pages
Логин Пароль
Регистрация  Забыли пароль?  Запомнить меня

  Stroy-life.ru / Главная / Строительные ГОСТы, строительные СНИПы

1 часть

  Главная / Строительные ГОСТы, строительные СНИПы / Строительство, ремонт, монтаж

1 часть

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО ДЕЛАМ СТРОИТЕЛЬСТВА (ГОССТРОЙ СССР)


СНиП III-42-80


МАГИСТРАЛЬНЫЕ ТРУБОПРОВОДЫ


Утверждены постановлением Государственного комитета СССР по делам строительства от 16 мая 1980 г. № 67


Разработана ВНИИСТ Миннефтегазстроя с участием институтов “Гипротрубопровод” Миннефтепрома и “Гипроспецгаз” Мингазпрома.

С введением в действие главы СНиП III-42-80 “Магистральные трубопроводы” утрачивает силу глава СНиП III.Д10-72 “Магистральные трубопроводы. Правила производства и приемки работ”.


Редакторы - инж. Н.А. Шишов (Госстрой СССР), кандидаты техн. наук В.И. Прокофьев, В.П. Ментюков (ВНИИСТ).


Государственный комитет СССР по делам

Строительные нормы и правила

СНиП III-42-80

строительства(Госстрой СССР)

Магистральные трубопроводы

Взамен главы СНиП III-Д.10-72



1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Правила настоящей главы должны соблюдаться при строительстве новых и реконструкции действующих магистральных трубопроводов и ответвлений от них ус­ловным диаметром до 1400 мм (включительно) с избы­точным давлением среды не свыше 10 МПа (100 кгс/см2) для транспортирования:

нефти, нефтепродуктов, природного и попутного, ес­тественного и искусственного углеводородных газов из районов их добычи (от головных перекачивающих насо­сных и компрессорных станций), производства или хра­нения до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, газораспределительных станций городов и населенных пунктов, отдельных промышленных и сель­скохозяйственных предприятий и портов);

сжиженных углеводородных газов (фракций С3 и С4 и их смесей), а также нестабильного бензина и неста­бильного конденсата и других сжиженных углеводоро­дов с упругостью насыщенных паров не выше 1,6 МПа (16 кгс/см2) при температуре плюс 45° С из районов их добычи или производства (от головных перекачиваю­щих насосных станций) до мест потребления (нефтебаз, перевалочных баз, пунктов налива, промышленных предприятий, портов, газораздаточных станций и кус­товых баз);

товарной продукции в пределах головных и промежу­точных газокомпрессорных и нефтеперекачивающих на­сосных станций, станций подземного хранения газа, газораспределительных станций, замерных пунктов.

Внесены Миннефтегаз-строем СССР

Утверждены постановлением Государст­венного комитета СССР по делам строительства от 16 мая 1980 г. № 67

Срок введения в действие 1 января 1981 г.

1.2. Правила настоящей главы не распространяются на строительство промысловых трубопроводов, а также строительство магистральных трубопроводов в морских акваториях и районах с сейсмичностью свыше 8 баллов для подземных и свыше 6 баллов для надземных трубопроводов. В этих случаях должны соблюдаться требования соответствующих ве­домственных нормативных документов (ВСН), утвер­жденных в установленном порядке, а при их отсутст­вии - специальные требования к производству и при­емке работ, указанные в проектной документации.

1.3. При строительстве магистральных трубопроводов кроме требований настоящей главы должны соблюдать­ся требования глав СНиП по организации строительной: производства, технике безопасности в строительстве и других глав СНиП, стандартов и инструкций, регламентирующих производство и приемку отдельных видов работ в комплексе строительства магистрального трубопровода и утвержденных в установленном порядке.

1.4. Категории магистральных трубопроводов и их участков определяются проектом в соответствии с главой СНиП по проектированию магистральных трубопроводов.

1.5. Строительство магистральных трубопроводов должно вестись поточным методом передвижными механизированными колоннами или комплексами, обеспечивающими непрерывность производства всех работ в строгой технологической последовательности.

1.6. Подготовительные работы и сооружение переходов через естественные и искусственные препятствия следует выполнять специализированными строительно-монтажными подразделениями.

1.7. Ширина полосы отвода земель на время строительства магистральных трубопроводов определяется проектом в соответствии с Нормами отвода земель для магистральных трубопроводов.

1.8. При пересечении строящегося магистрально трубопровода с подземными коммуникациями производство строительно-монтажных работ допускается при на­личии разрешения организации, эксплуати­ру­ю­щей эти коммуникации, и в присутствии ее представителей.

1.9. При обнаружении на месте производства работ подземных коммуникаций и сооружений, не значащихся в проектной документации, строительной организацией должны быть по согласованию с организацией, эксплуа­тирующей указанные коммуникации и сооружения, приняты меры к предохранению их от поврежде­ний.

1.10. При вскрытии кабельных линий связи, пересека­ющих трассу трубопровода, должны соблюдаться Ус­ловия производства работ в пределах охранных зон и просек на трассах линий связи и радиофикации, утверж­денные Министерством связи СССР.

1.11. При производстве строительно-монтажных ра­бот должен осуществляться производителями работ строительных организаций операционный контроль их качества (по всем технологическим процессам). Пред­ставители заказчика, а также представители органов государственного надзора имеют право производить вы­борочный контроль качества всех видов работ. Приме­нение материалов и изделий, на которые отсутствуют сертификаты, паспорта и другие документы, подтверж­дающие их качество, не допускается.

1.12. При строительстве магистральных трубопрово­дов следует применять трубы, преимущественно изоли­рованные в заводских или базовых условиях. Сооруже­ние трубопроводов из изолированных труб следует выполнять по специальной технологической инструк­ции.

1.13. Оформление производственной документации, включая акты освидетельствования скры­тых работ, должно производиться в соответствии с ВСН 012-88 утвержденным бывшим Миннефтегазстроем.

1.14. Материалы фактического положения трубопро­водов (исполни­тельная съемка), оформленные в уста­новленном порядке строительно-монтажнымн органи­зациями и заказчиком, должны передаваться в исполни­тельные комитеты районных (городских) Советов на­родных депутатов.

2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ

2.1. Заказчик обязан создать геодезическую разбивочную основу для строительства и не менее чем за 10 дней до начала строительно-монтажных работ передать подрядчику техническую документацию на нее и на за­крепленные на трассе строительства трубопровода пунк­ты и знаки этой основы, в том числе: знаки закрепления углов поворота трассы; створные знаки углов поворота трассы в количестве не менее двух на каждое направление угла в пределах видимости;

створные знаки на прямолинейных участках трассы, установленные попарно в пределах видимости, но не ре­же чем через 1 км;

створные знаки закрепления прямолинейных участков трассы на переходах через реки, овраги, дороги и дру­гие естественные и искусственные препятствия в коли­честве не менее двух с каждой стороны перехода в пре­делах видимости;

высотные реперы, установленные не реже чем через 5 км вдоль трассы, кроме устанавливаемых на переходах через водные преграды (на обоих берегах);

пояснительную записку, абрисы расположения зна­ков и их чертежи;

каталоги координат и отметок пунктов геодезической основы.

Допустимые средние квадратичсские погрешности при построении геодезической разбивочной основы: угловые измерения ±2'; линейные измерения 1/1000; определение отметок ± 50 мм.

2.2. Перед началом строительства генподрядная стро­ительно-монтажная организация должна выполнить на трассе следующие работы:

произвести контроль геодезической разбивочной ос­новы с точностью линейных измерений не менее 1/500, угловых 2' и нивелирования между реперами с точностью 50 мм на 1 км трассы. Трасса принимается от заказчика. по акту, если измеренные длины линий отличаются от проектных не более чем на 1/300 длины, углы не более чем на 3' и отметки знаков, определенные из нивелиро­вания между реперами,- не более 50 мм;

установить дополнительные знаки (вехи, столбы и пр.) по оси трассы и по границам строительной полосы;

вынести в натуру горизонтальные кривые естествен­ного (упругого) изгиба через 10 м, а искусственного изгиба - через 2 м;

разбить пикетаж по всей трассе и в ее характерных точках (в начале, середине и конце кривых, в местах пересечения трасс с подземными коммуникациями). Створы разбиваемых точек должны закрепляться зна­ками, как правило, вне зоны строительно-монтажных работ. Установить дополнительные репера через 2 км по трассе.

2.3. До начала основных строительно-монтажных ра­бот генподряд­чик должен, при необходимости, дополни­тельно к требованиям главы СНиП по организации стро­ительного производства выполнить с учетом конкретных условий строительства следующие подготовительные ра­боты на трассе:

расчистить полосу отвода трубопровода от леса, кустарника, пней и валунов;

удалить отдельные деревья и нависшие части скал и камни, находящиеся вне полосы отвода, но угрожающие по своему состоянию падением в зону полосы отвода;

срезать крутые продольные склоны;

осуществить защитные противообвальные н проти­вооползневые мероприятия;

осуществить мероприятия, обеспечивающие мини­мальное промер­за­ние грунта в полосе траншеи под тру­бопровод;

построить временные дороги, водопропускные, водо­отводные, а также осушительные сооружения на подъ­ездах к трассе и вдоль нее, а также мосты и переправы через реки, ручьи н овраги; защитить подъездные доро­ги от снежных заносов;

устроить временные приобъектные и пристанционные базы или склады для хранения материалов н оборудо­вания;

устроить временные пристани и причалы; подготовить временные производственные базы и площадки для производства сварочных, битумоплавильных и других работ; построить временные поселки, обеспечивающие необходимые жилищные, санитарные и культурно-бытовые условия работающим;

подготовить вертолетные площадки;

создать систему диспетчерской связи;

подготовить строительные площадки для производ­ства строительно-монтажиых работ по сооружению пе­реходов трубопроводов через естественные и искусствен­ные препятствия и при прокладке трубопроводов в тон­нелях с необходимыми временными бытовыми и техно­логическими помещениями, сооружениями, дорогами;

создать водомерные посты вне зоны производства ра­бот по устройству переходов трубопроводов через водные преграды с привязкой водомерного поста нивелировкой к высотной съемке трассы трубопровода и государствен­ной геодезической сети;

снять плодородный слой земли и переместить его в отвал для временного хранения в соответствии с п. 13.8 настоящей главы.

2.4. Расчистка трассы на период строительства дол­жна произво­дить­ся в границах полосы отвода и в других местах, установленных проектом.

В зимний период расчистку следует производить о два этапа: в зоне проезда транспорта и работы строи­тельных машин - заблаговременно до начала основных работ, а в зоне рытья траншеи - непосредственно перед работой землеройных машин на длину, обеспечивающую их работу в течение смены.

2.5. Корчевка пней на сухих участках трассы должна производиться по всей ширине полосы отвода, а на боло­тистых участках - только на полосе будущей траншеи трубопровода и кабеля. На остальной части полосы от­вода деревья необходимо спиливать на уровне земли.

2.6. Объем работ по планировке, необходимой для транспортных целей и передвижения строительных ма­шин, должен быть указан в проекте организации стро­ительства и уточнен в проекте производства работ.

2.7. Временные дороги для проезда строительных и транспортных машин следует устраивать однополосными с уширением в местах разворотов, поворотов и разъез­дов (со стороны трубопровода, противо­по­ложной трассе кабельной линии связи). Разъезды устраиваются на рас­стоянии прямой видимости, но не более чем через 600 м.

При строительстве зимних дорог следует преимуще­ственно ограничиваться уплотнением снежного покрова с промораживанием ледяной корки, промораживанием поверхности грунта и поддержанием проезжей полосы в исправном состоянии.

При строительстве и эксплуатации ледовых дорог, проложенных по рекам, ручьям и озерам, должна опре­деляться несущая способность льда и проводиться ра­бота по поддержанию ледового покрова в рабочем сос­тоянии.

Тип, конструкция, ширина дорог и радиусы поворотов определяются проектом организации строительства и уточняются в проекте производства работ.

3. ЗЕМЛЯНЫЕ РАБОТЫ

3.1. Размеры и профили траншей устанавливаются проектом в зависимости от назначения и диаметра тру­бопроводов, характеристики грунтов, гидрогеологических и других условии.

3.2. Ширина траншей по дну должна быть не менее D+300 мм для трубопроводов диаметром до 700 мм (где D - условный диаметр трубопровода) и 1,5 D - для тру­бопроводов диаметром 700 мм и более с учетом следу­ющих дополнительных требований:

для трубопроводов диаметром 1200 и 1400 мм при рытье траншей с откосами не круче 1 : 0,5 ширину тран­шеи по дну допускается умень­шать до величины D+ 500 мм;

при разработке грунта землеройными машинами ши­рина траншей должна приниматься равной ширине ре­жущей кромки рабочего органа машины, принятой про­ектом организации строительства, но не менее указан­ной выше;

ширина траншей по дну на кривых участках из отво­дов принудительного гнутья должна быть равна дву­кратной величине по отношению к ширине на прямоли­нейных участках;

ширина траншей по дну при балластировке трубо­провода утяжеляющими грузами или закрепления анкер­ными устройствами должна быть равна не менее 2,2D, а для трубопроводов с тепловой изоляцией устанавлива­ется проектом.

3.3. Крутизна откосов траншей должна приниматься в соответствии с главой СНиП по производству и приемке земляных сооружений, а разрабатываемых на болотах - согласно табл. 1.

Таблица 1

Торф

Крутизна откосов траншей, разрабатываемых на болотах типа


I

II

III (сильно обводненные)

Слабо разложившийся

1:0,75

1:1

-

Хорошо разложившийся

1:1

1:1,25

По проекту

В илистых и плывунных грунтах, не обеспечивающих сохранение откосов, траншеи разрабатываются с креплением и водоотливом. Виды крепления и мероприятия по водоотливу для конкретных условий должны устанавливаться проектом.

3.4. При рытье траншей роторными экскаваторами для получения более ровной поверхности дна траншей на проектной отметке и обеспечения плотного прилегания уложенного трубопровода к основанию на всем протяженни вдоль оси трубопровода на ширине не менее 3 м должна проводиться в соответствии с проектом предвари­тель­ная планировка микрорельефа полосы.

3.5. Разработку траншей на болотах следует выполнять одноков­шо­выми экскаваторами с обратной лопатой на уширенных или обычных гусеницах со сланей, драглайнами или специальными машинами.

При прокладке трубопроводов через болота методом сплава разработку траншей н плавающей торфяной корки целесообразно выполнять взрывным способом, применяя удлиненные шнуровые, сосредоточенные или скважинные заряды.

3.6, 3.7. искючить.

3.8. В целях предотвращения деформации профиля вырытой траншеи, а также смерзания отвала грунта сменные темпы изоляционно-укладочных и земляных ра­бот должны быть одинаковыми.

Технологически необходимый разрыв между земле­ройной и изо­ля­ционно-укладочной колонной должен быть указан в проекте производства работ.

Разработка траншей в задел в грунтах (за исклю­чением скальных в летнее время), как правило, запре­щаются.

Рыхление скальных грунтов взрывным способом должно производится до вывоза труб на трассу, а рых­ление мерзлых грунтов допускается производить после раскладки труб на трассе.

3.9. При разработке траншей с предварительным рых­лением скального грунта буровзрывным способом переборы грунта должны быть ликвидированы за счет подсыпки мягкого грунта и его уплотнения.

3.10. Основания под трубопроводы в скальных и мерз­лых грунтах следует выравнивать слоем мягкого грунта толщиной не менее 10 см над выступающими частями основания.

3.11. При сооружении трубопроводов диаметром 1020 мм и более должна проводиться нивелировка дна траншеи по всей длине трассы: на прямых участках че­рез 50 м; на вертикальных кривых упругого изгиба через 10 м; на вертикальных кривых принудительного гнутья через 2 м; при сооружении трубопроводов диаметром менее 1020 мм только на сложных участках трассы (вертикальных углах поворота, участках с пересеченным рельефом местности), а также на переходах через железные и автомобильные дороги, овраги, ручьи, реки, балки и другие преграды, на которые разрабатываются индивидуальные рабочие чертежи.

3.12. К моменту укладки трубопровода дно траншеи должно быть выровнено в соответствии с проектом.

Укладка трубопровода в траншею, не соответствующую проекту, запрещается.

3.13. Засыпка траншеи производится непосредственно вслед за опуском трубопровода и установкой балластных грузов или анкерных устройств, если балластировка трубопровода предусмотрена проектом. Места установки запорной арматуры, тройников контрольно-измерительных пунктов электрохимзащиты засыпаются после их установки и приварки катодных выводов.

При засыпке трубопровода грунтом, содержащим мерзлые комья, щебень, гравий и другие включения размером более 50 мм в поперечнике, изоляционное покрытие следует предохранять от повреждений присыпкой мягким грунтом на толщину 20 см над верхней образующей трубы или устройством защитных покрытий, предусмотренных проектом.

Таблица 2

Допуск

Величина допуска (отклонение), см

Половина ширины траншеи по дну по отношению к разбивочной оси

+ 20, - 5

Отклонение отметок при планировке полосы для работы роторных экскаваторов

- 5

Отклонение отметок дна траншаи от проекта:


при разработке грунта землеройными машинами

- 10

при разработке грунта буровзрывным способом

- 20

Толщина слоя постели из мягкого грунта на дне траншеи

+ 10

Толщина слоя присыпки из мягкого грунта над трубой (при последующей засыпке скальным или мерзлым грунтом)

+ 10

Общая толщина слоя засыпки грунта над трубопроводом

+ 20

Высота насыпи

+ 20, - 5


Примечание. Проведение послеусадочного восстановления магистральных трубопроводов (укладка на проектные отметки, восстановления проектные отметки, восстановление проектной балластировки, дозасыпка грунта в траншиеи, восстановление насыпей и др.) производится в порядке, установленном Порядке о договорах подряда на акпитальное строительство, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от 24 декабря 1969 г. № 973.

3.14. Мягкую подсыпку дна траншеи и засыпку мяг­ким грунтом трубопровода, уложенного в скальных, каменистых, щебенистых, сухих комковатых и мерзлых грунтах, допускается по согласованию с проектной организацией и заказчиком заменять сплошной надеж­ной защитой, выполненной из негниющих, экологически чистых и негороючих материалов.

3.15. Земляные работы при сооружении магистраль­ных трубопро­водов должны выполняться с соблюдением допусков, приведенных в табл. 2.

4. СБОРКА, СВАРКА И КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА СВАРНЫХ СОЕДИНЕНИИ ТРУБОПРОВОДОВ

Общие положения

4.1. Перед сборкой и сваркой труб необходимо:

произвести визуальный осмотр поверхности труб (при этом трубы не должны иметь недопустимых дефектов, регламентированных техничес­кими условиями на пос­тавку труб);

очистить внутреннюю полость труб от попавшего внутрь грунта, грязи, снега;

выправить или обрезать деформированные концы и повреждения поверхности труб;

очистить до чистого металла кромки и прилегающие к ним внутреннюю и наружную поверхности труб на ширину не менее 10 мм.

При стыковой сварке оплавлением следует допол­нительно зачищать торец трубы и пояс под контактные башмаки сварочной машины.

4.2. Допускается правка плавных вмятин на торцах труб глубиной до 3,5 % диаметра труб и деформирован­ных концов труб безударными разжимными устрой­ствами. При этом на трубах из сталей с нормативным временным сопротивлением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) допускается правка вмятин и деформированных концов труб при положительных температурах без по­догрева. При отрицательных температурах окружа­ющего воздуха необходим подогрев на 100-150°С. На трубах из сталей с нормативным временным сопротив­лением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и выше - с местным подогревом на 150-200° С при любых температурах окружающего воздуха.

Участки и торцы труб с вмятиной глубиной более 3,5 % диаметра трубы или имеющие надрывы необходимо вырезать.

Допускается ремонт сваркой забоин и задиров фасок глубиной до 5 мм.

Концы труб с забоинами и задирами фасок глубиной более 5 мм следует обрезать.

4.3. Сборка труб диаметром 500 мм и более должна производиться на внутренних центраторах. Трубы меньшего диаметра можно собирать с использованием внутренных или наружных центраторов. Независимо от диаметра труб сборка захлестов и других стыков, где применение внутренних центраторов невозможно производится с применением наружных центраторов.

4.4. При сборке труб с одинаковой нормативной толщиной стенки смещение кромок допускается на величину до 20 % толщины стенки трубы, но не более 3 мм при дуговых методах сварки и не более 2 мм при стыковой сварке оплавлением.

4.5. Непосредственное соединение на трассе разнотолщинных труб одного и того же диаметра или труб с деталями (тройниками, пере­хо­дами, днищами, отводами) допускается при следующих условиях:

если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых 12 мм и менее) не превышает 2,5 мм;

если разность толщин стенок стыкуемых труб или труб с деталями (максимальная из которых более 12 мм) не превышает 3 мм.

Соединение труб или труб с деталями с большей разностью толщин стенок осуществляется путем вварки между стыкуемыми трубами или трубами с дeтaлями переходников или вставок промежуточной толщины, длина которых должна быть не менее 250 мм.

При разнотолщинности до 1,5 толщины допускается непосредст­вен­ная сборка и сварка труб при специальной разделке кромок более толстой стенки трубы или детали. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов должны соответствовать указанным на рис. 1.

Смещение кромок при сварке разностенных труб, измеряемое по наружной поверхности, не должно пре­вышать допусков, установленных требованиями п. 4.4 настоящего раздела.

Подварка изнутри корня шва разностенных труб диаметром 1000 мм и более по всему периметру стыка обязательна, при этом должен быть очищен подварочный слой от шлака, собраны и удалены из трубы огарки электродов и шлак.

Рис. 1. Конструктивные размеры разделки кромок и сварных швов разнотолщинных труб (до 1,5 толщины стенки)


4.6. Каждый стык должен иметь клеймо сварщика или бригады сварщиков, выполняющих сварку. На сты­ки труб из стали с нормативным временным сопротив­лением разрыву до 539 МПа (55 кгс/мм2) клейма долж­ны наноситься механическим способом или наплавкой. Стыки труб из стали с нормативным временным сопро­тивлением разрыву 539 МПа (55 кгс/мм2) и выше мар­кируются несмываемой краской снаружи трубы.

Клейма наносятся на расстоянии 100-150 мм от стыка в верхней полуокружности трубы.

4.7. Приварка каких-либо элементов, кроме катод­ных выводов, в местах расположения поперечных коль­цевых, спиральных и продольных заводских сварных швов, не допускается. В случае если проектом преду­смотрена приварка элементов к телу трубы, то расстоя­ние между швами трубопровода и швом привариваемого элемента должно быть не менее 100 мм.

4.8. Непосредственное соединение труб с запорной и распреде­ли­тель­ной арматурой разрешается при усло­вии, что толщина свариваемой кромки патрубка арма­туры не превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы в случае специальной подготовки кромок патрубка арматуры в заводских условиях согласно рис. 2.

Во всех случаях, когда специальная разделка кромок патрубка арматуры выполнена не в заводских условиях, а также когда толщина свариваемой кромки патрубка арматуры превышает 1,5 толщины стенки стыкуемой с ней трубы, соединение следует производить путем вварки между стыкуемой трубой и арматуpoй специального переходника или переходного кольца.

Рис. 2. Подготовка промок патрубков арматуры при непосредственном соединении их с трубами

4.9. При сварке трубопровода в нитку сварные стыки должны быть привязаны к пикетам трассы и зафиксированы в исполнительной документации.

4.10. При перерыве в работе более 2 ч концы свариваемого участка трубопровода следует закрыть инвентарными заглушками для предотвращения попадания внутрь трубы снега, грязи и т. п.

4.11. Кольцевые стыки стальных магистральных трубопроводов могут свариваться дуговыми методами сварки или стыковой сваркой оплавлением.

4.12. Допускается выполнение сварочных работ при температуре воздуха до минус 50°С.

При ветре свыше 10 м/с, а также при выпадении атмосферных осадков производить сварочные работы без инвентарных укрытий запрещается.

4.13. Монтаж трубопроводов следует выполнять только на инвентарных подкладках. Применение грунтовых и снежных призм для монтажа трубопровода не допускается.

4.14. К прихватке и сварке магистральных трубопроводов допус­кают­ся сварщики, сдавшие экзамены в соответствии с Правилами аттестации сварщиков Госгортехнадзора СССР, имеющие удосто­ве­ре­ния и вы­державшие испытания, регламентируемые требованиями пп. 4.16-4.23 настоящего раздела.

4.15. Изготовление сварных соединительных деталей трубопровода (отводов, тройников, переходов и др.) в полевых условиях запрещается.

ПРОВЕРКА КВАЛИФИКАЦИИ СВАРЩИКОВ

4.16. При производстве сварочных работ каждый сварщик (бригада или звено сварщиков в случае свар­ки стыка бригадой или звеном) должен (должны) сва­рить допускной стык для труб диаметром до 1000 мм

Рис. 3. Схема вырезки образцов для механических испытаний

а - трубы диаметром до 400 мм включительно; б - трубы диаметром от 400 мм до 1000 мм; в - трубы диаметром 1000 мм и более; 1 -образец для испытания на растяжение (ГОСТ 6996-66, тип XII или XIII); 2 - образец на изгиб кор­нем шва наружу (ГОСТ 6996-66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро; 3 - образец на изгиб корнем шва внутрь (ГОСТ 6996-66, тип XXVII или XXVIII) или на ребро

или половину стыка для труб диаметром 1000 мм и бо­лее в условиях, тождественных с условиями сварки на трассе, если:

он (они) впервые приступил (и) к сварке магист­рального трубо­про­вода или имел (и) перерыв в своей ра­боте более трех месяцев;

сварка труб осуществляется из новых марок сталей или с приме­не­нием новых сварочных материалов, тех­нологии и оборудования;

изменился диаметр труб под сварку (переход от од­ной группы диаметров к другой - см. группы а, б, в на рис. 3);

изменена форма разделки торцов труб под сварку.

  1. Допускной стык подвергается:

визуальному осмотру и обмеру, при котором сварной шов должен удовлетворять требованиям пп. 4.26; 4.27 настоящего раздела;

радиографическому контролю в соответствии с требованиями п.4.28 настоящего раздела;

механическим испытаниям образцов, вырезанных из сварного соединения в соответствии с требованиями п. 4.19 настоящего раздела.

4.18. Если стык по визуальному осмотру и обмеру или при радиографическим контроле не удовлетворяет требованиям пп.4.26, 4.27, 4.32 настоящего раздела, то производится сварка и повторный контроль двух других допускных стыков; в случае получения при повторном контроле неудовлетворительных результатов хотя бы на одном из стыков бригада или отдельный сварщик приз­наются не выдержавшими испытание.

4.19. Механическими испытаниями предусматрива­ется проверка образцов на растяжение и на изгиб, вы­резанных из сварных соединений. Схема вырезки и не­обходимое количество образцов для различных видов механических испытаний должны соответствовать ука­занным на рис. 3 и в табл. 3.

Таблица 3

диаметр трубы, мы

Количество образцов для механических испытаний


на растя­жение

на изгиб с расположением корпя шва

всего



наружу

внутрь

на ребро


Толщина стенки, трубы до 12,5 мм включительно

До 400 мм

2

2

2

-

6

Свыше 400 мм

4

4

4

-

12

Толщина стенки трубы свыше 12,5 мм

До 400 мм

2

-

-

4

6

Свыше 400 мм

4

-

-

8

12

Образцы для проведения механических испытаний должны быть подготовлены в соответствии с требова­ниями ГОСТ 6996-66 и настоящей главы.

4.20. Временное сопротивление разрыву сварного соединения, определенное на разрывных образцах со снятым усилением, должно быть не меньше норматив­ного значения временного сопротивления разрыву ме­талла труб.

4.21. Среднее арифметическое значение угла изгиба образцов, сваренных дуговыми методами сварки, долж­но быть не менее 120°, а его минимальное значение - не ниже 100°.

4.22. Среднее арифметическое значение угла изги­ба образцов, сваренных стыковой сваркой оплавлением, должно быть не менее 70°, а его минимальное значение - не ниже 40°. При подсчете среднего значения все углы больше 110° принимаются равными 110°.

4.23. Если образцы, вырезанные из стыка, имеют неудовлет­во­ри­тель­ные показатели механических свойств согласно требованиям пп. 4.20-4.22 настоящего разде­ла, то испытания проводятся на удвоенном количестве образцов, вырезанных из повторно сваренного стыка; в случае получения при повторном испытании неудовлет­ворительных результатов бригада сварщиков или от­дельный сварщик признаются не выдержавшими испы­тание и должны пройти переподготовку.

Контроль сварных соединений

4.24. Контроль сварных стыков трубопроводов про­изводится:

систематическим операционным контролем, осущест­вляемым в процессе сборки и сварки трубопроводов;

визуальным осмотром и обмером сварных соедине­ний;

проверкой сварных швов неразрушающими метода­ми контроля;

по результатам механических испытаний сварных соединений в соответствии с п.4.29 настоящего раздела.

4.25. Операционный контроль должен выполняться производителями работ и мастерами, а самоконтроль- исполнителями работ.

При операционном контроле должно проверяться соответствие выполняемых работ рабочим чертежам, требованиям настоящего раздела, государственным стандартам и инструкциям, утвержденным в установленном порядке.

4.26. Стыки, выполненные дуговой сваркой, очищаются от шлака и подвергаются внешнему осмотру. При этом они не должны иметь трещин, подрезов глубиной более 0,5 мм, недопустимых смещений кромок, кратеров II выходящих на поверхность пор.

Усиление шва должно быть высотой в пределах от 1 до 3мм и иметь плавный переход к основному метал-.1 у.

4.27. Стыки, выполненные стыковой сваркой оплавлением, после снятия внутреннего и наружного грата должны иметь усиление высотой не более 3 мм. При снятии внутреннего и наружного грата не допускается уменьшение толщины стенки трубы.

Смещение кромок после сварки не должно превышать 25% толщины стенки, но не более 3 мм. Допускаются местные смещения на 20% периметра стыка, величина которых не превышает 30% толщины стенки, но не более 4 мм.

4.28. Монтажные сварные стыки трубопроводов и их участков всех категорий, выполненные дуговой сваркой, подлежат контролю физическими методами в объеме 100%, из них только радиографическим методом сварные стыки:

участков трубопроводов категорий B и I во всех районах и независимо от диаметра;

трубопроводов диаметром 1020-1420 мм и их участков в районах Западной Сибири и Крайнего Севера;

участков трубопроводов на переходах через болота II и III типа во всех районах;

участков трубопроводов на переходах через железные дороги и автомобильные дороги I, II и III категорий во всех районах;

трубопроводов на участках их надземных переходов, захлестов, ввариваемых вставок и арматуры.

участков трубопроводов, указанных в позициях 6, 9, 10, 18, 20 и 23 таблицы 3 СНиП 2.05.06-85

В остальных случаях монтажные сварные стыки трубопроводов и их участков подлежат контролю для категорий II, III и IV радиографическим методом в объеме соответственно не менее 25; 10 и 5%, а остальные сварные стыки - ультразвуковым или магнитографическим методом.

Угловые сварные стыки трубопроводов подлежат контролю ультрозвуковым методом в объеме 100%.

4.29. Сварные соединения трубопроводов 1, II, III, IV категорий, выполненные стыковой сваркой оплавлением, подвергаются:

100%-ному контролю физическими методами по зарегистрированным параметрам процесса сварки.

механическим испытаниям в объеме 1% стыков в соответствии с пп. 4.20, 4.22 настоящей главы с целью проверки состояния системы автоматического управления процессом сварки .

4.30. При неудовлетворительных результатах механических испытаний сварных стыков необходимо:

сварку прекратить, установить причину неудовлетворительного качества сварного стыка;

весь участок трубопровода, сваренный с момента последней проверки монтажной организацией в присутствии представителей технадзора заказчика, подвергнуть силовому воздейстиию на изгиб с созданием (в верхней II нижней частях каждого стыка) напряжения, равного 0,9 нормативного предела текучести.

Работа может быть продолжена данным сварщиком на той же установке только после настройки системы автоматического управления процессом и после получения удовлетворительных результатов дополнительно сваренного и проверенного допускного стыка в соответствии с требованиями пп. 4.17, 4.19, 4.20, 4.22.

Таблица 4



Категория участков

Количество сварных стыков, подлежащих контролю физическими методами, %

трубопроводов


в том числе


Всего

радиографи­ческий

магнитографический или ультразвуковой





В

100

100

-

1

100

100

-

II

100

Не менее 25

Остальное

III

100

” ” 10


IV

Не менее 20

” ” 5


IV (наземная и

100

” ” 10


надземная проклад­ка)




Угловые сварные швы

100

-

100 (ультразвуко­вым методом)

Примечания: 1.Стыки трубопроводов надземных переходов, захлестов, ввариваемых вставок, арматуры контролируются в объеме 100% радиографическим методом.

2. Контролю не подвергаются сварные соединения труб и арматуры, выполненные заводами-поставщиками.

3. На участках IV категории подвергаются контролю стыки из числа наихудших по внешнему виду.


4.31. Кроме установленных норм количества сварных соединений, подвергаемых контролю физическими методами и механическим испытаниям, проверке могут подвергаться также отдельные сварные соединения, назначаемые к контролю представителями технадзора заказчика, Госгазнадзора СССР и Государственной инспекции по качеству строительства.

4.32. При контроле физическими методами стыков трубопроводов, выполненных дуговыми способами сварки, годными считаются сварные швы, в которых:

отсутствуют трещины любой глубины и протяженности;

глубина шлаковых включений не превышает 10% толщины стенки трубы при их суммарной длине не более 1/6 периметра стыка;

наибольший из размеров пор в процентном отношении к толщине стенки трубы не превышает 20% при расстоянии между соседними порами не менее 3 толщин стенки; 15% при расстоянии между соседними порами не менее 2 толщин стенки; 10% при расстоянии между соседними порами менее 2 толщин стенки, но не менее 3-кратного размера поры; 10% при расстоянии между соседними порами менее З-кратного размера поры на участках общей длиной не более 30 мм на 500 мм шва.

Во всех случаях максимальный размер поры не должен превышать 2,7 мм.

Допускается местный непровар в корне шва глубиной до 10% толщины стенки трубы, но не более 1 мм, суммарной длиной до 1/6 периметра стыка.

В стыках трубопровода диаметром 1000 мм и более на участках, выполненных с внутренней подваркой, непровары в корне шва не допускаются.

Суммарная длина непровара по кромкам и между слоями в неповоротных стыках труб, выполненных автоматической дуговой сваркой, не должна превышать 50 мм на участке шва длиной 350 мм.

Суммарная глубина непровара и шлаковых включений, расположенных в одной плоскости, не должна превышать 10% толщины стенки трубы, но неболее 1 мм, при этом длина дефектного участка не должна превышать 50 мм на участке шва длиной 350 мм.

4.33. При неудовлетворительных результатах проверки физическими методами хотя бы одного стыка трубопроводов IV категории следует проверить тем же методом дополнительно 25% сваренных стыков из числа стыков, выполненных с момента предыдущей проверки. При этом сварщик или бригада, допустившие брак, от работы отстраняются до завершения проверки. Если при повторной проверке хотя бы одни стык окажется неудовлетворительного качества, сварщик или бригада, допустившие брак, к сварочным работам не допускаются до повторной сдачи испытаний, а сваренные ими стыки с момента предыдущей проверки подвергаются 100 -ному радиографическому контролю.

4.34. Исправление дефектов в стыках, выполненных дуговыми методами сварки, допускается в следующих случаях:

если суммарная длина дефектных участков не превышает 1/6 периметра стыка;

если длина выявленных в стыке трещин не превышает 50 мм.

При наличии трещин суммарной длиной более 50 мм стыки подлежат удалению.

4.35. Исправление дефектов в стыках, выполненных дуговыми методами сварки, следует производить следующими способами:

подваркой изнутри трубы дефектных участков в корне шва;

наплавкой ниточных валиков высотой не более 3 мм при ремонте наружных и внутренних подрезов;

вышлифовкой и последующей заваркой участков швов со шлаковыми включениями и порами;

при ремонте стыка с трещиной длиной до 50 мм засверливаются два отверстия на расстоянии не менее 30 мм от краев трещины с каждой стороны, дефектный участок вышлифовывается полностью и заваривается вновь в несколько слоев;

обнаруженные при внешнем осмотре недопустимые дефекты должны устраняться до проведения контроля неразрушающими методами.

4.36. Все исправленные участки стыков должны быть подвергнуты внешнему осмотру, радиографическому контролю и удовлетворять требованиям п. 4.32 настоящего раздела. Повторный ремонт стыков не допускается.

4.37. Результаты проверки стыков физическими методами необходимо оформлять в виде заключений. Заключения, радиографические снимки, зарегистрированные результаты ультразвуковой дефектоскопии и ферромагнитные ленты со стыков, подвергавшихся контролю, хранятся в полевой испытательной лабарато-рии (ПИЛ) до сдачи трубопровода в эксплуатацию.


Изготовление и монтаж кривых поворота трубопровода


4.38. Повороты линейной части трубопровода в вертикальной и горизонтальной плоскостях следует выполнять упругим изгибом сваренной нитки трубопровода или монтажом криволинейных участков из гнутых отводов.

Если на отдельных участках трассы в соответствии с проектом необходимо выполнить повороты малого радиуса, который не может быть получен при изгибе труб на станках холодного гнутья и штампосварных отводов, выполненных в соответствии с главой СНиП по нормам проектирования магистральных трубопроводов.

4.39. Выполнение сварных косых стыков в полевых условиях запрещается.

4.40. Радиусы упругого изгиба трубопровода устанавливаются проектом.

Минимальные допустимые радиусы изгиба принимаются в соответствии с табл. 5.

Таблица 5


Диаметр трубопроводов, мм

Минимально допустимые радиусы упругого изгиба трубопровода, м

Диаметр трубопроводов, мм

Минимально допустимые радиусы упругого изгиба трубопровода, м

1400

1400

600

600

1200

1200

500

500

1000

1000

400

400

800

800

300

300

700

700

200

200


4.41. Упругий изгиб сваренного в нитку трубопровода следует выполнять непосредственно при его укладки в траншею, отрытую по проекту.

4.42. Гнутые отводы могут изготовляться в базовых, заводских условиях и непосредственно у места укладки в траншею из отдельных труб или двухтрубных секций.

4.43. Холодному гнутью подлежат только прямошовные и бесшовные трубы.

Унифицированные радиусы гнутых отводов устанав­ливаются в соответствии с табл. 6.

Таблица 6

Диаметр труб, мм

Толщина стенки трубы, мм

Унифицированные радиусы отводов при гнутье труб в холодном состоянии, м

1420

16-20

60

1220

12-15

60

1020

10-14

40

720-820

8-12

35

529

7-10

25

426

6-12

20

219-377

4-25

15

Примечания: 1. Указанные радиусы относятся только к изогнутой части отвода. 2. Допускается отклонение величины радиуса на ±5%.


К оглавлению | Следующая часть

Деловые объявления

   

© 2007 Строительный портал Stroy-Life. Все права защищены.
При использовании материалов портала - гиперссылка на строительный портал Stroy-Life.ru обязательна

1 часть