Stroy-Life.ru

Живой ресурс для профессионалов


Каталог фирм Тендеры Статьи Форум Доска объявлений Конференции и семинары Документация Выставки

Интервью с генеральным менеджером концерна HeidelbergCement по Центральной Азии

  Главная / Статьи / Актуальные интервью


Интервью с генеральным менеджером концерна HeidelbergCement по Центральной Азии


Интервью с генеральным менеджером концерна HeidelbergCement по Центральной Азии

Анастасия Моторина

Юрген ЗеерНесмотря на некоторое снижение темпов роста объемов потребления, казахстанская цементная промышленность остается привлекательной для западных инвесторов.

отя кризис на строительном рынке и ударил по рынку цемента, это лишь незначительно отразилось на стратегии цементных компаний. Об инвестиционной стратегии и в целом о ситуации на цементном рынке страны «Эксперту Казахстан» рассказал господин Юрген Зеер, генеральный менеджер концерна HeidelbergCement по Центральной Азии, владеющего Бухтарминской цементной компанией.

- Господин Зеер, каковы сейчас, по вашим данным, объемы потребления цемента в Казахстане? Снизились ли они после наступления кризиса?

- Наши данные несколько отличаются от официальных. Потребление, по нашим расчетам, составляет чуть более 7 миллионов тонн. В прошлом году первые несколько месяцев после начала кризиса никаких существенных изменений не было, был нормальный процесс. А уже с начала этого года потребление начало снижаться, за первые четыре месяца оно упало на 14-15%.

- Ожидается ли в нынешнем году возвращение прежних объемов потребления?

- Это очень интересный вопрос, в том числе и для нас. Все будет зависеть от того, насколько быстро закончится кризис - это может произойти и через год, и через два, и через три. Судя по прогнозам правительства, кризис очень быстро должен закончиться. Но из нашего опыта следует, что это быстро не происходит. В Германии тоже был кризис, который пришел на смену строительному буму после объединения Восточной и Западной Германии. Тогда значительно сократилось потребление цемента, бетона и щебня. Потом возникла ситуация, когда потребление росло не слишком высокими темпами, но это был уже не кризис, а просто умеренный рост. Возможно, это же будет и в Казахстане - при оптимистическом развитии рынок будет расти на 14-15% в год. Со следующего года будет наблюдаться плавный рост, который продлится в течение трех-пяти лет.

- А каково в Европе среднегодовое потребление цемента на одного человека?

- Среднеевропейский уровень - это 300 килограммов цемента на человека в год. Если потребности очень высоки, то этот показатель может вырасти и до 700 килограммов. Посчитайте сами: если в Казахстане проживает 16 миллионов, то в среднем на человека уже сейчас приходится порядка 450 килограммов.

- То есть мы уже превзошли европейский уровень?

- Да, но сейчас страна инвестирует много средств в реализацию различных проектов, к примеру в Западном Казахстане, таких, как строительство новых городов, модернизация портов и т.д. Благодаря таким проектам, естественно, увеличивается и уровень потребления, он может кратковременно - на два-три года - достигнуть 700-800 килограммов на человека. Потом этот показатель опять упадет до 250-300 килограммов.

- Какими темпами рос казахстанский рынок с 2005 года?

- В 2006-м по сравнению с 2005 годом рост составил порядка 25%, в 2007-м по сравнению с 2006-м - 14-15%. Каков будет рост в этом году, спрогнозировать пока сложно.

- В Казахстане растет не только уровень потребления, но и уровень производства. За счет чего происходит этот рост: за счет ввода новых мощностей или модернизации старых?

- Все цементные компании в Казахстане вкладывают значительные средства в модернизацию. Например, когда мы купили Бухтарминский цементный завод, его производительность была один миллион тонн в год. В прошлом году мы произвели уже 1,37 миллиона тонн, в этом, если, конечно, позволит ситуация, планируем выйти на 1,45 миллиона.

В советское время он выпускал 1,6 миллиона тонн - это проектная мощность завода. На этот уровень можно будет выйти только тогда, когда завод будет полностью модернизирован.

Что касается новых мощностей, то ввод в эксплуатацию заявленных новых заводов намечен на 2010-2011 годы, и в данный момент, соответственно, за их счет увеличения производства не происходит.

- Сколько было уже вложено в модернизацию завода?

- Мы начали модернизировать завод в 2006 году. Но сам цементный завод - это лишь часть бизнеса, есть еще терминалы и филиалы компании. В целом на развитие бизнеса в 2006 и 2007 годах было вложено по 13 миллионов евро. Естественно, основная часть пошла на модернизацию завода. Был произведен капитальный ремонт технологического и энергетического оборудования, была также приобретена новая лабораторная аппаратура для завода.

Пока мы производим продукцию «мокрым» способом. Но в наших планах в течение ближайших 10 лет перейти на более экономичный - «сухой» - метод производства.

Кроме того, запланированы установка новых фильтров очистительной системы и другие проекты по приведению работы завода к европейским экологическим нормам.

- Господин Зеер, какую долю рынка в данное время занимает ваша компания?

- Учитывая потребление в Казахстане и наше производство, мы считаем, что доля рынка компании составляет от 17 до 20%. Ранее этот показатель достигал 24%, но тогда было меньше потребление и доля импорта.

- Сейчас ваша компания строит новый завод в Западном Казахстане. Какую долю рынка вы планируете занять после ввода этого завода в эксплуатацию?

- Да, в данный момент мы ведем интенсивное строительство нового цементного завода мощностью 2 миллиона тонн цемента в год в регионе Каспийского моря. Название будущего предприятия - «Каспий Цемент»

Я думаю, с двумя заводами наша доля рынка составит не более 30%.

- Каково, по вашим прогнозам, будет потребление цемента в Западном Казахстане к 2010 году, т.е. к тому моменту, когда начнет функционировать новый завод?

- Регион Западного Казахстана ожидает большой экономический рост и строительный бум в связи с беспрецедентным развитием нефтяной и газовой отраслей и огромных инвестиций в регион.

Свидетельством тому являются республиканские и региональные программы развития.

Приняты правительственные решения о строительстве морского порта в поселке Курык, о расширении Актауского международного порта, увеличении мола и волнолома, о реконструкции и модернизации аэропорта Актау, также ожидается большое строительство жилых домов, школ, других зданий социальной направленности, множество других промышленных объектов.

К тому же уже запущен один из крупнейших проектов в Казахстане - «Актау-сити».

Общий объем вводимой жилой площади «Актау-Сити» составит 4 миллиона квадратных метров. На строительство «Актау-Сити» уже отведено 4 тысячи гектаров земли в северо-западном направлении от города Актау.

Перспективы строительства жилья и объектов туристического и социального развития в Западном Казахстане огромны. Для всего этого, конечно же, необходим цемент. Поэтому мы и приняли решение построить здесь новый цементный завод, о котором говорилось выше.

По нашим расчетам, если будут реализовываться все эти проекты, то потребность в цементе в Западном Казахстане составит порядка 2 миллиона тонн, что в два-три раза выше нынешнего уровня потребления.

- Насколько мне известно, в этом регионе строится еще один цементный завод мощностью 1,2 миллиона тонн в год. Не будет ли тесно в Западном Казахстане двум заводам?

- Каждый цементный завод - это еще один производитель, занимающий определенную долю рынка. Второй цементный завод в Западном Казахстане будет построен на границе с Россией, и его продукция, скорее всего, будет идти на экспорт. Пока он не начнет работать, трудно спрогнозировать, как сложится ситуация.

- Поставляется ли сейчас продукция с Бухтарминского завода в Западный Казахстан?

- Незначительное количество, потому что расстояние очень велико - более 3 тысяч километров. И если отправлять туда цемент, то вагоны вернутся обратно лишь через месяц, а это очень длительный срок. Для нас это невыгодно. Основные рынки сбыта для Бухтарминского завода - это Восточный Казахстан, Астана и Алматы.

- Получается, что вопрос с дефицитом вагонов для перевозки цемента не решен до сих пор?

- Как были эти проблемы раньше, так и остались до сих пор. И, наверное, еще долго не будут решены, так как заводы, производящие эти вагоны, не в состоянии удовлетворить потребности цементной отрасли. Это одно из узких мест в Казахстане.

- Какой процент в конечной стоимости цемента занимают транспортные расходы?

- Все зависит от расстояния. Если рынок сбыта находится рядом с цементным заводом, то ее процент невелик, если приходится везти далеко, к примеру в Астану или Алматы, то расходы на транспорт увеличиваются и составляют в среднем 10-15%. Кроме того, все зависит от роста тарифов на перевозку грузов. Они ежегодно повышаются в среднем на 30%.

- В прошлом году вашу компанию обвиняли в монопольном сговоре, а также в том, что вы продавали свою продукцию через компании, аффилированные с вашей. Насколько это обвинение было обоснованным?

- Дело в том, что в июле 2006 года в Казахстане вступил в силу новый закон о защите конкуренции, он предъявлял совсем иные требования к взаимоотношениям внутри холдинговых компаний, чем это было ранее. Потребовалось произвести реорганизационные процедуры, которые объективно не могли быть осуществлены мгновенно. Реорганизация была завершена в течение четырех-пяти месяцев, и это именно тот срок, на протяжении которого, по мнению государственных органов, нашей компанией осуществлялась монополистическая деятельность. Вы понимаете, что этот вопрос весьма спорный и дискуссионный. Но факт остается фактом. В любом случае мы достаточно оперативно отреагировали как на изменения законодательства, так и на претензии государственных органов в наш адрес.

- Какова стратегия развития компании в Казахстане, и претерпела ли она какие-либо корректировки в связи с кризисом?

- Как я уже говорил, мы инвестируем в строительство второго цементного завода, «Каспий Цемент» - это один из важнейших шагов. Цементные заводы строятся 2-3 года, а работают 40-50 лет, и если сырьевая база позволяет, то и того больше. То есть у нас будет два завода - один на западе, другой - на востоке республики.

Все ныне существующие заводы расположены на востоке и юге страны, и регион Западного Казахстана остается невспаханным полем. Доставка цемента на Каспий для казахстанских производителей влетает в копеечку, и это, естественно, сказывается на цене казахстанского цемента. К тому же сейчас в Казахстане, как было сказано, имеется острая нехватка железнодорожных грузовых вагонов для перевозки цемента.

Западный регион страны отдан на откуп иностранным производителям: российским, грузинским и узбекским заводам.

Наш новый завод позволит полностью покрыть потребности региона в цементе. К тому же мы планируем экспортировать часть нашей продукции на растущие рынки России и Закавказья.

Также HeidelbergCement нацелен на развитие профильных бизнес-линий: производство товарного бетона и инертных материалов. Размещение производственных площадок по производству товарного бетона и инертных материалов запланировано в Астане, в Алматы и в регионе Каспийского побережья.

Этим летом будет открыт первый бетонный завод HeidelbergCement в Астане. К 2010 году будут введены в эксплуатацию всего шесть заводов по производству товарного бетона и три производственные площадки по производству инертных материалов.

- Господин Зеер, планирует ли ваша компания покупать какие-либо заводы в Центральной Азии?

- Сейчас мы сделали первый шаг в Казахстане. Теперь присматриваемся и к Кыргызстану, и к Таджикистану, и к Узбекистану. Какие там есть варианты, и позволяет ли ситуация в этих странах делать инвестиции. Несколько лет назад мы планировали купить и модернизировать старый цементный завод в Кыргызстане, но политическая ситуация была такова, что не было возможности такому инвестору, как HeidelbergCement, работать в этой стране на постоянной основе.

Ведь мы делаем долгосрочные инвестиции, а не поступаем так: сегодня завод покупаем, а завтра-послезавтра его продаем. HeidelbergCement - компания со стратегическими целями и задачами.

// Эксперт Казахстан



Деловые объявления




Интервью с генеральным менеджером концерна HeidelbergCement по Центральной Азии © 2007 Строительный портал Stroy-Life. Все права защищены