В настоящее время большинством экспертов отмечается продолжающийся рост покупательского спроса на объекты загородной недвижимости Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Связана данная тенденция со следующими факторами:
1. Рынок загородной недвижимости находится в стадии активного развития, происходит освоение новых направлений и расширение географии рынка.
2. Увеличилось количество граждан, приобретающих в качестве встречной покупки загородное жилье при продаже квартиры в городе.
3. Сохраняется постоянная динамика переезда обеспеченных петербуржцев на постоянное жительство загород. Это связано с общемировой тенденцией - работать в крупном мегаполисе, а проживать с семьей (или проводить отдых за городом).
4. Продолжает совершенствоваться земельное законодательство, продолжается процесс приватизации и переоформления документов, способствующее увеличению количества собственников земельных участков.
5. Совершенствуется качество загородного домостроения, архитектурного проектирования и инженерная оснащенность объектов.
6. Развивается (хотя и не в достаточном объеме) социальная инфраструктура.
7. В связи с падением цен и спроса на рынке жилья Санкт-Петербурга (начиная с весны 2004 года), интерес покупателей и ряда строителей перемещается в сторону Ленобласти и ближайших пригородов города, что придает рынку дополнительное развитие в области крупных комплексов загородного жилья.
8. Продолжает пополняться категория частных заказчиков - обеспеченных людей, желающих самостоятельно и на свой вкус выбрать участок под застройку, а также самостоятельно организовывающих строительство и ввод в эксплуатацию объектов.
В основном потребителями объектов загородной недвижимости являются жители Санкт-Петербурга (около 70%), около 5% - приезжие из районов Крайнего Севера и нефтегазодобывающих районов, 20% - жители Ленинградской области, 5% - иные категории.
Характерной чертой покупательского спроса является тот факт, что подавляющее большинство (примерно 80%) потребителей приобретают объект загородной недвижимости впервые, и не имеют первоначального опыта строительства, эксплуатации и обслуживания загородных домов (опыт проживания «на отдыхе в деревне» не учитывался).
Потенциальный объем потребления загородной недвижимости
Границы спроса |
Количество потенциальных потребителей (ПП) |
% от 120 тыс. ПП |
Общий объем потенциального потребления |
До $10000 |
32400 |
27% |
$324 млн |
До $25000 |
20400 |
17% |
$510 млн |
До $40000-50000 |
19200 |
16% |
$768 млн |
До $100000 |
18000 |
15% |
$1800 млн |
До $150000 |
16800 |
14% |
$2520 млн |
До $200000 |
6000 |
5% |
$1200 млн |
До $300000 |
примерно около 1000 |
1% |
$300 млн |
До $500000 |
|
0,1% |
|
До $1000000 |
Не известно |
менее 0,01% |
|
Предпочтения покупателей по направлениям традиционно распределяются следующим образом: 30% - Курортный и Выборгский, 25% - Всеволожский, 20% - Петродворцовый и Ломоносовский, 20% - Гатчинский. Впрочем, по имеющейся доступной информации однозначно оценить спрос не представляется возможным. Существует достаточное количество примеров, когда дома в коттеджных поселках не продаются в течении 2-3 лет после их постройки (например, во Всеволожском районе, в Мельничном Ручье, третий год продается примерно около двадцати-тридцати домов, и их количество ежегодно прирастает на 10-15%).
Исследование провела Консалтинговая группа "Экономист".
http://marketing.rbc.ru/)