/м поперечная на­грузка от ответвлений трубопроводов принимается соответственно равной q, 0,8q   0,5q.

14.25. Расчетные длины колонн отдельно стоя­щих опор при проверке устойчивости допускается определять по черт. 10.

 

 

Черт. 10. Значения коэффициентов для определения

расчетных длин l0 =m l колонн опор

 

а - в плоскости, перпендикулярной оси трубопроводов;

б - в плоскости оси трубопроводов

 

14.26. Величины предельных вертикальных и го­ризонтальных прогибов конструкций опор и эста­кад устанавливаются технологическими требовани­ями и не должны превышать 1/150 пролета и 1/75 вылета консоли.

14.27. Определение размеров подошвы отдельных фундаментов допускается производить, принимая величину зоны отрыва равной 0,33 полной площади фундамента.

Наибольшее давление на грунт под краем подош­вы не должно превышать при действии изгибающе­го момента в одном направлении 1,2R, а при дейст­вии изгибающих моментов в двух направлениях - 1,5R, где R - расчетное давление на грунт.

14.28. Расчет опор с применением колонн, уста­новленных на односвайные фундаменты из свай-обо­лочек и буронабивных свай, свай-колонн на совместное действие вертикальных и горизонтальных нагрузок производится в соответствии с требовани­ями СНиП 2.02.03-85. При этом предельная величина горизонтального перемещения верха опоры устанав­ливается заданием на проектирование, а при отсутст­вии специальных указаний принимается равной 1/75 расстояния от верха опоры до поверхности грунта.

При проверке прочности расчетную длину свай-колонн следует определять, рассматривая сваю как жестко защемленную в сечении, на расстоянии от по­верхности земли, определяемом в соответствии с требованиями СНиП 2.02.03-85. Расчетную длину ко­лонн, установленных на односвайные фундаменты из свай-оболочек и буронабивных свай, допускается принимать, рассматривая колонну как жестко за­щемленную в уровне поверхности грунта.

 

15. ГАЛЕРЕИ И ЭСТАКАДЫ

 

15.1. Нормы настоящего раздела следует соблю­дать при проектировании наружных конвейерных с перегрузочными узлами, пешеходных, кабельных, комбинированных галерей и эстакад.

 

Примечания: 1. При проектировании конвейерных галерей следует также руководствоваться указаниями СНиП 2.05.07-85.

2. Комбинированные галереи и эстакады предназначаются для установки ленточных конвейеров, прокладки транзитных кабелей и других коммуникаций.

3. Кабельные разводки должны, как правило, распола­гаться на открытых эстакадах. Устройство кабальных галерей допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании.

 

15.2. Расстояния между осями опор галерей и эстакад следует принимать равными 12, 18, 24 и 30 м. Допускается при обосновании принимать эти рассто­яния равными 6 и 9 м, а также 36 м и более, кратны­ми 3 м.

Указанные расстояния для наклонных участков надлежит принимать по наклону.

 

Конвейерные и пешеходные

галереи и эстакады

 

15.3. Внутренние размеры галерей и эстакад сле­дует предусматривать в соответствии с п. 1.7. Шири­на галерей должна быть кратной 0,6 м.

15.4. Несущие конструкции галерей следует про­ектировать сборными железобетонными или стальными в соответствии с требованиями ТП 101-81*.

15.5. Перегрузочные узлы конвейерных гале­рей следует проектировать в соответствии со СНиП 2.09.02-85.

15.6. Пролетные строения и опоры галерей и эста­кад следует рассчитывать на:

атмосферные воздействия (снег, ветер, перепад температур);

вертикальные нагрузки от собственного веса га­лерей, конвейера, транспортируемого на ленте груза, веса просыпи, ремонтных материалов и людей;

продольные негрузки, передающиеся от ленточ­ных конвейеров;

динамические нагрузки, создаваемые подвижными частями конвейера.

15.7. Значение нормативной нагрузки от веса просыпи, людей и ремонтных материалов для расчета конструкций конвейерных галерей принимается по табл. 11.

Коэффициенты надежности по нагрузке при­нимаются   в  соответствии  с  требованиями СНиП 2.01.07-85.

15.8. В местах примыкания галерей к перегрузоч­ным узлам и зданиям при наличии перепада высот нагрузки от снега и отложений производственной пыли следует принимать действующими одновременно и расположенными на площади квадрата со сто­роной, равной ширине галереи, с коэффициентом перехода от веса снегового покрова на галерее к снеговой нагрузке на площади квадрата с = 2.

15.9. Для удобства уборки полов от пыли и про­сыпи в галереях ленточные конвейеры, как правило, следует проектировать подвесными.

15.10. При гидросмыве просыпи ограждающие конструкции галерей следует проектировать утеп­ленными и влагостойкими.

15.11. В галереях, предназначенных для транспор­тирования абразивных сыпучих материалов (руд черных и цветных металлов, кокса, песка, щебня), покрытия полов следует проектировать устойчивы­ми против абразивного воздействия шлама при

 

Таблица 11

 

Элементы пролетного строения

 

 

Вид нагрузки

Единица измерения

 

Значение нагрузки

 

1. Основные продольные конструкции пролетного строения

 

От веса ремонтных материалов и людей

 

кН/м (тс/м)

 

1,5q, но не менее 0,15b

 

 

Дополнительная нагрузка от ве­са просыпи

 

 

то же

 

0,15 gn В

 

2. Элементы пола и перекры­тия

 

 

От веса просыпи, ремонтных материалов и людей

 

 

кН/м2 (тс/м2)

 

0,12 gn, но не менее 1,5 кН/м2 (0,15 тс/м2)

 

Все нагрузки относятся к кратковременным.

Здесь q - погонная масса роликоопор, кН/м (тс/м);

gn - нормативный удельный вес насыпного груза на ленте, кН/м3 (тс/м3);

В - суммарная ширина лент конвейеров, м;

b - общая ширина проходов, м.

 

гидросмыве пыли и просыпи согласно СНиП II-В.8-71, например полимербетонные из плотных бетонов высоких марок на заполнителях из высокопрочных инертных материалов. Лоток следует, как правило, облицовывать абразивоустойчивым материалом.

15.12. Галереи и эстакады, предназначенные для транспортирования несгораемых и не подверженных нагреву материалов или кусковых сгораемых материалов (торфа, древесины), при высоте галереи или эстакады не более 10 м допускается проектировать из сгораемых материалов.

15.13. Для пешеходных галерей и эстакад конст­рукции следует предусматривать из несгораемых материалов.

Выходы из пешеходных галерей следует пред­усматривать не реже чем через 120 м.

15.14. В примыканиях галерей к перегрузочным узлам, которые совмещаются с противопожарными зонами, следует предусматривать несгораемые про­тивопожарные перегородки с противопожарными дверями.

В отапливаемых галереях, предназначенных для транспортирования горючих материалов, следует предусматривать устройство водяной завесы.

15.15. Эвакуационные выходы из галерей с кон­струкциями из сгораемых материалов следует пред­усматривать не реже чем через 100 м. Для галерей с конструкциями из несгораемых материалов, а также для галерей с конструкциями из сгораемых материалов, но предназначенных для транспортирования несгораемых грузов, расстояние между эвакуационными выходами допускается увеличивать до 100 м. Расстояние от торца галереи до выхода не должно превышать 25 м.

Наружные лестницы допускается выполнять открытыми стальными с уклоном не более 1,7:1, шириной не менее 0,7 м.

15.16. Выходы из галерей допускается совмещать перегрузочными узлами. В свободных объемах пе­регрузочных узлов допускается размешать вспомогательные помещения, предназначенные для рабочих данного перегрузочного узла.

Для помещений перегрузочных узлов площадью до 300 м2, в которых работает не более 5 чел. в сме­ну, допускается предусматривать один эвакуацион­ный выход на наружную маршевую стальную лестницу с уклоном не более 1:1, шириной не менее 0,7 м. Ограждающие конструкции лестницы должны быть несгораемыми.

 

Кабельные и комбинированные

галереи и эстакады

 

15.17. Ширину проходов в проходных кабельных мереях и эстакадах следует принимать не менее: 0,9 м - при одностороннем расположении кабелей, 1 м - при двустороннем.

15.18. При проектировании кабельных эстакад и галерей с числом кабелей не менее 12, а также комбинированных галерей и эстакад, предназначенных для прокладки кроме других коммуникаций транзитных кабелей для питания электроприемников I и II категорий, необходимо предусматривать основные несущие строительные конструкции из железобетона с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч или из стали с пределом огнестойкости не ме­нее 0,25 ч.

Ограждающие конструкции галерей должны при­ниматься из несгораемых материалов с пределом ог­нестойкости не менее 0,25 ч.

15.19. Закрытые кабельные и комбинированные галереи в местах сопряжения между собой и в местах примыкания их к производственным помеще­ниям и сооружениям следует разделять несгораемы­ми противопожарными глухими перегородками или перегородками с противопожарными дверями.

15.20. При размещении кабельных и комбиниро­ванных галерей и эстакад параллельно зданиям и со­оружениям с глухими несгораемыми стенами с пре­делом огнестойкости не менее 0,75 ч расстояние между ними не нормируется. В этом случае стена здания может быть использована как ограждающая конструкция галереи. При расположении эстакады непосредственно у стен здания кабели должны быть защищены от стока воды с кровли и от сбрасывае­мого с нее снега.

15.21. При совмещении кабелей и трубопроводов в одной галерее или на эстакаде расстояние между трубопроводами и кабельными конструкциями должно быть не менее 0,5 м. Условия совмещенной прокладки кабелей с трубопроводами с горючими газами, с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями должны отвечать требованиям ПУЭ во взрывоопасных зонах.

15.22. Наружные кабельные галереи и эстакады должны быть обеспечены молниезащитой в соответствии с требованиями СН 305-77.

15.23. Кабельные галереи должны быть вентили­руемыми, необходимость вентиляции с механическим побуждением должна определяться расчетом.

Вентиляционные устройства галерей должны быть оборудованы заслонками для предотвращения доступа воздуха в случае возникновения пожара.

15.24. При прокладке в галереях маслонаполненных кабелей галереи должны быть отапливаемыми.

15.25. Кабельные и комбинированные (с про­кладкой кабелей) галереи следует разделять на от. секи несгораемыми противопожарными перегород­ками с пределом огнестойкости не менее 0,75 ч. Двери в этих перегородках должны иметь предел огнестойкости не менее 0,6 ч.

Предельная длина отсеков - 150 м, а в галереях для маслонаполненных кабелей - 120 м.

Такие перегородки должны предусматриваться также в местах примыкания галерей к зданиям.

15.26. Расстояния между выходами в кабельных и комбинированных галереях должны быть не более 150 м, а на эстакадах - не более 300 м. Расстояние от торца эстакад или галерей до выхода не должно превышать 25 м.

15.27. Для выхода с галерей и эстакад следует предусматривать открытые стальные лестницы с уклоном не более 1:1.

Выходы должны иметь двери, предотвращающие свободный доступ на галерею или эстакаду лицам, не связанным с обслуживанием кабельного хозяйства. Двери должны открываться наружу и снабжаться самозапирающимися замками, открываемыми без ключа изнутри галереи или эстакады.

Двери, ведущие наружу (на территорию предприятия, населенного пункта и т. п.), допускается вы­полнять из сгораемого материала.

Внутренние двери должны быть противопожарными, самозакрывающимися, с уплотнением в притво­рах.

15.28. В случае перепада высоты галереи или эстакады необходимо в проходе предусматривать пан­дус с уклоном не более 12° или лестницу с уклоном не более 1:1. Расстояние от начала или конца панду­са или лестницы до двери должно быть не менее 1,5 м.

15.29. Выбор способа тушения пожара, устройст­во автоматической пожарной сигнализации, установ­ки автоматического пожаротушения в кабельных галереях следует принимать по пп. 4.30 и 4.31.

 

16. РАЗГРУЗОЧНЫЕ

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЕ ЭСТАКАДЫ

 

16.1. Нормы настоящего раздела следует соблю­дать при проектировании эстакад под железную до­рогу колеи 1520 мм, предназначенных для разгруз­ки из вагонов сыпучих материалов.

16.2. Эстакады могут применяться как тупико­вые, так и проходные. В конце тупиковых эстакад необходимо предусматривать путевой упор.

16.3. Железнодорожные пути на разгрузочных эс­такадах следует располагать в продольном профиле на горизонтальной площадке, в плане - на прямом участке. Допускается при технико-экономическом обосновании расположение эстакады на кривых участках железнодорожного пути в соответствии с требованиями СНиП 2.05.07-85. Следует обеспечи­вать водоотвод и в необходимых случаях предусматривать твердое покрытие в зоне первичного штабеля.

16.4. Высоту эстакады (расстояние от головки рельсов на эстакаде до планировочной отметки земли) следует принимать равной 1,8, 3, 6, 9 м. Допускается принимать и другую высоту, если это обусловливается местными условиями строительства и заданным объемом разгружаемого сыпучего материала.

Длину эстакады следует назначать в соответствии с технологическими расчетами и с учетом местных условий строительства эстакады.

16.5. Эстакады высотой до 3 м следует, как пра­вило, проектировать из железобетонных блоков или подпорных стен, располагаемых с обеих сторон железнодорожного пути и связанных между собой, с заполнением пространства между ними утрамбованным дренирующим материалом.

Эстакады высотой более 3 м следует проектиро­вать балочной конструкции с железобетонными мо­нолитными или сборными опорами с шагом 12 м и стальными или сборными предварительно напряженными железобетонными пролетными строениями.

16.6. Эстакады надлежит рассчитывать в соответствии с требованиями СНиП 2.05.03-84 на следующие временные нагрузки:

нормативную временную вертикальную нагрузку СК при К = 14. Нормативную горизонтальную поперечную нагрузку от ударов подвижного состава сле­дует определять в зависимости от расчетной скорос­ти движения по эстакаде;

при обращении и разгрузке на эстакаде вагонов-самосвалов дополнительно следует производить расчет на нагрузку от вагонов-самосвалов в момент разгрузки, принимая нормативное значение вертикального давления на упорный рельс 80 %, а на рельс, противоположный направлению выгрузки, - 20 % полной временной вертикальной нагрузки. Нормативную горизонтальную силу от поперечного удара, приложенную к головке упорного рельса, следует принимать 20 % временной вертикальной нагрузки на упорный рельс.

Расчетное значение вертикального давления и го­ризонтальной силы от поперечного удара следует принимать с коэффициентом надежности по нагруз­ке gf = 1,25. Расчетную горизонтальную нагрузку на противоположный рельс следует принимать равной нулю.

Эстакады массивные или из подпорных стен с за­сыпкой следует рассчитывать без учета динамичес­кого коэффициента.

Элементы пролетных строений и опор эстакад балочной конструкции следует рассчитывать с уче­том динамического коэффициента, принимаемого:

для вагонов-самосвалов в момент разгрузки - 1,1 к вертикальному давлению на упорный рельс;

для остальных видов подвижного состава - со­гласно требованиям СНиП 2.05.03-84, при этом значение динамического коэффициента может быть уменьшено в зависимости от скорости движения по эстакаде, но не менее 1,1.

16.7. По условиям самоочистки и надежности в эксплуатации верхнее строение железнодорожного пути на эстакадах следует принимать усиленной кон­струкции, предусматривая защитные мероприятия для его элементов, а также беспрепятственную за­мену их при ремонтных работах.

16.8. Эстакады высотой до 3 м должны быть обо­рудованы передвижными обслуживающими пло­щадками. Для эстакад высотой 3 м и более следует предусматривать, как правило, стационарные пло­щадки.

Эстакады, предназначенные для разгрузки только вагонов-самосвалов, допускается оборудовать об­служивающей площадкой, располагаемой со стороны, противоположной разгрузке.

 

Примечание. При использовании электропневматической дистанционной системы управления разгрузкой вагонов-самосвалов эстакады следует проектировать без площадок обслуживания.

 

16.9. Для обслуживания и ремонта эстакады по ее концам надлежит предусматривать стальные лест­ницы шириной не менее 0,7 м, с уклоном не более 60° и с ограждениями по ГОСТ 23120-78.

16.10. При тяжелом режиме работы конструкции эстакад [разгрузка материала кусками массой бо­лее 0,5 кН (50 кгс), разгрузка материала температурой более 50 °С, разгрузка химически активных материалов] необходимо предусматривать механическую, антикоррозионную и термическую защиту элементов конструкций эстакады.

 

ВЫСОТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ

 

17. ГРАДИРНИ

 

17.1. Нормы настоящего раздела следует соблюдать при проектировании строительных конструкций вентиляторных и башенных градирен.

 

Примечание. Нормы не распространяются на проектирование поперечно-точных и радиаторных (сухих) градирен.

 

17.2. Основные габаритные размеры (в плане по высоте, размеры воздуховходных проемов и др.), а также выбор типов градирен следует устанавливать на основе требований СНиП 2.04.02-84, а также технико-экономических расчетов.

17.3. Форму градирен в плане следует принимать:

для вентиляторных секционных - квадратную или прямоугольную с отношением сторон не более 4:3;

для башенных и односекционных - круглую, многоугольную или квадратную.

17.4. Глубину воды в водосборных резервуарах градирен надлежит принимать не менее 1,7 м, а расстояние от наивысшего уровня воды в резервуаре до верха его борта - не менее 0,3 м.

Для градирен, располагаемых на крышах зданий, допускается устройство поддонов с глубиной воды не менее 0,15 м.

17.5. Верх фундаментов градирен, а также верх стен водосборных резервуаров градирен следует принимать выше отметки планировки вокруг градирни не менее чем на 0,20 м.

17.6. Фундаменты градирен и водосборные резервуары надлежит проектировать, как правило, из монолитного железобетона.

Стены водосборных резервуаров допускается предусматривать из сборного железобетона. Допускается применение металлических водосборных резервуаров для градирен, устанавливаемых на кры­шах зданий.

17.7. Стальные конструкции градирен должны быть доступными для периодических осмотров, а также повторного нанесения антикоррозионных покрытий без демонтажа оборудования.

17.8. Оросители следует проектировать, как правило, в виде блоков из дерева, асбестоцемента или пластмассы. Конструкция и расстановка блоков должны обеспечивать равномерное распределение стоков воды и воздуха по площади градирни.

17.9. Для деревянных конструкций градирен следу­ет, как правило, применять модифицированную  древесину мягколиственных пород. Допускается применять антисептированную не вымываемую антисептиками древесину хвойных пород не ниже 1-го сорта по ГОСТ 8486-66.

17.10. Сопряжения  сборных железобетонных элементов градирен надлежит проектировать без открытых стальных закладных и накладных деталей. В отдельных случаях допускается применение открытых закладных и накладных деталей при условии защиты их и сварных соединений комбинированными металлоизоляционными лакокрасочными покрытиями в соответствии с требованиями СНиП 2.03.11-85.

17.11. Бетон для конструкций градирен должен, отвечать требованиям ГОСТ 4795-68. Материалы для приготовления бетона должны отвечать требова­ниям ГОСТ 10268-80.

17.12. Бетон железобетонных конструкций гради­рен необходимо принимать не нижа следующих классов по прочности на сжатие:

для плит днища водосборных резервуаров - В15;

для монолитных фундаментов (отдельно стоя­щих и ленточных) - В25;

для монолитных стен водосборных резервуаров и оболочек вытяжных башен - В25;

для сборных элементов наклонной колоннады башенных градирен - В30;

для сборных стен водосборных резервуаров - В25 и сборных конструкций водоохладительных устройств - В30.

17.13. Марки сталей стальных конструкций гра­дирен следует назначать по группе 2 в соответствии с требованиями СНиП II.23-81.

17.14. Марки бетона по морозостойкости и водо­непроницаемости железобетонных конструкций гра­дирен в зависимости от условий эксплуатации и зна­чений расчетных зимних температур наружного воздуха в районе строительства следует принимать по СНиП 2.04.02-84.

17.15. Ширина продолжительного раскрытия тре­щин в монолитных и сборных железобетонных кон­струкциях градирен допускается не более 0,2 мм.

17.16. К градирням должны предусматриваться подъезды и площадки для установки пожарных автомобилей с целью использования воды градирен в качестве резервного источника водоснабжения при пожарах.

17.17. Вокруг градирен необходимо предусматри­вать отмостку шириной не менее 2,5 м и кюветы для сбора и отвода атмосферных вод, выносимых ветром из воздуховходных окон градирен. Террито­рия, примыкающая к градирням, должна быть спла­нирована, иметь травяной покров или щебеночное покрытие.

 

Вентиляторные градирни

 

17.18. Секционные градирни следует проектиро­вать. как правило, с секциями площадью не более 400 м2, а башенные вентиляторные градирни - площадью 400 м2 и более.

При сгораемых каркаса или обшивке или несго­раемом каркасе и сгораемой обшивке площадь сблокированных нескольких секций не должна пре­вышать 1200 м2.

17.19. Сетку колонн секционных градирен следу­ет принимать кратной 3 м, как правило, 6х6 м. Для железобетонных каркасов допускается применять сетку колонн 4х4 м, если это обусловливается тех­нологическими требованиями.

В многосекционных градирнях водосборный, ре­зервуар должен объединять не более двух секций.

17.20. Вентиляторные градирни при обшей пло­щади 30 м2 и более следует, как правило, проекти­ровать с несущими конструкциями из сборного или сборно-монолитного железобетона, при этом в зоне воздуховходных окон допускается применение стальных конструкций.

Несущие конструкции градирен допускается про­ектировать стальными или деревянными:

при обшей площади градирен менее 30 м2;

в районах с расчетной температурой наружного воздуха ниже минус 40 °С для постоянно работав­ших градирен, ниже минус 30 °С для градирен, ра­ботающих в зимнее время периодически;

в труднодоступных районах строительства (высо­когорные, пустынные и т.д.), а также в районах, отдаленных от производственной базы изготовления железобетонных конструкций, и когда доставка этих конструкций из других районов экономически нецелесообразна.

17.21. Ограждающие конструкции секционных градирен должны предусматриваться из дерева, асбестоцементных или пластмассовых листов или железобетона, а при соответствующем обосновании - из стали. При этом следует обеспечивать герметич­ность ограждающих конструкций (обжатие стыков, оклейка, уплотнение герметиками и т. д.).

При высоте градирен 15 м и более, включая вы­соту здания, при установке их на крыше каркас и обшивка должны выполняться из несгораемых ма­териалов.

17.22. Расчет конструкций градирен следует про­изводить на основные и особые сочетания нагрузок в соответствии со СНиП 2.01.07-85, а также допол­нительно к основным сочетаниям - на кратковременную нагрузку от веса льда, образующегося в зоне расположения оросителя, принимаемую равной 2 кПа (200 кгс/м2), с коэффициентом надежности по нагрузке gf = 1,4. Нагрузку от веса льда не следует учитывать для градирен, эксплуатируемых только в летнее время. При расчете на особые сочетания нагрузок необходимо учитывать нагруз­ку, вызываемую обрывом одной лопасти вентиля­тора (поломка оборудования).

 

Башенные градирни

 

17.23. Башенные градирни следует проектировать в системах оборотного производственного водо­снабжения при расходах охлаждаемой воды, как правило, свыше 10 тыс. м3/ч. Температура воды, поступающей в градирню, не должна превышать 50 °С.

17.24. Вытяжные башни градирен следует проек­тировать гиперболической, конической или пирами­дальной формы.

17.25. Сетку колонн оросителя, как правило, сле­дует принимать 6х6 м.

17.26. Вытяжные башни градирен следует проек­тировать из монолитного или сборного железобето­на, а также с применением стального или деревян­ного решетчатого каркаса с обшивкой. Каркасы и обшивка из дерева и других сгораемых материалов допускаются при площади нижней части градирни до 100 м2 и высоте до 15 м.

Стальной и деревянный каркасы, как правило, должны быть вынесенными из зоны непосредственного увлажнения охлаждаемой водой.

17.27. Вытяжные башни со стальным каркасом должны проектироваться с учетом их монтажа ук­рупненными элементами.

17.28. Обшивку стальных каркасов башен следует предусматривать с применением алюминиевых гофрированных листов толщиной не менее 1 мм. Допускается обшивка из асбестоцементных листов с соответствующей гидроизоляционной обработкой и пластмассовых волнистых листов, а также в отдельных случаях - из деревянных антисептированных щитов.

Асбестоцементные листы допускается применять в районах с расчетной средней температурой наибо­лее холодной пятидневки не ниже минус 25 °С.

17.29. Крепление обшивки к каркасу градирни должно производиться оцинкованными кляммерами и болтами.

17.30. Градирни с железобетонными вытяжными башнями следует применять в районах с расчетной средней температурой наиболее холодной пятиднев­ки не ниже минус 28 °С.

17.31. Железобетонную монолитную оболочку вытяжной башни следует принимать толщиной не менее 160 мм.

Толщину защитного слоя бетона для оболочки толщиной 200 мм и менее, а также для сборных эле­ментов следует принимать не менее 25 мм, а для оболочки толщиной более 200 мм - не менее 35 мм.

17.32. Опоры под железобетонную башню и оро­сительное устройство необходимо выполнять из сборного железобетона.

17.33. В верхней части железобетонной оболочки вытяжной башни следует предусматривать кольцо жесткости, ширина которого должна быть не менее 1 м.

17.34. В верхней части вытяжных башен следует предусматривать площадки для подвески люлек при ремонтных работах, а также для установки освети­тельных приборов для обеспечения безопасности полетов воздушных судов. В градирнях с железобетон­ными вытяжными башнями допускается совмещать указанные площадки с кольцами жесткости.

17.35. Для входа на верхнюю площадку вытяж­ной башни и на водоохладительное устройство не­обходимо предусматривать лестницу с огражде­нием и промежуточными площадками.

17.36. На площадках должны быть ограждения высотой 1,0 м.

17.37. Несущий каркас водоохлалительного уст­ройства следует проектировать из сборных железо­бетонных конструкций.

17.38. Оросительное устройство градирен следует проектировать одноярусным или двухъярусным из плоских прессованных асбестоцементных или пласт­массовых листов. Допускается применение деревян­ных оросителей.

17.39. Расчет конструкций башенных градирен должен производиться на основные сочетания нагру­зок в соответствии со СНиП 2.01.07-85. Для гради­рен, работающих в зимнее время, следует дополнительно учитывать кратковременную нагрузку от веса льда: при расчете стальных каркасов вытяжных башен - 20 % общего веса башни, а при расчете не­сущего каркаса водоохладительного устройства - расчетную нагрузку в размере 3,5 кПа (350 кгс/м2) на площадь орошения.

 

18. БАШЕННЫЕ КОПРЫ ПРЕДПРИЯТИЙ

ПО ДОБЫЧЕ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ

 

18.1. Нормы настоящего раздела следует соблюдать при проектировании скиповых, клетевых и скипо-клетевых башенных копров, предназначенных для размещения многоканатных подъемных машин с приводом и пускорегулирующей аппаратурой, технологического, ремонтного и вспомогательного оборудования подъема, приемных устройств и ем­костей для полезных ископаемых, а при наличии свободных площадей - складских и других помещений на предприятиях по добыче полезных ископае­мых подземным способом.

18.2. Башенные копры следует, как правило, при­нимать прямоугольной или квадратной формы в плане.

Круглая или другая форма башенных копров в плане допускается при соответствующем технико-экономическом обосновании. В случае невозможности размещения отдельных частей оборудования, а также обеспечения нормируемых проходов между оборудованием и конструкцией стены в пределах габаритов копра допускается увеличивать площадь машинного зала за счет уст­ройства эркеров.

18.3. Башенные копры допускается блокировать с надшахтными зданиями, дозировочно-аккумулирующими бункерами, административно-бытовыми помещениями. Указанные помещения должны отделяться от башенных копров противопожарными ограждениями.

При блокировании башенного копра с другими зданиями и помещениями следует обеспечивать доступ к монтажным проемам в стенах копра.

Блокировать башенные копры с помещениями, связанными с применением и хранением горючих материалов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей и горючих газов, не допускается.

18.4. В башенных копрах, помещения которых имеют непосредственную связь со стволом и отнесе­ны к категории А по взрывопожарной и пожарной опасности, следует предусматривать вентиляцион­ные противометановые камеры высотой не менее 2,0 м, исключающие возможность появления взрывоопасных концентраций метана в машинных залах.

18.5. Размеры башенных копров следует принимать кратными: в плане - 3 м, по высоте - 0,6 м.

Шаг колонн каркасных копров принимается кратным 3 м, в отдельных случаях при соответствующем обосновании может быть принят кратным 1,5 м.

18.6. Высота этажей башенных копров должна быть не менее 3,6 м, а машинных залов - не менее 8,4 м.

18.7. Естественное освещение следует предусмат­ривать только в машинном зале и на лестничной клетке, в остальных помещениях следует предусматривать искусственное освещение в соответст­вии с требованиями СНиП II-4-79.

18.8. Монтаж оборудования следует осущест­влять через монтажные проемы в стенах копра на нулевой отметке в монтажную ячейку и в перекры­тиях, располагаемых одно над другим. Допускается устройство монтажного проема в стенах копра на отметке расположения монтируемого оборудова­ния. На нулевой отметке следует предусматривать сквозные проемы в стенах для осуществления мон­тажа и демонтажа коммуникаций в стволе, осмотра, навески и смены подъемных сосудов и канатов.

18.9. Башенные копры следует выполнять с мо­нолитными железобетонными стенами, возводимы­ми в скользящей опалубке, или с железобетонным или стальным каркасом, со стенами из навесных панелей.

 

Примечание. Стальные элементы строительных конструкций допускается выполнять без противопожарной защиты независимо от категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности, в которых они расположены.

 

18.10. При необходимости надвижки копров на фундаменты следует, как правило, копры выпол­нять со стальным каркасом.

18.11. Для несущих железобетонных конструкций башенных копров следует принимать бетон класса по прочности на сжатие не ниже В15.

18.12. Наружные стены копра и стены внутренней шахты должны, как правило, опираться на общую фундаментную плиту. В случае, когда основанием башенных копров служат скальные грунты, допус­кается раздельное опирание наружных стен или колонн копра на фундамент, а стен внутренней шах­ты или всего копра - на устье ствола шахты.

18.13. При опирании наружных и внутренних стен копра на общий фундамент между устьем ство­ла и конструкциями фундамента копра должен предусматриваться зазор, исключающий их касание при осадке и крене копра.

18.14. Крен и осадка башенных копров не должны превышать значений, указанных в СНиП 2.02.01-83 и соответствующих условиям обеспечения работоспособности размещенных в них подъемных установок.

В случае невозможности обеспечения допустимых значений осадок путем увеличения размеров фунда­мента, устройством свайного основания, укрепле­нием грунтов основания и т. д. следует использовать специальные мероприятия для возможности после­дующего исправления положения копра (например, поддомкрачивание, применение легкоплавких поду­шек и т. д.).

18.15. При расчете башенных копров нагрузки и воздействия, коэффициенты надежности, по на­грузке следует принимать по СНиП 2.01.07-85, а так­же по табл. 12.

18.16. При расчете стен, колонн, фундаментов и оснований копра нормативные равномерно рас­пределенные нагрузки на перекрытия при их числе больше двух допускается снижать путем умно­жения их на коэффициент по формуле

 

                                   (52)

 

где     п - число перекрытий над рассчитывае­мым сечением.

18.17. Расчет монолитных башенных копров до­пускается выполнять по расчетной схеме сжато-изогнутого консольного стержня, определяя моменты от вертикальных нагрузок, с учетом эксцентрисите­тов от крена фундаментов.

 

Таблица 12

 

Классификация нагрузок

 

Нагрузки

Коэффициент надежности

по нагрузке gf

 

Временные длительные

 

От подъемных машин, вызванные рабочими уси­лиями в подъемных кана­тах (веса канатов, подъем­ных сосудов, прицепных устройств и материалов в подъемном сосуде)

 

 

1,2

 

От проходческого оборудования при использова­нии башенного копра для проходки горных выра­боток

 

1,2

 

Давление, вызванное де­прессией или компрес­сией

 

1,2

Кратко­временные

От оборудования, возни­кающие в пускоостано-вочном и испытательном режимах, в том числе усилия в канатах при пред­охранительном торможе­нии подъемных машин

 

1,0

 

От подвижного подъемно-транспортного оборудования, используемого при строительстве и эксплуа­тации (монтаж оборудо­вания, его смена и ре­монт)

 

1,2

 

От посадки клети на ку­лаки

 

1,2

Особые

Вызванные усилиями в подъемных канатах при резкой задержке (защем­лении) поднимаемого сосуда в стволе шахты и при переподъеме сосуда

 

1,0

 

Примечания: 1. Нормативная нагрузка от депрессии (компрессии) принимается максимально возможной с учетом перспективы развития шахты.

2. Нормативные длительные и кратковременные нагрузки от временного проходческого  оборудования для поверочных расчетов постоянных шахтных копров, проектируемых с учетом использования их для проходческих работ в период строительства шахты, определяются по проекту организации проходки ствола или по заданию организации, выполняющей этот проект.

 

18.18. При расчете прочности стен по п. 18.17 несущая способность горизонтального сечения должна определяться с учетом концентрации деформаций и напряжений у проемов.

18.19. Нормальные сжимающие усилия в горизон­тальных сечениях несущей стены копра в зоне опирания балок следует определять с учетом местного действия нагрузки от них.

В случаях, когда опирание балки осуществляется над проемом на высоте менее ширины проема, не­обходимо проверять расчетом прочность вертикальных и наклонных сечений стены на участке между проемом и балкой.

18.20. Защита конструкций копра от корро­зии должна назначаться в соответствии со СНиП 2.03.11-85 с учетом воздействия минерализованной шахтной воды и исходящей вентиляционной струи, а для конструкций, находящихся в помещениях с механическим оборудованием, под­лежащим регулярной смазке, - воздействия смазочных материалов.

Все подлежащие окраске стальные конструкции копра должны проектироваться с учетом обеспече­ния возможности возобновления окраски, в том числе в труднодоступных местах.

18.21. Лестницы следует принимать железобетон­ными или стальными с зашитой, обеспечивающей требуемый СНиП 2.01.02-85 предел огнестойкости. Уклон стальных лестниц следует принимать не ме­нее 1:1. В стесненных местах допускается увеличе­ние уклона стальных лестниц до 1,7:1. Ограждаю­щие конструкции лестничных клеток должны про­ектироваться из несгораемых материалов с преде­лом огнестойкости не менее 0,75 ч.

18.22. Сообщение между этажами башенных коп­ров следует предусматривать при помощи лифта и лестниц. Кроме того, башенные копры должны про­ектироваться с наружными пожарными эвакуационными лестницами с входами в помещения на каж­дом этаже.

18.23. Выходы из лестничной клетки в помеще­ния категорий А и Б следует предусматривать через тамбур-шлюз с самозакрывающимися противопо­жарными дверями.

18.24. Ширина проходов между оборудованием с неподвижными частями или ограждениями обору­дования с подвижными частями, а также между обо­рудованием и стеной должна быть не менее 0,7 м.

18.25. Помещения категорий А, Б и В отделяются от других помещений противопожарными перего­родками, а помещения категорий А и Б по взрывопожарной и пожарной опасности - также и пылегазонепроницаемыми перегородками.

Объем копра, предназначенный для помещения подъемных сосудов, должен быть отделен стенами, перегородками или металлической обшивкой. Про­тивопожарные требования к этим конструкциям устанавливаются в соответствии с ведомственными нормами технологического проектирования. Проти­вопожарные мероприятия для лифтовых шахт, лест­ничных клеток, а также стен и перегородок, отделяющих помещения различных категорий, должны от­вечать требованиям СНиП 2.01.02-85.

18.26. Конструкции и материал стен и перегоро­док, которые разделяют помещения, находящиеся при различных давлениях воздуха, должны обеспечивать герметичность этих помещений.

18.27. В машинном зале или на ближайшем пере­крытии следует предусматривать санузел.

18.28. В башенных копрах должен быть устроен внутренний водосток. Неорганизованный сброс воды с кровли запрещается.

18.29. В копрах следует предусматривать выход на кровлю. Кровля должна иметь ограждение по ГОСТ 25772-83.

18.30. В башенных копрах надлежит предусмат­ривать противопожарный водопровод с расходом и числом струй в соответствии с требованиями СНиП 2.04.01-85.

18.31. В башенных копрах на стволах с исходящей струей воздуха вход в герметические помеще­ния следует предусматривать через шлюзы.

 

19. ДЫМОВЫЕ ТРУБЫ

 

19.1. Нормы настоящего раздела следует соблю­дать при проектировании дымовых труб с несущими стволами из кирпича, железобетона и стали, обеспе­чивающих эффективное рассеивание дымовых газов различной температуры, влажности и агрессивности до допустимых действующими санитарными норма­ми пределов концентрации на уровне земли.

19.2. Выбор материала и конструкции дымовой трубы следует осуществлять на основании технико-экономического обоснования с учетом режима экс­плуатации, специального оборудования для возведения, а также архитектурно-композиционных со­ображений.

19.3. Диаметры выходных отверстий и высоту дымовых труб следует определять на основании аэродинамических, теплотехнических и санитарно-гигиенических расчетов.

Диаметры надлежит принимать по следующему унифицированному ряду: 1,2; 1,5; 1,8; 2,1; 2,4; 2,7; 3,0; 3,3; 3,6 м и далее через 0,6 м.

Минимальные диаметры труб следует назначать с учетом оборудования, применяемого при возве­дении труб, но не менее 1,2 м - для кирпичных труб (в свету по футеровке) и 3,6 м - для моно­литных железобетонных.

 

Примечание. Диаметры стельных труб допускает­ся уменьшать до 0,4 м при высоте их до 45 м.

 

19.4. Высоту дымовых труб следует назначать по следующему унифицированному ряду: 30, 45, 60, 75, 90, 105, 120 м и далее через 30 м и принимать для кирпичных, армокирпичных и стальных свобод­но стоящих (бескаркасных)труб не более 120 м.

19.5. Расстояние между соседними дымовыми трубами должно быть не менее пяти средних наруж­ных диаметров трубы.

19.6. В местах соединения газоходов с трубой надлежит предусматривать осадочные швы или компенсаторы.

19.7. В случае ввода в трубу в одном горизон­тальном сечении двух газоходов их следует распола­гать с противоположных сторон на одной оси, при вводе трех газоходов - под углом 120° один к дру­гому, при этом суммарная площадь ослабления в одном горизонтальном сечении не должна превы­шать 40 % общей площади сечения железобетонного ствола труби или стакана фундамента, 30 % ствола кирпичной трубы и 20 % несущего ствола стальной трубы.

При вводах в дымовую трубу нескольких газохо­дов и одновременной их работе необходимо пред­усматривать в нижней части трубы или в стакане фундамента разделительные стенки или направляю­щие патрубки, исключающие взаимное влияние потоков газа, а также уменьшающие аэродинамичес­кое сопротивление.

19.8. Для зашиты несущего ствола дымовой тру­бы от температурного и агрессивного воздействия отводимых газов в необходимых случаях допуска­ются футеровка и тепловая изоляция ствола. В зави­симости от температуры и агрессивности отводимых газов футеровку следует выполнять из шамотного, кислотоупорного или глиняного обыкновенного кирпича, специального бетона, керамики, стали, а также пластмасс.

Футеровка из кирпича предусматривается звенья­ми, опирающимися на консольные выступы в ство­ле. Высота звеньев должна быть не более 25 м при толщине в один кирпич и не более 12,5 м при толщи­не в 1/2 кирпича. В зоне проемов для газоходов тол­щину футеровки следует увеличивать до 11/2 - 2 кир­пичей. При применении специальной фасонной шпун­товой керамики толщина футеровки может быть уменьшена. Примыкание нижнего звена к вышеле­жащему необходимо проектировать с учетом темпе­ратурного расширения материала футеровки как по высоте, так и по диаметру.

19.9. В нижней части дымовой трубы, фундаменте или подводящих газоходах следует предусматривать лазы для осмотра трубы, а в необходимых случаях - устройства, обеспечивающие отвод конденсата.

19.10. С наружной стороны трубы должны пред­усматриваться площадки и лестницы, а для кирпич­ных труб - скобы. Лестницы или скобы следует устанавливать на расстоянии 2,5 м от поверхности земли. Площадки, лестницы и скобы должны иметь ограждения.

19.11. В целях предупреждения проникания ды­мовых газов в несущие конструкции кирпичных и железобетонных труб с газопроницаемой футеров­кой не допускается избыточное статическое давле­ние внутри дымового канала. При наличии избыточ­ного статического давления следует применять тру­бу специальной конструкции (с внутренним газо­проницаемым газоотводящим стволом или противо­давлением в вентилируемом зазоре между стволом и футеровкой).

19.12. В дымовых трубах с противодавлением (в зависимости от режима работы) следует приме­нять естественную или принудительную вентиляцию воздушного зазора. Величина противодавления должна приниматься в каждом сечении трубы не ме­нее 50 Па (5 кгс/м2).

19.13. При подключении нескольких агрегатов к трубе и колебаниях нагрузки, вызывающих об­разование конденсата, допускается при наличии технико-экономического обоснования проектиро­вать многоствольные трубы с несколькими газоотводящими стволами, расположенными внутри несущего ствола трубы.

В пространстве между несущими и газоотводящими стволами следует предусматривать кольцевые площадки, ходовые лестницы, электрическое освещение, а также лифт при наличии специального обоснования.

19.14. Минимальный диаметр верхней части на­ружного несущего ствола в случае расположения внутри него нескольких газоотводящих стволов следует определять из условий размещения требуемого числа газоотводящих стволов и лифта, а также необходимых проходов для монтажа, контроля в процессе эксплуатации и производства работ.

19.15. Газоотводящие стволы следует выполнять из металла, а также из неметаллических несгораемых термостойких материалов.

С наружной стороны газоотводящих стволов следует устанавливать тепловую изоляцию, толщина которой определяется расчетом исходя из обеспече­ния при нормальном режиме эксплуатации задан. кого перепада температуры газа и внутренней по­верхности ствола, а также температуры наружной поверхности тепловой изоляции не свыше 60 °С.

19.16. Фундаменты дымовых труб должны про­ектироваться железобетонными с подошвой круг­лого, многоугольного или кольцевого очертания в соответствии с требованиями СНиП 2.02.01-83 и СНиП 2.02.03-85. Для дымовых труб высотой более 200 м фундамент следует выполнять кольцевого очертания.

19.17. Предельные значения осадок и кренов для фундаментов труб должны приниматься по СНиП 2.02.01-83*.

19.18. При высоком уровне подземных вод и подземном расположении газоходов следует предусматривать дренаж.

19.19. При расчете железобетонных дымовых труб по предельным состояниям первой группы необходимо учитывать одновременное действие нагрузки от собственного веса, расчетной ветровой нагрузки, а также влияние температуры отводимых гадов, при расчете по предельным состояниям второй группы - одновременное действие нагрузки от собственного веса, нагрузки от ветра, а также влияние температуры отводимых газов и солнечной радиации.

19.20. Нагрузки и воздействия на дымовые тру­бы, коэффициенты надежности по нагрузке, а так­же возможные сочетания нагрузок должны прини­маться согласно требованиям СНиП 2.01.07-85.

Коэффициент надежности по нагрузке при расче­та на ветровые нагрузки для труб высотой до 150 м принимается равным 1,3; для труб высотой от 150 до 300 м - 1,4; для труб свыше 300 м - 1,5.

19.21. Перепады температуры в стенке трубы от воздействия отводимых газов надлежит определять на основании теплотехнических расчетов для уста­новившегося потока тепла при наибольшем значе­нии температуры отводимых газов и расчетной тем­пературе наружного воздуха (средней температуре наиболее холодной пятидневки) и наибольшем значении коэффициента теплоотдачи наружной поверхности.

19.22. Дымовые цилиндрические трубы и трубы небольшой коничности (не более 0,012) следует рассчитывать на скоростной напор ветра и резонанс в соответствии с требованиями СНиП 2.01.07-85. Конические трубы с коничностью более 0,012 на ре­зонанс допускается не проверять.

19.23. В качестве расчетной схемы дымовой тру­бы следует принимать защемленный в основании консольный стержень постоянного или переменного по высоте кольцевого сечения.

 

Примечание. Для стальных труб с оттяжками расчетная схема принимается в виде консольного стержня, защемленного в основании с упругими опорами в местах оттяжек.

 

19.24. Определение изгибающих моментов в го­ризонтальных сечениях ствола трубы необходимо производить по деформированной схеме с учетом дополнительных изгибающих моментов от собствен­ного веса вследствие прогиба трубы от ветра, тем­пературы, солнечной радиации и крена фундамента.

19.25. Для учета кольцевых напряжений в попе­речном сечении, а также дополнительных моментов от прогиба трубы при воздействии солнечной радиации необходимо учитывать распределение разности температур по наружной поверхности от 25 °С на солнечной стороне до 0 °Сна границе с теневой сто­роной.

19.26. Горизонтальное перемещение верха трубы от нормативной ветровой нагрузки не должна пре­вышать 1/75 ее высоты. При наличии лифта предель­ное горизонтальное перемещение верха трубы следу­ет принимать в соответствии с техническими услови­ями на данный лифт.

19.27. Расчетную длину при определении форм свободных колебаний и проверке несушей способ­ности горизонтальных сечений для свободно стоя­щих труб следует принимать равной высоте трубы, умноженной на коэффициент 1,12.

19.28. Минимальное напряжение на грунт под фундаментом трубы должно быть более нуля.

19.29. При наличии температурного перепада по высота плиты фундамента необходимо при расчете фундаменте учитывать температурные усилия, определяемые согласно СНиП 2.03.04-84.

 

Кирпичные дымовые трубы

 

19.30. Ствол кирпичной дымовой трубы следу­ет проектировать в виде усеченного конуса (цоколь трубы должен быть цилиндрической формы). На­клон образующей наружной поверхности ствола трубы к вертикали следует принимать, как правило, постоянным в пределах 0,02-0,04 на всю высоту.

19.31. Для кладки стволов кирпичных дымовых труб следует принимать кирпич глиняный лекаль­ный марок 125-150. Допускается применять обык­новенный глиняный кирпич пластического прессо­вания марки не ниже 125 и водопоглощением не более 15 %.

Марку кирпича по морозостойкости следует при­нимать в зависимости от режима работы трубы, но не ниже 25. Для кладки ствола необходимо прини­мать сложные растворы марок не ниже 50.

19.32. По высоте кирпичной трубы надлежит предусматривать горизонтальные стяжные кольца из полосовой стали, шаг и сечение которых следует принимать по расчету, при этом толщина стяжных колец должна быть не более 10 мм, шаг - не более 1,5 м.

19.33. Толщина стенок ствола принимается по расчету, но не менее 11/2 кирпича.

19.34. Расчет горизонтальных сечений по несущей способности должен производиться в соответствии с СНиП II-22-81. Для всех горизонтальных сечений ствола точка приложения продольной силы должна находиться в пределах ядра сечения, т.е. е0 Ј (D2 + d2) /8D, где D и d - соответственно наружный и внутренний диаметры сечения ствола. Расчетное сопротивление кладки сжатию R принимается с коэффициентом условий работы 0,9.

19.35. Расчет вертикальных сечений ствола на температурные усилия, вызванные перепадом темпе­ратур по толщине стенки ствола, следует произво­дить, принимая эпюру в сжатой зоне прямоуголь­ной. Растягивающие усилия следует воспринимать стяжными кольцами. Коэффициент условий работы при определении расчетного сопротивления стали стяжных колец следует принимать равным 0,7.

 

Железобетонные дымовые трубы

 

19.36. Ствол железобетонной дымовой трубы сле­дует проектировать в форме цилиндра, усеченного конуса или комбинированной формы - в виде сочетания усеченного конуса и цилиндра. Отношение высоты всего ствола или отдельного его участка к своему наружному диаметру должно быть не более 20.

Наклон образующей поверхности трубы к вертикали следует принимать, как правило, не более 3,1.

19.37. Сборные железобетонные дымовые трубы, как правило, следует проектировать цилиндричес­кой формы из отдельных царг. Соединение царг между собой необходимо осуществлять на высокопрочных шпильках или болтах.

19.38. Для стволов железобетонных монолитных труб следует применять бетон только на портландцементе класса не ниже В30 с содержанием трехкальциевого алюмината до 8 % или сульфатостойкий портландцемент с минеральными добавками. Класс бетона по прочности на сжатие должен быть не менее В15, водоцементное отношение - не болев 0,4. Марка бетона труб по морозостойкости должна быть но менее F200, по водонепроницаемости - W8. Для труб, в которых возможно образование конденсата, морозостойкость бетона должна быть не менее F300.

 

Примечание. В отдельных случаях при соответствующем техническом обосновании (высокие температуры дымовых газов и др.) допускается снижение марки по морозостойкости, но не ниже значений, приведенных в СНиП 2.03.01-84.

 

19.39. Толщину стенок ствола железобетонной трубы следует принимать по расчету, минимальную толщину стенок вверху монолитной трубы следует принимать: при диаметре трубы до 4,8 м -160 мм; до 7,2 м - 180 мм; при диаметре до 9 м - 200 мм, при диаметре более 9 м - 250 мм.

19.40. Сечение растянутой арматуры от площади расчетной толщины сечения ствола трубы должно быть не менее: для кольцевой арматуры - 0,2, про­дольной - 0,4 %.

19.41. Стыки растянутой арматуры труб допуска­ется устраивать внахлестку без сварки. Стыки про­дольной и горизонтальной арматуры должны распо­лагаться вразбежку так, чтобы число стыков в сече­нии было не более 25 % общего числа стержней.

19.42. Толщину защитного слоя бетона для рабочей арматуры следует принимать не менее 30 мм и не менее диаметра арматуры, а при наличии агрес­сивных газов дополнительно увеличивать на 5 мм.

19.43. Предельно допустимую температуру нагре­ва арматуры, выбор состава бетона в зависимости от температуры дымовых газов, дополнительные коэффициенты условий работы для расчетных сопротивлений бетона и арматуры, а также метод рас­чета вертикальных сечений на действие неравномер­ного нагрева по толщине стены следует принимать по СНиП 2.03.04-84.

19.44. Предельная ширина раскрытия трещин в растянутой зоне сечения не должна превышать: для верхней трети высоты трубы - 0,1 мм, для нижних двух третей высоты трубы - 0,2 мм. При соответствующем обосновании для нижней части дымовой трубы допускается ширина раскрытия трещин до 0,3 мм.

 

Стальные дымовые трубы

 

19.45. Ствол стальной дымовой трубы следует проектировать, как правило, состоящим из верхней цилиндрической и нижней конической частей.

19.46. Для свободно стоящих стальных труб соотношения размеров к общей высоте трубы должны удовлетворять следующим условиям: диаметр цилиндрической части - не менее 1/20; диаметр основания конической части - не менее 1/10; высота конической части - не менее 1/4.

 

Примечание. В случае установки динамических или механических гасителей колебаний диаметр цилиндрической части может составлять 1/25 общей высоты трубы.

 

19.47. Стальные дымовые трубы без футеровки высотой 60 м и более, а также футерованные трубы с отношением высоты трубы к диаметру болев 20 должны проектироваться с оттяжками.

19.48. Расположение оттяжек по высоте трубы должно приниматься следующим: высота верхней части ствола трубы над оттяжками при одном ярусе оттяжек должна составлять от 1/3 до 1/4 общей высоты трубы, при двух ярусах - не более 1/5; расстояние между ярусами оттяжек должно быть равно 1/3 высоты трубы.

19.49. Стальные дымовые трубы высотой более 120 м должны быть раскреплены в нижней части жесткими подкосами. В качестве несущих конст­рукций допускается использовать решетчатые башни.

19.50. Цилиндрическую и коническую части стальной трубы следует, как правило, соединять встык без ребер. Толщина стенок трубы должна быть не менее 4 мм.

19.51. Верх цилиндрической части трубы следует усиливать горизонтальным ребром жесткости.

19.52. Футеровку стальных труб следует опирать на специальные горизонтальные кольцевые ребра, привариваемые к стенке трубы с внутренней сто­роны.

19.53. Ввод газохода в месте сопряжения с дымо­вой трубой должен иметь круглую, овальную или прямоугольную с закругленными углами форму, при этом в целях обеспечения равнопрочности сече­ния оболочку ствола следует усиливать приваркой листов по периметру выреза.

19.54. Марки сталей для дымовых груб должны приниматься в соответствии со СНиП II-23-81 с от­несением отдельных элементов к следующим груп­пам:

группа 2 - оболочка и ребра жесткости дымовой трубы;

группа 4 - ребра жесткости, опорные кольца, площадки, лестницы, ограждения.

19.55. Расчет элементов стальных конструк­ций дымовых труб и определение расчетных со­противлений материалов при температуре кон­струкции 300 °С и менее следует производить по СНиП II-23-81.

19.56. Стальные дымовые трубы при критических скоростях ветра, вызывающих резонансные колеба­ния сооружения, следует рассчитывать на усталость а соответствии с требованиями СНиП II-23-81. Про­верке подлежат стыковые швы стальной оболочки дымовой трубы, при этом в расчете должно учиты­ваться не менее 2 млн. циклов нагружения.

19.57. Стенки труб следует проверять на общую и местную устойчивость.

Сварные соединения стенки трубы должны быть проверены на знакопеременные циклические напря­жения, возникающие при резонансных колебаниях трубы от действия ветровых нагрузок.

Место сопряжения цилиндрической и конической частей трубы, а также все места изменения толщины стенки трубы необходимо проверять на прочность с учетом дополнительных напряжении от краевого эффекта.

 

20. ВЫТЯЖНЫЕ БАШНИ

 

20.1. Нормы настоящего раздела следует соблю­дать при проектировании вытяжных башен, пред­назначенных для удаления вредных негорючих га­зов, прошедших очистку, но сохраняющих опреде­ленную степень агрессивности, влажностью 80-90 %, содержащих конденсат и, как правило, не имеющих высокой температуры. Газоотводящие стволы сле­дует проектировать из металла и конструкционных несгораемых или трудносгораемых полимерных материалов.

20.2. Несущие стальные стволы вытяжных башен следует проектировать по СНиП II-23-81.

Вытяжные башни высотой более 210 м надлежит проектировать по специально разработанным техни­ческим условиям.

20.3. В вытяжной башне допускается установка одного или нескольких газоотводящих стволов. Один газоотводящий ствол должен быть размещен, как правило, внутри несущей башни; при наличии нескольких газоотводяших стволов допускается размешать все газоотводящие стволы внутри несущей башни или часть стволов - внутри башни, а часть - с ее внешней стороны,

20.4. Размеры газоотводящего ствола следует определять по технологическим расчетам, соблюдая требования санитарных норм предельных концен­траций вредных выбросов в атмосферу, и принимать по табл. 13.

 

Таблица 13

 

 

Высота, м

 

 

Внутренний диаметр, м

 

45

 

0,6; 0,9; 1,2; 1,5

60

0,6; 0,9; 1,2; 1,5; 1,8; 2,4

75

1,5; 1,8; 2,4; 3; 3,6

90

1,5; 1,8; 2,4; 3; 3,6; 4,8; 6

120

1,8; 2,4; 3; 3,6; 4,8; 6; 7,2

150

1,8; 2,4; 3; 3,6; 4,8; 6; 7,2

180

1,8; 2,4; 3; 3,6; 4,8; 6; 7,2

210

1,8; 2,4; 3; 3,6; 4,8; 6; 7,2

240

 

3,6; 4,8; 6; 7,2

 

Примечание. В целях использования существующего оборудования, применяемого для изготовления газоотводящих стволов из конструкционных полимерных материалов, допускается принимать независимо от высоты ство­ла следующие дополнительные размеры внутренних диаметров, м: для стволов из стеклопластика - 1,0; 1,6; 2,0 и 3,2; для стволов из текстофаолита - 1,2; 3,0; 3,8; 4,5 и 7,0.

 

20.5. Форму несущей решетчатой башни и ее раз­меры следует определять с учетом обеспечения эко­номии стали, технологичности изготовления, усло­вий принятого метода монтажа, рационального размещения башни на генплане и удобства эксплуа­тации.

20.6. Несущую башню следует проектировать в виде сочетания призматической (верхней) и одной пирамидальной (нижней) частей с тремя, четырьмя гранями и более.

20.7. Разница уровней верха газоотводящего ствола и верха несущей башни должна быть в пределах 2-2,5 диаметра газоотводящего ствола, но не более 8-10 м. При выполнении газоотводящего ствола из полимерных материалов разница опреде­ляется конструктивно с повышенными требования­ми к антикоррозионной защита верхней площадки башни.

20.8. Наименьший габаритный размер несущей башни в нижнем основании следует назначать, как правило, не менее 1/8 ее высоты.

Наименьший габаритный размер несущей башни в верхнем основании следует определять по усло­виям размещения требуемого (по заданию) числа газоотводящих стволов и лифта, а также необходи­мых проходов для производства ремонтных работ. В случае стесненного габарита верхней части башни (при большом диаметре газоотводящего ствола или необходимости размещения нескольких газоотводя­щих стволов внутри башни и стесненных условиях генплана) для проходов допускается проектировать выносные площадки-балконы. Ширина проходов должна быть не менее 0,7 м.

20.9. По всей высоте несущей башки необходимо предусматривать устройство горизонтальных диафрагм. Расстояние между диафрагмами следует назначать в пределах 1,5-2,5 габарита поперечного сечения башни в уровне установки диафрагмы. Диафрагмы также следует устанавливать в плоскости излома граней башни.

20.10. Диафрагмы надлежит использовать для горизонтального опирания газоотводящего ствола и как площадки, необходимые в эксплуатационных целях для обеспечения проходов вокруг газоотводящих стволов к поясам и узлам решетки несущей башни.

20.11. Марки сталей для несущей решетчатой башни следует принимать в соответствии со СНиП II-23-81 с отнесением отдельных элементов конструкции башни к следующим группам:

группа 1 - пояса несущей башни, узловые фасонки;

группа 2 - элементы решетки; балки, площадки-диафрагмы, непосредственно воспринимающие собственный вес газоотводящего ствола;

группа 4 - опорные плиты, балки, площадки-диа­фрагмы, настил площадок, лестницы, ограждения.

20.12. Газоотводящие стволы следует предусматривать из материалов, стойких против воздействия отводимых газов, или иметь соответствующую антикоррозионную защиту.

Марки углеродистых или низколегированных сталей для оболочки газоотводящих стволов и всех ее элементов должны назначаться по группе 4 в соответствии со СНиП II-23-81.

Для газоотводящих стволов из конструкционных полимеров следует принимать химически и термически стойкие стеклопластики, текстофаолиты, бипластмассы (стеклопластики с внутренним слоем из термопласта) и слоистые конструкционные пластики.

 

Примечание. Конструкционные полимерные материалы, применяемые для газоотводящих стволов, должны быть несгораемыми или трудносгораемыми.

 

20.13. Для обеспечения наилучших аэродинамических свойств и экономии металла несущую башню следует, как правило, проектировать из элементов трубчатого поперечного сечения.

20.14. Вертикальная нагрузка от газоотводящего ствола должна передаваться в нижних уровнях вытяжной башни.

В зависимости от уровня ввода газоходов следует принимать один из следующих вариантов опирания газоотводящего ствола:

на собственный фундамент;

на специальную дополнительную опору;

на одну из нижних диафрагм несущей башни (допускается при условии, что расход металла на эту диафрагму не будет превышать расход металла на специальную опору).

20.15. При монтаже несущей башни методом подращивания или подъема целиком необходимо производить дополнительный расчет элементов башни на монтажные нагрузки.

20.16. Горизонтальную нагрузку от газоотводящего ствола из стали или самонесущей цилиндрической оболочки из конструкционных полимеров сле­дует передавать на несущую башню в плоскости поперечных диафрагм башни.

Горизонтальную нагрузку от газоотводящего ствола из конструкционных полимеров, монтируе­мого из царг, соединенных стальным промежуточ­ным каркасом, следует передавать также на диафрагмы башни, но через промежуточный каркас.

20.17. Конструктивное решение узлов опирания газоотводящего ствола на башню в местах передачи горизонтальных нагрузок должно обеспечивать сво­боду взаимных вертикальных температурных перемещений ствола и башни.

20.18. Стыковочные узлы царг газоотводящих стволов должны обеспечивать кроме требований прочности и герметичности также свободу верти­кальных перемещений, возникающих от температур­ных деформаций полимерного материала.

20.19. Стальной промежуточный каркас следует проектировать, как правило, из вертикальных под­весок, горизонтальных колец и опорных элементов, при этом:

горизонтальные кольца, передающие нагрузку, должны располагаться на одном уровне с диафраг­мами башни;

крепление промежуточного каркаса к башне должно обеспечивать свободу вертикальных пере­мещении от температурных деформаций;

по высоте промежуточный каркас следует пред­усматривать из отдельных секций со стыками, не­обходимыми для монтажа царг ствола вместе с каркасом крупными блоками методом подращивания;

вертикальные подвески каркаса следует прини­мать в виде гибких элементов, закрепленных в каж­дой секции.

20.20. Расчет газоотводящих стволов из конст­рукционных полимерных материалов следует произ­водить с учетом анизотропии материалов.

Расчетные характеристики материалов должны быть определены с учетом максимальной температу­ры отводимых газов, влияния агрессивной среды и длительности действия нагрузок.

20.21. Фундамент газоотводящего ствола надле­жит проектировать бетонным или железобетонным в виде полого усеченного конуса или цилиндра, сплошной или кольцевой плиты.

20.22. Фундаменты несушей башни следует про­ектировать отдельными под каждый опорный узел, при этом должны быть предусмотрены меры, обеспечивающие равномерные осадки фундаментов.

20.23. При проектировании вытяжных башен не­обходимо предусматривать надежную антикоррози­онную защиту фундаментов и всех конструкций га­зоотводящего ствола несушей башни.

20.24. в случаях, когда возможно образование в газоотводящем стволе конденсата, необходимо предусматривать устройство для его сбора и отвода.

20.25. Для ремонта и монтажа газоотводящего ствола следует предусмотреть возможность подвес­ки его на верхней диафрагме несущей башни, а при высоте его более 150 м - также на одной из проме­жуточных диафрагм.

20.26. Для подъема на башню следует предусматривать лестницу.

Лестницу следует проектировать вертикальной с переходами на площадках-диафрагмах. При расстоя­ниях между диафрагмами более 12 м надлежит предусматривать специальные промежуточные пло­щадки. Лестница и переходные площадки должны иметь ограждения.

20.27. При температуре наружной поверхности газоотводящего ствола более 50 °С примыкающие к нему площадки, лестничные проемы и подходы должны иметь специальное ограждение высотой не менее 1 м, часть которого на высоту не менее 100 мм от уровня настила сплошная.

 

21. ВОДОНАПОРНЫЕ БАШНИ

 

21.1. Нормы настоящего раздела следует соблю­дать при проектировании водонапорных башен, предназначенных для использования в системах хо­зяйственно-питьевого, производственного и проти­вопожарного водоснабжения промышленных пред­приятий, сельскохозяйственных комплексов и насе­ленных мест.

Водонапорные башни для массового строительст­ва следует проектировать, как правило, без шатров, со стальными баками и опорами из железобетона. кирпича или стали.

21.2. Водонапорные башни надлежит проектиро­вать с баками вместимостью 15, 25, 50, 100, 150, 200, 300, 500 и 800 м3. Высоту опор (от уровня земли до верха опоры бака) для башен с баками вместимостью от 15 до 50 м3 следует назначать кратной 3 м, с баками вместимостью 100 м3 и бо­лее - кратной б м.

 

Примечание. При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается проектировать башни с баками большей вместимостью.

 

21.3. Форму бака следует выбирать в соответст­вии с архитектурно-композиционными и технико-экономическими соображениями.

В покрытии бака необходимо предусматривать люк со стремянкой для спуска в бак и трубы для вентиляции.

21.4. Днища бака следует проектировать с укло­ном не менее 5 % к подводяще-отводящей или слив­ной трубе.

21.5. Опоры водонапорных башен следует, как правило, проектировать в форме цилиндра или в виде системы сборных железобетонных стоек.

Допускается предусматривать для опор моно­литный железобетон, кирпич или сталь в зависимос­ти от местных условий, технико-экономических расчетов и с учетом архитектурных требований.

21.6. В случае применения сплошных конструк­ций опор (монолитный железобетон или кирпич) пространство под баками допускается использовать для размещения служебных и конторских помеще­ний, складов, производственных помещений, исклю­чающих образование пыли, дыма и газовыделений.

21.7. Фундамент водонапорной башни, как прави­ло, следует проектировать железобетонным моно­литным, внутри которого следует предусматривать утепленные, но неотапливаемые помещения с естественной приточно-вытяжной вентиляцией для разме­щения задвижек на водопроводных трубах и конт­рольно-измерительных приборов.

21.8. Узлы пересечения подводяще-разводящего стояка с перекрытиями и площадками должны до­пускать свободу вертикальных температурных пе­ремещений стояка.

21.9. При расчете башен ветровую нагрузку сле­дует определять как для высотных сооружений с учетом динамического воздействия пульсации ско­ростного напора.

Расчет башен следует выполнять для двух случа­ев: с заполненным или незаполненным баком.

Форма эпюры давлений под подошвой фундамен­та при проверке башни с заполненным баком долж­на быть трапециевидной с отношением минимально­го и максимального напряжений не менее 0,25. При проверке башни с незаполненным баком допускает­ся треугольная эпюра напряжений.

Крен башни должен быть Ј 0,004.

21.10. Башни следует оборудовать стальными лестницами для подъема к баку и на его покрытие, а также площадками для осмотра и обслуживания строительных конструкций и трубопроводов. Лест­ницы допускается проектировать вертикальными, типа стремянок, с дугами, обеспечивающими без­опасность пользования ими. При этом расстояние между площадками не должно превышать 8 м.

Площадки должны иметь перильное ограждение.

21.11. При проектировании водонапорных башен следует предусматривать мероприятия по антикор­розионной защите строительных конструкций. Кон­структивные решения должны обеспечивать доступ осмотра и восстановления антикоррозионных покрытий.

21.12. Для внутренней антикоррозионной защиты баков следует применять материалы, включенные в перечни материалов и реагентов, разрешенных Главным санитарно-эпидемиологическим управле­нием Минздрава СССР для применения в практике хозяйственно-питьевого водоснабжения.

 

ПРОЕКТИРОВАНИЕ СООРУЖЕНИЙ

ДЛЯ СЕВЕРНОЙ

СТРОИТЕЛЬНО-КЛИМАТИЧЕСКОЙ ЗОНЫ

 

22. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

 

22.1. Нормы настоящего раздела следует соблю­дать при проектировании сооружений промышлен­ных предприятий для северной строительно-клима­тической зоны.

22.2. При проектировании сооружений на вечно-мерзлых грунтах следует принимать один из прин­ципов (принципы I и II) использования вечно-мерзлых грунтов в качестве основания в соответст­вии со СНиП II-18-76.

22.3. Сооружения, предназначенные для проклад­ки тепловых сетей (тоннели, каналы, отдельно стоя­щие опоры и эстакады под технологические трубо­проводы), следует проектировать с учетом дополни­тельных требований для особых условий строитель­ства в соответствии со СНиП II-36-73.

22.4. При проектировании сооружений с основа­нием по принципу I надлежит принимать следующие способы сохранения мерзлого состояния грунтов основания:

устройство под сооружениями термоизолирующих слоев;

устройство в основании пола охлаждающих каналов или труб.

22.5. При проектировании сооружений с основанием по принципу II надлежит:

предусматривать конструктивные решения, обеспечивающие медленное и равномерное оттаивание грунтов основания в процессе строительства и экс­плуатации. В случае предварительного оттаивания грунтов основания следует при необходимости пред­усматривать улучшение строительных свойств грун­тов путем уплотнения, закрепления и др.;

назначать высоту помещений, проемов, а также расстояние между оборудованием и конструкциями сооружений с запасами, обеспечивающими возмож­ность нормальной работы сооружения в процессе осадок конструкций и сохранение требуемых нор­мами габаритов после окончания осадок;

предусматривать возможность восстановления положения конструкций при осадках сооружений.

22.6. При проектировании сооружений с основа­нием по принципу II в случаях, когда деформации основания могут превышать предельные величины, приведенные в СНиП 2.02.01-83, конструктивные решения должны обеспечивать устойчивость, проч­ность и эксплуатационную пригодность сооружений при неравномерных осадках основания. Для обеспечения указанных требований сооружения следует проектировать:

с жесткими схемами, при которых конструктивные элементы не могут иметь взаимных перемещений;

с податливыми схемами, при которых возможно взаимное перемещение шарнирно-связанных между :обой конструктивных элементов при обеспечении устойчивости и прочности этих элементов, а также эксплуатационной пригодности сооружений.

22.7. Сооружения большой протяженности (про­ектируемые с основанием по принципу II) следует разделять осадочными швами на отсеки, длина ко­торых должна быть не более величин, указанных в табл. 14.

 

Таблица 14

 

Средняя

Предельная длина отсеков, м

осадка основания

сооружения, см

при жесткой

конструктивной схеме

при податливой конструктивной схеме

 

15 - 30

 

42

 

60

Более 30

 

24

30

 

Примечание. Значение средней осадки основания сооружения следует определять в соответствии с требованиями СНиП II-18-76.

 

22.8. В местах сопряжения сооружений со здания­ми или другими сооружениями при использовании в качестве оснований вечномерзлых грунтов по принципу II необходимо предусматривать также осадочные швы.

Осадочные швы следует располагать так, чтобы эти швы по возможности совпадали с местами изменений литологического состава, физико-механических свойств и льдонасыщенности грунтов, с местами изменения мерзлотных свойств основания и глуби­ны залегания верхней поверхности вечномерзлых грунтов, с местами перехода от сливающегося вечномерзлого грунта к неспивающемуся или к участкам с талыми грунтами с различными темпе­ратурными и влажностными режимами.

22.9. Наружные поверхности стен сооружений следует проектировать без ниш, поясков и других элементов, задерживающих снег и влагу.

22.10. Отапливаемые сооружения (подвалы, ба­шенные копры, перегрузочные узлы конвейерных галерей), между которыми по условиям технологи­ческого процесса необходим переход производственного персонала, следует соединять отапливаемы­ми галереями, как правило, наземными.

22.11. Наружные этажерки и площадки для раз­мещения технологического оборудования не до­пускается проектировать в строительно-климатических подрайонах IБ и IГ, установленных СНиП 2.01.01-82.

22.12. При проектировании тоннелей и каналов, предназначенных для прокладки трубопроводов. сохранение мерзлого состояния грунтов основа­ния (принцип I) следует обеспечивать путем уст­ройства тепло- и гидроизоляции или вентиляции тоннелей и каналов.

22.13. Глубину заложения тоннелей и каналов надлежит принимать минимальной, при этом до­пускается в стесненных условиях верх перекрытия совмещать с уровнем поверхности земли. Под автомобильными дорогами расстояние от верха проез­жей части до перекрытия тоннеля или канала долж­но быть не менее 100 мм.

22.14. Надземная прокладка трубопроводов для транспортирования нагретых продуктов должна предусматриваться на отдельно стоящих опорах и эстакадах высотой, исключающей тепловое воздей­ствие трубопроводов на вечномерзлые грунты осно­ваний.

22.15. Фундаменты отдельно стоящих опор под трубопроводы следует проектировать с опиранием на вечномерзлые грунты оснований по принципу I или с опиранием на сезоннооттаивающие грунты оснований по принципу II, если деформации грунтов допускаются прочностью и устойчивостью трубопро­водов и не приводят к недопустимым изменениям их уклонов.

22.16. Закрома, возведение которых предусмат­ривается с использованием вечномерзлых грунтов по принципу I, следует проектировать, как правило, надземными.

22.17. Стены и решетки бункеров, предназначен­ные для материалов, подверженных смерзанию, сле­дует обогревать регистрами или другими нагрева­тельными устройствами, в стенах этих сооружений необходимо дополнительно предусматривать тепло­изоляцию с наружной стороны.

22.18. Полузаглубленные или заглубленные в грунт железобетонные резервуары следует проекти­ровать на скальных грунтах или на нескальных, ко­торые при оттаивании дают деформации (осадки) не болев допустимых для проектируемых сооружений.


Предыдущая часть | К оглавлению | Следующая часть

Деловые объявления

   

© 2007 Строительный портал Stroy-Life. Все права защищены.
При использовании материалов портала - гиперссылка на строительный портал Stroy-Life.ru обязательна

3 часть