pages
Логин Пароль
Регистрация  Забыли пароль?  Запомнить меня

  Главная / Статьи / Материалы и сырье. Статьи про строительные материалы и сырье


Предварительное напряжение в бетоне


Создав искусственный камень - бетон, свойства которого можно регулировать по своему усмотрению, ученые нашли и способ борьбы с его основным недостатком - низкой прочностью при растяжении. При металлической арматуре бетон хоть и не разрушается при растяжении, но трескается. Это отрицательно сказывается на эксплуатационных свойствах железобетонных конструкций и сооружений. Создание на стадии изготовления или строительства напряженного состояния в конструкции, когда знак напряжения в бетоне противоположен знаку напряжения от эксплуатационной нагрузки, является одним из крупнейших достижений инженерной мысли в XX столетии.

У истоков этой концепции стояли Эжен Фрейссине (Франция) и Виктор Васильевич Михайлов (Россия), который в 1936 году защитил, посвященную этому методу диссертацию.

Требуемое напряжение в бетоне создается за счет передачи усилия натяжения арматурных элементов. Простыми словами арматурный элемент железобетонной конструкции растягивают почти до разрыва, после чего он стремится вернуться в первоначальное состояние, т.е. сжаться, тем самым создавая усилие обжатия бетона в растянутой зоне. В связи с этим различают два вида предварительного напряжения по способу натяжения арматуры:

  • на упоры
  • на бетон

Способ натяжения арматуры на упоры производится на стендах в заводских условиях. Арматурные элементы растягивают, затем в форму заливают бетон и после набора им требуемой прочности арматуру «отпускают». Создается эффект обжатия бетона.

В свою очередь способ натяжения арматуры на бетон делится на два способа:

  • со сцеплением
  • без сцепления

В первом случае в тело конструкции на стадии опалубочных работ и армирования укладываются каналообразователи из тонколистовой стали. После бетонирования в образовавшиеся полости вводятся арматурные элементы из высокопрочной стали (канаты). Затем производят механическое натяжение при помощи гидравлического домкрата и иньецирование полости бетоном под давлением. После твердения происходит сцепление арматурного элемента с бетоном.

В случае применения систем без сцепления в тело конструкции на стадии производства опалубочных работ и армирования укладываются специальные канаты заводского изготовления в пластиковой трубке (геометрические, механические параметры, и потери натяжения от релаксации отражены в таблицах 1 и 2).

Таблица 1. Геометрические характеристики каната

Диаметр каната, мм Диаметр проволоки каната, мм Площадь поперечного сечения, кв. мм Номинальная масса 1 м.п. Допускаемое отклонение от номинальной массы, % Шаг свивки каната
Наружной Центральной
15,7 5,2 5,4 150 1,172 ± 2 (12..16)d

Таблица 2. Механические и реологические свойства каната

Условный предел упругости s 0,1, Н/кв. мм Условный предел текучести s 0,2, Н/кв. мм Временное сопротивление s в, Н/кв. мм Удлинение при максимальной нагрузке d max, % Релаксация при начальной нагрузке 0,7, от фактического разрывного усилия, %
Не менее Не более
1520 1570 1770 3,5 2,5

Все пространство между трубкой и канатом заполнено антикоррозионным составом, который также способствует уменьшению сил трения при натяжении каната. Затем, как и в случае со сцеплением, происходит бетонирование, набор требуемой прочности и механическое натяжение канатов. Передача усилий натяжения осуществляется при помощи анкерных устройств, состоящих из анкерной плиты и зажима. Анкерная плита может быть как прямоугольной так и круглой формы. Также существует мультианкер для фиксации сразу 4-х канатов. Геометрические свойства анкеров отражены в таблице 3.

Рис. 1 Моноанкер

Рис. 2 Мультианкер

Таблица 3. Геометрические характеристики анкеров

Тип анкера Кол-во натягиваемых канатов Вид опорной плиты в плане Основные размеры
Моноанкер 1 Прямоугольное 130х55
Круглое О95
Мультианкер 4 прямоугольное 200х140

Зажим состоит из трех цанговых элементов с внутренней резьбой. После натяжения зажим расклинивается в анкерной плите.

Работа по предварительному напряжению железобетонных монолитных конструкций в построечных условиях сводится к нарезке канатов требуемой длины, устройству анкеров, раскладке канатов в проектное положение и натяжению, т.е. не сложнее обычного армирования, и не требует высоко квалифицированного персонала.

Рис.3 Схема устройства свободного анкера

В основе экономической эффективности лежит принцип использования канатов, свитых из высокопрочной проволоки с пределом прочности в 4..5 раз превышающим аналогичный показатель обычной арматурной стали. Иными словами на одни и те же напряжения, полученные из статического расчета, требуется заложить в 4..5 раз меньше канатов из высокопрочной стали по сравнению с арматурой. Тогда как стоимость канатов выше на 50..60 %, т.е. даже не в два раза.

Европейская и американская практика на протяжении 40 лет показывает, что в плитах перекрытий применение преднапряжения позволяет сократить толщину плиты с 1/30 пролета до 1/40 - 1/45 пролета. Сокращение армирования при этом достигается на кубический метр до 35-45 кг ненапрягаемой арматуры и 10-15 кг напрягаемых канатов. Среди наиболее распространенных областей применения подобных систем в западной практике являются конструкции фундаментных плит, перекрытий, промышленных бетонных полов производственных зданий и торговых центров.

Изложенная выше технология является наиболее перспективной и актуальной в настоящее время в связи с возросшей долей монолитного строения. Применение предварительного напряжения в построечных условиях позволяет снизить стоимость, расход бетона и арматуры, увеличить пролет перекрытия, жесткость и устойчивость конструкции.

Список сертификатов

1. Сертификат соответствия № РОСС DE.СЛ65.Н00846 (ГОСТ Р)
2. Приложение №1 к сертификату № РОСС DE.СЛ65.Н00846 (ГОСТ Р)
3. Приложение №2 к сертификату № РОСС DE.СЛ65.Н00846 (ГОСТ Р)
4. Протокол сертификационных испытаний № 741
5. Сертификат соответствия № RU.МСС.190.620.5.ПР.11019 (МСС)
6. Решение на применение знака соответствия № RU.МСС.190.620.5.ПР.11019
7. Сертификат соответствия № РОСС DE.МР04.В 05141 (ГОСТ Р)
8. Приложение к сертификату № РОСС DE.МР04.В 05141
9. Сертификат DQS GmbH № 001370 QM
10. Приложение к сертификату DQS GmbH № 001370 QM
11. Аттестат аккредитации органа сертификации № РОСС ru.9001.11СЛ65 ИЦ «Железобетон»
12. Технические условия ТУ 4842-198-46854090-2005
13. Технические характеристики и рекомендации по монтажу (в соответствии с допусками ZL860.300/1 - VI/7/92)
14. Отчет «Анализ стабильности производства и качества продукции, выпускаемой «DYWIDAG - SYSTEMS International GmbH»

Статья предоставлена компанией Моноракурсстрой


Деловые объявления

 

Оставить комментарии

Внимание! Поля, отмеченные , обязательны для заполнения!


   

© 2007 Строительный портал Stroy-Life. Все права защищены.
При использовании материалов портала - гиперссылка на строительный портал Stroy-Life.ru обязательна

Предварительное напряжение в бетоне