12. ПОРТОВЫЕ СООРУЖЕНИЯ
12.1. Портовые сооружения (причальные, оградительные и берегоукрепительные) следует проектировать исходя из технологических требований, на основании которых устанавливаются компоновка порта, длина сооружений, отметки вертикальной планировки, нормативные эксплуатационные нагрузки и т.д.
12.2. Расположение портовых сооружений следует определять исходя из создания необходимой ширины территории и площади акватории порта, удобных водных, железнодорожных и автодорожных подходов, минимальных объемов земляных работ по созданию территории и акватории портов, оптимального баланса объемов выемки и насыпи, перспективы развития порта, геологических и других естественных и эксплуатационных условий в увязке с планировкой городской застройки.
12.3. Проектную навигационную глубину акватории порта следует назначать в зависимости от осадки расчетного судна и необходимых запасов.
Проектную навигационную глубину необходимо отсчитывать для внутренних водных путей - от расчетного наинизшего судоходного уровня воды, для морей - от отсчетного уровня.
12.4. Расчетный наинизший судоходный уровень воды (НСУ) следует, как правило, принимать не выше:
навигационного уровня с обеспеченностью, определенной по ежедневным данным за многолетний период (с учетом суточных колебаний на зарегулированных участках водных путей и в устьях ливных морей), для портов I и II категорий - 99 %, для портов III и IV категорий - соответственно 97 и 95 %;
проектного уровня воды на прилегающих участках водного пути с учетом перспективы его изменения, а на водохранилищах - уровня максимальной навигационной сработки.
Навигационный период следует устанавливать с учетом сроков навигации в корреспондирующих портах.
12.5. Отсчетный уровень для морских портовых акваторий следует назначать на основе многолетнего графика обеспеченности ежедневных уровней воды за навигационный период в зависимости от разности между уровнем 50 %-ной обеспеченности Н50% минимальным уровнем Нmin по табл. 2.
Таблица 2
Н50% - Нmin, см, для морей |
Обеспеченность, |
без приливов |
с приливами |
% |
До 105 |
До 180 |
98 |
125 |
260 |
99 |
140 и более |
300 и более |
99,5 |
Для промежуточных значений Н50% - Нmin отсчетный уровень определяется интерполяцией.
12.6. При изменении категории существующего порта допускается при соответствующем обосновании не изменять расчетные уровни воды или принятые в сооружениях, построенных ранее, отметки кордона и дна акватории у причалов.
12.7. При проектировании реконструкции портовых сооружений, связанных с увеличением глубин, повышением эксплуатационных нагрузок, следует использовать резервы несущей способности конструкций существующих сооружений.
12.8. При проектировании портовых сооружений в северной строительно-климатической зоне следует учитывать специфические особенности их работы: наличие значительных ледовых нагрузок, торошение льда, изменение характеристик грунта при его оттаивании и промерзании, а также возможность применения замораживающих устройств и использования льда и мерзлого грунта в качестве строительного материала.
12.9. Выбор типа и конструкции причального сооружения следует производить с учетом назначения причала, технологических требований, размеров территории и акватории порта, возможных способов производства работ и др.
12.10. Отметку территории причала у кордона следует определять в зависимости от категории речного порта, уровней воды и ледохода, с учетом назначения, рельефа прилегающей территории, ожидаемого изменения уровня воды, применяемого технологического оборудования и пр.
На свободных реках, как правило, отметка территории грузовых причалов назначается не менее уровня пика половодья с ежегодной вероятностью превышения, %, для портов:
I категории ............. 1
II и III категорий ...... 5
IV категории ........... 10
На водохранилищах отметка территории причала у кордона должна быть не ниже указанной и не менее чем на 2 м выше НПУ, при этом она, как правило, должна быть не менее чем на 0,2 м выше отметки наивысшего уровня ледохода, установленного наблюдениями за последние 50 лет с учетом заторных явлений.
12.11. При проектировании причальных сооружений следует предусматривать прокладку инженерных сетей, устройство пожарных проездов, установку колесоотбойных брусьев, стремянок, рымов, отбойных и швартовных устройств, покрытие территории с отводом поверхностных вод, крепление дна и пр.
Для причалов, на которых не устанавливается крановое перегрузочное оборудование (паромных переправ, причалов тяжеловесов, нефтепричалов и др.), следует предусматривать конструктивные мероприятия и устройства, обеспечивающие нормальную их эксплуатацию при изменении осадки судна и колебаниях уровня акватории.
Устройства для закрепления плавучих причалов должны обеспечивать безопасную швартовку судна при переменных уровнях воды.
12.12. При расчетной высоте волны, превышающей допустимую для перегрузочных работ, определяемую по СНиП 2.06.04-82, необходимость устройства оградительных сооружений следует определять на основе технико-экономических расчетов.
Для причалов, на которых не производятся перегрузочные работы, а также в портах-убежищах допустимая высота волны может быть увеличена на 50 %.
Допустимую высоту волны у причалов паромных переправ следует принимать 1,0 м, на акваториях, предназначенных для отстоя лихтеров, - 0,75 м, для грузовых операций с лихтерами - 1,5 м.
12.13. При проектировании оградительных сооружений следует обеспечивать:
расположение продольной оси оградительного сооружения под углом к фронту расчетного волнения;
угол между осью входа на акваторию и направлением штормовых ветров и волн не более 45°;
угол между осью входа и общим направлением береговой линии не менее 30°;
ширину входа не менее длины расчетного судна или состава (при наличии судоходного канала расчетная ширина входа может быть уменьшена);
предотвращение проникания и аккумуляции льда на акватории порта;
требуемую глубину акватории на входе с учетом заносимости;
устойчивость основания и берегового примыкания от размыва.
12.14. Отметку верха парапета оградительного сооружения следует назначать на 0,5 м выше вершины расчетной волны с учетом ветрового нагона.
При швартовке судов с внутренней стороны оградительного сооружения для производства грузовых и пассажирских операций отметку верха парапета следует назначать из условий недопущения заплесков.
12.15. Габариты головного участка оградительных сооружений следует определять расчетом с учетом эксплуатационных требований (размещения портовых огней, маяков, служебных помещений и причалов для служебных катеров) и отделять его от основной части сооружения деформационно-осадочным швом.
12.16. Конструктивные типы оградительных сооружений и основные условия их применения приведены в рекомендуемом приложении 9.
При проектировании берегоукрепительных сооружений следует руководствоваться указаниями разд. 9.
13. СУДОХОДНЫЕ СООРУЖЕНИЯ
13.1. Габариты, оборудование, компоновку, выбор отметок, число параллельных ниток судоходных сооружений необходимо назначать в зависимости от размеров расчетных судов (составов), обеспечения безопасности судоходства, а также грузо- и судооборота, определенных на основе схем развития водного транспорта на перспективный расчетный срок, а при их отсутствии - на основе специальных экономических исследований.
Расчетные уровни и габариты судоходных сооружений следует устанавливать в соответствии с обязательным приложением 7.
13.2. При проектировании гидроузла следует предусматривать возможность строительства дополнительной нитки судоходного сооружения (шлюза, судоподъемника) за пределами расчетного срока.
Для пропуска судов скоростного флота (на подводных крыльях, воздушной подушке, полуглиссирующих и др.) надлежит рассматривать целесообразность сооружения малогабаритных шлюзов или транспортных судоподъемников, располагая их, как правило, вне основной судоходной трассы.
13.3. В необходимых случаях для обеспечения работы судоходных сооружений при отрицательных температурах воздуха следует предусматривать соответствующую их компоновку, оборудование, средства для борьбы с обмерзанием и мероприятия по удалению льда.
СУДОХОДНЫЕ ШЛЮЗЫ И СУДОПОДЪЕМНИКИ
13.4. Тип и конструкцию шлюзов и судоподъемников надлежит выбирать в зависимости от величины напора, колебаний уровней воды в бьефах, топографии, климатических и инженерно-геологических условий местности, размера и характера грузопотока, типов и размеров расчетных судов на основе технико-экономических сравнений вариантов и с учетом пропускной способности и удобств эксплуатации шлюзов и судоподъемников.
13.5. При проектировании судоходных сооружений должны быть предусмотрены соответствующие устройства и оборудование, обеспечивающие проектную судопропускную способность сооружений, безопасные условия пропуска судов, их отстоя и маневрирования на подходах.
13.6. Мостовые переходы через судоходные сооружения следует проектировать в соответствии с ГОСТ 26775-85.
СУДОХОДНЫЕ ПЛОТИНЫ
13.7. Скорость течения воды в пределах судоходного отверстия плотины при всех уровнях, при которых допускается судоходство через плотину, как правило, не должна превышать 1,8 м/с.
13.8. Механизмы для маневрирования затворами судоходной плотины, система управления их работой должны быть доступны для осмотра и ремонта при любом уровне воды в реке.
14. ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ СУДОСТРОИТЕЛЬНЫХ И
СУДОРЕМОНТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
14.1. При проектировании гидротехнических сооружений судостроительных и судоремонтных предприятий (стапельных, подъемно-спусковых, достроечных или судоремонтных причальных сооружений) надлежит соблюдать следующие основные требования:
подъемно-спусковые сооружения следует располагать в конце технологического потока постройки судов с учетом обеспечения удобной их связи с корпусными, сборочно-монтажными, достроечными цехами;
расположение достроечных или судоремонтных причальных сооружений должно обеспечивать беспрепятственное перемещение к ним судов от подъемно-спускового сооружения и удобную связь стоящих на плаву судов с достроечными или ремонтными цехами:
как правило, следует располагать оси подъемно-спусковых сооружений, а также фронт причальных сооружений по направлению наиболее сильных ветров;
для обеспечения безопасности операций по спуску и подъему судов размеры участка акватории перед подъемно-спусковыми сооружениями необходимо определять исходя из параметров расчетного судна и принятого типа подъемно-спускового сооружения;
при выборе положения акватории и трассировке подходных (выводных) каналов необходимо использовать естественные водоемы; места проведения швартовых испытаний выбирать так, чтобы проведение испытаний не вызывало подмыва сооружений, размыва дна и переотложения наносов в акватории; котлованы для погружения плавдоков должны быть минимально удалены от места их штатной стоянки или (для передаточных плавдоков) от причалов.
14.2. Для сооружений, предназначенных для спуска и подъема судов, расчетный уровень воды следует устанавливать с учетом:
вида и класса сооружения;
вида выпускаемой предприятием продукции;
продолжительности цикла постройки или ремонта судна и его спуска (подъема);
влияния задержки спуска (подъема) судна на технологический процесс постройки или ремонта последующих судов и экономические показатели предприятия;
возможности и экономической целесообразности спуска судов в майну замерзающей акватории;
экономической целесообразности увеличения глубины сооружения.
Для сооружений, предназначенных только для спуска судов, при выборе расчетного уровня дополнительно к перечисленным факторам следует учитывать:
для поперечных наклонных стапелей - возможность спуска судна с прыжком;
для продольных наклонных стапелей - результаты расчетов спуска судов, включая перспективные суда.
Расчетный уровень наполнения наливных доков и наливных док-камер должен быть определен технологическими факторами. Минимальное возвышение стен этих сооружений над расчетным уровнем должно составлять 0,3 - 0,4 м.
14.3. Параметры гидротехнических сооружений следует выбирать исходя из основных массо-габаритных характеристик судов, технологии их постройки или ремонта, выбранных в соответствии с расчетным уровнем воды (см. п. 14.2), а также требований разд. 1.
СУХИЕ И НАЛИВНЫЕ ДОКИ
14.4. Камеру сухого дока во всех случаях, когда это позволяют инженерно-геологические и гидрогеологические условия площадки строительства, следует проектировать в виде конструкции облегченного типа.
Конструкции гравитационного типа допускается применять только в случае невозможности (или экономической нецелесообразности) использования конструкций облегченного типа.
При необходимости камеру сухого дока следует делить по длине промежуточным затвором на две камеры различной длины.
14.5. При проектировании сухого дока следует рассматривать возможность использования конструкций ограждения строительного котлована в качестве стен дока, а в конструкциях со снятым противодавлением на днище дока - и в качестве противофильтрационного экрана.
14.6. В качестве основных затворов доков, как правило, следует использовать батопорты откидные, откатные и др., в качестве промежуточных (в двухкамерных доках) - секционные щиты с подкосами или щиты плоские с опорами, откатные, секционные плавучие.
Для обеспечения ремонта основного затвора и его опорных поверхностей необходимо предусматривать возможность установки ремонтного затвора в голове сухого дока.
При установке ремонтного затвора со стороны камеры дока (по отношению к основному затвору) должны быть разработаны мероприятия, обеспечивающие ремонт порога основного затвора.
14.7. Насосную станцию, как правило, следует размещать в одном из устоев основной головы дока.
При групповом расположении сухих доков необходимо рассматривать вариант их обслуживания одной насосной станцией.
14.8. Сухие и наливные доки следует оборудовать необходимыми швартовными, отбойными и тяговыми устройствами, обеспечивающими удобное и безопасное выполнение операций по докованию судов.
14.9. Наливных доки, как правило, должны входить в состав комплекса сооружений, включающего помимо собственно наливного дока наливной бассейн (камеру) с заглубленной частью, полушлюз и насосную станцию.
Возможно использование наливного дока в комплексе с выводной камерой, являющейся продолжением наливного дока и используемой в некоторых случаях как сухой док.
НАКЛОННЫЕ ПРОДОЛЬНЫЕ СТАПЕЛИ
14.10. Ось продольного стапеля следует располагать перпендикулярно берегу либо под некоторым углом к нему исходя из размеров акватории и течений.
14.11. Поверхность скольжения спусковых дорожек следует выполнять плоской или кругового очертания.
Продольный уклон плоской поверхности скольжения спусковых дорожек должен определяться размерами и спусковым весом судов. Среднее значение уклонов спусковых дорожек следует. как правило, принимать при длине судна, м:
до 100 ............... 1:12-1:15
от 100 до 200 ........ 1:15-1:18
св. 200 .............. 1:18-1:20
Значения уклона хорды для стапелей кругового очертания следует принимать в пределах 1:1-41:20. Радиусы дуги спусковых дорожек в вертикальной плоскости могут быть от 2500 до 30 000 м. Стрелку дуги дорожек необходимо принимать от 0,20 до 1,25 м.
НАЛИВНЫЕ ДОК-КАМЕРЫ
14.12. Конструктивные решения элементов наливной док-камеры (заглубленной части, верхней ступени, ограждающих стен, нижней и верхней голов) должны обеспечивать безопасность выполнения подъемно-спусковых операций, отсутствие подтопления территории, организованный отвод воды, профильтровавшейся на территорию, недопущение возникновения обратного напора на стены при опорожнении док-камеры в процессе эксплуатации и ремонта.
14.13. Конструктивные решения верхней ступени, на которую устанавливается судно перед спуском или перед перемещением на горизонтальное стапельное место для ремонта, должны обеспечивать ее использование как стапельного места на период между подъемно-спусковыми операциями.
14.14. В качестве затворов нижней головы, как правило, следует применять двустворчатые, а верхней головы - откатные ворота.
Для ремонта порога и двустворчатых ворот нижней головы следует использовать шандорные заграждения со стороны заглубленной части и акватории.
КОМПЛЕКСЫ С ПЕРЕДАТОЧНЫМ ПЛАВУЧИМ ДОКОМ
14.15. Причал для плавучего дока должен быть оборудован судовозными путями, швартовными, отбойными и центровочными устройствами, металлическими опорными частями (при опирании плавдока непосредственно на причал), каналами и пунктами подключения промэнергопроводок.
14.16. Подводные опоры (мористые или береговые) следует возводить, как правило, на естественном основании. Использование свайного основания должно быть специально обосновано.
При конструировании подводных опор следует учитывать возможные их осадки, возникающие в период эксплуатации плавучего дока.
ВЕРТИКАЛЬНЫЕ СУДОПОДЪЕМНИКИ
14.17. Ограждающие конструкции, образующие ковш вертикального судоподъемника, следует проектировать по типу причальных сооружений.
14.18. Опоры (фундаменты) под оборудование механических и гидравлических (с короткоходовыми домкратами) судоподъемников следует располагать выше уровня воды. Они должны входить в состав ограждающих конструкций ковша.
Опоры гидравлических судоподъемников с длинноходовыми домкратами следует располагать под водой и выполнять, как правило, в виде отдельных фундаментов на естественном или свайном основании.
14.19. При расположении платформы вертикального судоподъемника в ковше, образованном несквозными ограждающими конструкциями, необходимо предусматривать меры по закреплению дна ковша от размыва.
СЛИПЫ
14.20. Для двухъярусного поперечного слипа с трансбордером горизонтальные пути необходимо располагать ниже планировочной отметки территории предприятия (в трансбордерной яме) .
14.21. Число и шаг расположения спусковых дорожек поперечного слипа должны определяться длиной расчетного судна и величиной нагрузки от спускового веса судна на 1 м длины с учетом конструктивных особенностей выбранного типа слипа и его оборудования.
Уклон спусковых дорожек должен определяться местными условиями площадки, спусковым весом судна и направлением спуска. Уклоны продольных слипов следует принимать, как правило, от 1:12 до 1:20, поперечных - 1:8.
14.22. В зависимости от нагрузок на спусковые дорожки и инженерно-геологических условий рельсовые пути следует проектировать либо на шпально-балластном основании, либо на железобетонных плитах или балках на естественном или свайном основании.
14.23. При выборе конструкции наклонных спусковых дорожек и способа их сооружения (подводный или насухо за перемычкой) следует учитывать условия эксплуатации слипа и возможность выполнения ремонтных работ по поддержанию подводной части слипа в состоянии, пригодном для нормальной эксплуатации.
14.24. Спусковые дорожки на горизонтальном и наклонном участках могут быть выполнены разной конструкции. При этом должно быть обеспечено сопряжение обоих участков с учетом разной жесткости оснований рельсовых путей.
15. СООРУЖЕНИЯ НАВИГАЦИОННОЙ ОБСТАНОВКИ
15.1. При проектировании стационарных coopужений навигационной обстановки в открытом море, озере или водохранилище в качестве фундаментов следует использовать:
свайные основания;
сваи-оболочки большого диаметра;
кладку из обыкновенных или пустотелых железобетонных массивов;
искусственно созданные острова.
При этом следует выполнять требования разд. 12.
15.2. Фундамент и нижнюю часть гидротехнических сооружений навигационного оборудования для обеспечения их долговечности в зоне воздействия льда и волн необходимо облицовывать.
15.3. При возможных ледовых нагрузках, как правило, следует предусматривать фундаменты с наклонными гранями или уменьшать площадь их сечения на уровне воздействия льда.
15.4. Надводная часть гидротехнических сооружений навигационного оборудования должна быть, как правило, башенного типа с расположением в ней при необходимости технологического оборудования.
При проектировании, кроме того, следует предусматривать возможность швартовки и стоянки судов обслуживания, установку подъемно-транспортного оборудования для приема с судов и перемещения эксплуатационного оборудования и расходных материалов, а также при необходимости - устройство вертолетной площадки.
15.5. Плавучие сооружения навигационной обстановки - плавучие маяки, буи, вехи необходимо устанавливать на якорях. Вес и число якорей, диаметры тросов, калибры цепей следует принимать в зависимости от типа и веса плавучего сооружения, навигационной обстановки, внешних нагрузок и гидрометеорологических условий.
16. МОРСКИЕ НЕФТЕГАЗОПРОМЫСЛОВЫЕ
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ (МНГС)
16.1. Тип МНГС (грунтовые, ледяные, металлические, железобетонные и др.) и их конструкцию надлежит выбирать на основе технико-экономического сравнения вариантов в зависимости от функционального назначения МНГС, проекта разработки месторождения, учитывающего технологию бурения, добычи, сбора, хранения и транспортирования нефти и газа.
При выборе конструкции следует, как правило, отдавать предпочтение конструкции, которая допускает ее демонтаж при завершении эксплуатации месторождений и ликвидации промысла.
Основные условия применения МНГС приведены в рекомендуемом приложении 10.
16.2. Тип фундамента МНГС (свайный, гравитационный, свайно-гравитационный) следует выбирать в зависимости от инженерно-геологических условий. При близких технико-экономических показателях следует отдавать предпочтение гравитационному типу фундамента.
16.3. Зазор между вершиной расчетной волны с учетом ветрового нагона и прилива и нижней гранью надводных строений сквозных сооружений должен быть не менее 0,5 м. Отметка верха сооружения островного типа должна быть на 0,5 м выше уровня вскатывания волны на откос.
Возвышение низа палубной части платформы над расчетным уровнем на замерзающих морях должно быть не менее восьми расчетных толщин льда.
Причально-посадочные устройства должны быть на 1 м выше уровня ледяного покрова, и их необходимо располагать с двух сторон для обеспечения подхода судов с наветренной стороны.
16.4. Для замерзающих морей необходимо проектировать МНГС в виде гладких колонн без раскосов и примыканий в зоне воздействия льда или конструкции МНГС должны быть защищены от обледенения и смерзания опор с ледяным полем. Для ледостойких конструкций ледорезную зону необходимо проектировать с учетом абразивного износа поверхности.
16.5. Защиту конструкций от коррозии необходимо назначать с учетом срока службы сооружения. Следует, как правило, совмещать антиадгезионные и антикоррозионные функции покрытий.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Справочное
ПОСТОЯННЫЕ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
1. К основным гидротехническим сооружениям относятся:
плотины;
устои и подпорные стены, входящие в состав напорного фронта;
дамбы обвалования;
берегоукрепительные (внепортовые), регуляционные и оградительные сооружения;
водосбросы;
водоприемники и водозаборные сооружения;
каналы деривационные, судоходные, водохозяйственных и мелиоративных систем, комплексного назначения и сооружения на них (например, акведуки, дюкеры, мосты-каналы, трубы-ливнеспуски и т.д.);
туннели;
трубопроводы;
напорные бассейны и уравнительные резервуары;
гидравлические, гидроаккумулирующие электростанции, насосные станции и малые гидроэлектростанции;
судоходные сооружения (шлюзы, судоподъемники и судоходные плотины);
гидротехнические сооружения портов (пристани, набережные, пирсы), судостроительных и судоремонтных предприятий, паромных переправ, кроме отнесенных к второстепенным;
гидротехнические сооружения тепловых и атомных электростанций;
рыбопропускные сооружения, входящие в состав напорного фронта;
сооружения, входящие в состав инженерной защиты городов, сельскохозяйственных и народнохозяйственных угодий и других народнохозяйственных объектов;
морские нефтегазопромысловые гидротехнические сооружения;
сооружения навигационной обстановки.
2. К второстепенным гидротехническим сооружениям, как правило, относятся:
ледозащитные сооружения;
разделительные стенки;
отдельно стоящие служебно-вспомогательные причалы;
устои и подпорные стены, не входящие в состав напорного фронта;
берегоукрепительные сооружения портов;
рыбозащитные сооружения;
сооружения лесосплава (бревноспуски, запони, плотоходы) и другие, не перечисленные в составе основных гидротехнических сооружений.
Примечание. В зависимости от возможного ущерба при разрушении и при соответствующем обосновании лесосплавные и берегоукрепительные сооружения портов, палы шлюзов могут быть отнесены к основным сооружениям.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Обязательное
НАЗНАЧЕНИЕ КЛАССА ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ
1. Класс основных гидротехнических сооружений (кроме оговоренных в пп. 5-7, 10, 11) следует принимать по наибольшему его значению, определяемому по табл. 1-3.
Класс второстепенных гидротехнических сооружений надлежит принимать на единицу ниже класса основных сооружений данного гидроузла, но не выше III класса.
Временные сооружения, как правило, следует относить к IV классу. В случае, если разрушение этих сооружений может вызвать последствия катастрофического характера или значительную задержку возведения основных сооружений I и II классов, они могут быть отнесены при надлежащем обосновании к III классу.
2 (К). Класс основных гидротехнических сооружений комплексного гидроузла, обеспечивающего одновременно нескольких участников водохозяйственного комплекса (энергетика, транспорт, мелиорация, водоснабжение, борьба с наводнением и пр.), надлежит устанавливать как для участника, показатели которого соответствуют более высокому классу.
При совмещении в одном сооружении двух или нескольких функций различного назначения (например, причальных с оградительными) класс следует устанавливать по сооружению, отнесенному к более высокому классу.
Класс основных сооружений, входящих в состав напорного фронта, следует устанавливать по сооружению, отнесенному к более высокому классу.
3. Если разрушение основного сооружения может вызвать последствия катастрофического характера для городов, крупных промышленных предприятий, гидроузлов, транспортных магистралей, класс сооружения, определяемый по табл. 1, а для каналов - по табл. 3, при надлежащем обосновании допускается повышать на единицу.
4. Класс основных гидротехнических сооружений гидравлической или тепловой электростанции мощностью менее 1,5 млн. кВт, определяемый по табл. 3, допускается повышать на единицу в случае, если эти электростанции изолированы от энергетических систем и обслуживают крупные населенные пункты, промышленные предприятия, транспорт и других потребителей или если эти электростанции обеспечивают теплом, горячей водой и паром крупные населенные пункты и промышленные предприятия.
5. Основные гидротехнические сооружения речных портов 1-й, 2-й и 3-й категорий следует относить к III, остальные сооружения - к IV классу.
Категорию порта следует устанавливать по табл. 4.
Грузооборот и пассажирооборот определяются в соответствии с нормами технологического проектирования речных портов.
6. Плотины специальной конструкции (фильтрующие, с надувными и наливными затворами, затопляемые и безнапорные дамбы) высотой до 15 м следует относить к сооружениям IV класса.
7. Малые ГЭС, не входящие в состав комплексного гидроузла, следует относить к III классу.
8. При пересечении одного гидротехнического сооружения с другими сооружениями более высокого класса повышение класса проектируемого гидротехнического сооружения должно быть обосновано.
9. Класс участка канала от головного водозабора до первого регулирующего водохранилища, а также участков канала между регулирующими водохранилищами может быть понижен на единицу, если водоподача основному водопотребителю в период ликвидации последствий аварии на канале может быть обеспечена за счет регулирующей емкости водохранилищ или других источников.
10. Берегоукрепительные сооружения следует относить к III классу. Если авария берегоукрепительного сооружения может привести к последствиям катастрофического характера (вследствие оползня, подмыва и пр.), класс сооружения следует повышать на единицу.
11. Морские нефтегазопроводы и нефтехранилища следует относить к I классу.
Таблица 1
Класс основных постоянных гидротехнических сооружений
в зависимости от их высоты и типа грунтов основания
Сооружения |
Тип грунтов |
Высота сооружений, м, при их классе |
|
основания |
I |
II |
III |
IV |
|
1. Плотины из грунтовых материалов |
А |
Более 100 |
От 70 до 100 |
От 25 до 70 |
Менее 25 |
|
|
Б |
" 75 |
" 35" 75 |
" 15" 35 |
" 15 |
|
|
В |
" 50 |
" 25" 50 |
" 15" 25 |
" 15 |
|
2. Плотины бетонные и железобебетонные; |
А |
Более 100 |
От 60 до 100 |
От 25 до 60 |
Менее 25 |
|
подводные конструкции |
Б |
" 50 |
" 25" 50 |
" 10" 25 |
" 10 |
|
зданий гидроэлектростанций; судоходные шлюзы; судоподъемники и другие сооружения, участвующие в создании напорного фронта |
В |
" 25 |
" 20" 25 |
" 10" 20 |
" 10 |
|
3. Подпорные стены |
А |
Более 40 |
От 25 до 40 |
От 15 до 25 |
Менее 15 |
|
|
Б |
" 30 |
" 20" 30 |
" 12" 20 |
" 12 |
|
|
В |
" 25 |
" 18" 25 |
" 10" 18 |
" 10 |
|
4. Морские причальные сооружения основного назначения (грузовые, пассажирские, судостроительные, судоремонтные и т. д.) |
А, Б, В |
Более 25 |
От 20 до 25 |
Менее 20 |
~ |
|
5. Морские внутрипортовые оградительные сооружения; береговые укрепления пассивной защиты; струенаправляющие и наносоудерживаюшие дамбы и др. |
А, Б, В |
- |
Более 15 |
15 и менее |
- |
|
6. Оградительные сооружения (молы, волноломы и дамбы); ледозащитные сооружения |
А, Б, В |
Более 25 |
От 5 до 25 |
Менее 5 |
- |
|
7. Сухие и наливные доки; наливные |
А |
- |
Более 15 |
15 и менее |
- |
|
док-камеры |
Б, В |
- |
" 10 |
10 " " |
- |
|
8. Стационарные буровые платформы на шельфе для добычи нефти и газа; эстакады в открытом море; искусственные острова |
А, Б, В |
Более 25 |
25 и менее |
- |
- |
|
Примечания: 1. Грунты: А - скальные; Б - песчаные, крупнообломочные и глинистые в твердом и полутвердом состоянии; В - глинистые, водонасыщенные в пластичном состоянии.
2. Высоту гидротехнического сооружения и оценку его основания следует определять в соответствии со СНиП по проектированию отдельных видов гидротехнических сооружений и оснований.
3. В поз. 4 и 6 настоящей таблицы вместо высоты сооружения принята глубина у сооружения, в поз. 8 - глубина в месте установки.
Таблица 2
Класс защитных сооружений
Защищаемые территории |
Максимальный расчетный напор, м, на водонапорное сооружение при классе защитного сооружения |
|
I |
II |
III |
IV |
|
1. Селитебные. Плотность жилого фонда территории жилого района, кв.м на 1 га: |
|
|
|
|
|
св. 2500 |
* |
До 5 |
До 3 |
- |
|
от 2100 до 2500 |
- |
" 8 |
" 5 |
До 2 |
|
" 1800 " 2100 |
- |
" 10 |
" 8 |
" 5 |
|
до 1800 |
- |
Св. 10 |
" 10 |
" 8 |
|
2. Оздоровительно-рекреационного и санитарно-защитного назначения |
- |
- |
Cв. 10 |
" 10 |
|
3. Промышленные: |
|
|
|
|
|
промышленные предприятия с годовым объемом производства, млн. руб.: |
|
|
|
|
|
св. 500 |
* |
До 5 |
До 3 |
- |
|
от 100 до 500 |
- |
" 8 |
" 5 |
До 2 |
|
до 100 |
- |
Св. 8 |
" 8 |
" 5 |
|
4. Коммунально-складские: |
|
|
|
|
|
коммунально-складские предприятия общегородского назначения |
- |
До 8 |
До 5 |
" 2 |
|
прочив коммунально-складские предприятия |
- |
Св. 8 |
" 8 |
" 5 |
|
5. Памятники культуры и природы |
- |
До 3 |
- |
- |
|
________________
* При соответствующем обосновании допускается защитные сооружения относить к I классу, если авария на них может вызвать последствия катастрофического характера для защищаемых крупных городов и промышленных предприятий
Таблица 3
Класс основных постоянных гидротехнических сооружений в
зависимости от последствий нарушения их эксплуатации
(социально-экономической ответственности)
Объекты гидротехнического строительства |
Класс
сооружений |
1. Гидротехнические сооружения гидравлических, гидроаккумулирующих и тепловых электростанций мощностью, млн.кВт: |
|
1,5 и более |
I |
менее 1,5 |
II-IV |
2. Гидротехнические сооружения атомных электростанций независимо от мощности |
I |
3. Гидротехнические сооружения и судоходные каналы на внутренних водных путях (кроме сооружений речных портов): |
|
сверхмагистральных |
II |
магистральных и местного значения (см. примеч. 1 к таблице) |
III |
4. Гидротехнические сооружения мелиоративных систем при площади орошения и осушения, обслуживаемой сооружениями, тыс. га: |
|
св. 300 |
I |
св. 100 до 300 |
II |
« 50 « 100 |
III |
50 и менее |
IV |
5. Подпорные сооружения водохранилищ мелиоративного назначения при объеме, млн. куб.м: |
|
св. 1000 |
I |
св. 200 до 1000 |
II |
« 50 « 200 |
III |
50 и менее |
IV |
6. Каналы комплексного водохозяйственного назначения и сооружения на них. Суммарная годовая стоимость валовой продукции водопотребителей: |
|
св. 1 млрд. руб. |
I |
от 500 млн. до 1 млрд. руб. |
II |
« 100 « « 500 млн. руб. |
III |
менее 100 млн. руб. |
IV |
7. Морские оградительные сооружения и гидротехнические сооружения морских каналов, морских портов при объеме грузооборота и числе судоходов: |
|
св. 6 млн.т сухогрузов (св. 12 млн.т наливных) и 800 транспортных судов в навигацию |
I |
от 1,5 до 6 млн.т. сухогрузов (от 6 до 12 млн.т наливных) |
II |
от 600 до 800 транспортных судов |
II |
менее 1,5 млн.т сухогрузов (менее 6 млн.т наливных) и менее 600 транспортных судов |
III |
8. Морские оградительные сооружения и гидротехнические сооружения морских судостроительных и судоремонтных предприятий и баз в зависимости от класса предприятия |
II, III |
9. Оградительные сооружения речных портов и судостроительных и судоремонтных предприятий |
III |
10. Морские причальные сооружения, гидротехнические сооружения железнодорожных переправ, лихтеровозной системы при грузообороте, млн.т: |
|
0,5 и более |
II |
менее 0,5 |
III |
11. Причальные сооружения для отстоя, межрейсового ремонта и снабжения судов |
III |
12. Причальные сооружения судостроительных и судоремонтных предприятий для судов с водоизмещением порожнем, тыс.т: |
|
3,5 и более |
II |
менее 3,5 |
III |
13. Судоподъемные и судоспусковые сооружения при наибольшей подъемной силе, кН: |
|
св. 300 |
I |
от 35 до 300 |
II |
менее 35 |
III |
14. Сооружения континентального шельфа: |
|
а) при высоте волны, м: |
|
св. 3 |
I |
до 3 |
II |
б) при толщине льда, м: |
|
0,5 и более |
I |
до 0,5 |
II |
15. Стационарные гидротехнические сооружения знаков навигационной обстановки |
I |
Примечания: 1. Сверхмагистральными являются водные пути, относимые ГОСТ 26775-85 к I и II классам; магистральными - относимые к III и IV классам; водными путями местного значения - все остальные внутренние водные пути.
2. Класс сооружений по поз. 12 и 13 допускается повышать в зависимости от сложности строящихся или ремонтируемых судов.
Таблица 4
Категории речных портов
Категория |
Среднесуточный |
порта |
грузооборот, усл.т |
пассажирооборот, усл. пассажиры |
1 |
Св. 15 000 |
Св. 2000 |
2 |
3501-15 000 |
501-2000 |
3 |
751-3500 |
201-500 |
4 |
750 и менее |
200 и менее |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Обязательное
ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ НАДЕЖНОСТИ ПО НАГРУЗКЕ
ПРИ РАСЧЕТАХ ПО ПРЕДЕЛЬНЫМ СОСТОЯНИЯМ
ПЕРВОЙ ГРУППЫ
Нагрузки и воздействия |
Значения
коэффициента
надежности
по нагрузке
|
Давление воды непосредственно на поверхности сооружения и основания; силовое воздействие фильтрующей воды; волновое давление; поровое давление |
1,0 |
Гидростатическое давление подземных вод на обделку туннелей |
1,1 (0,9) |
Собственный вес сооружения (без веса грунта) |
1,05 (0,95) |
Собственный вес обделок туннелей |
1,2 (0,8) |
Вес грунта (вертикальное давление от веса грунта) |
1,1 (0,9) |
Боковое давление грунта (см. примеч. 2 и 3 к таблице) |
1,2 (0,8) |
Давление наносов |
1,2 |
Нагрузки от подъемных перегрузочных и транспортных средств |
1,2 |
Нагрузки от складируемых грузов (кроме навалочных) на территории грузовых причалов в пределах крановых путей, пассажирских, служебных и других причалов и набережных |
1,2 |
То же, за пределами крановых путей и на других сооружениях |
1,3 |
Нагрузки от навалочных грузов |
1,3 (1,0) |
Нагрузки от людей, складируемых грузов и стационарного технологического оборудования; снеговые и ветровые нагрузки |
По СТ СЭВ 1407-78 и СНиП 2.01.07-85 |
Нагрузки от предварительного напряжения конструкций |
1,0 |
Нагрузки от судов (вес, навал, швартовные и ударные) |
1,2 |
Ледовые нагрузки |
1,1 |
Усилия от температурных и влажностных воздействий, принимаемых по справочным и литературным данным |
1,1 |
Сейсмические воздействия |
1,0 |
Нагрузки от подвижного состава железных и автомобильных дорог |
По СНиП 2.05.03-84 |
Нагрузки, нормативные значения которых устанавливаются на основе статистической обработки многолетнего ряда наблюдений, экспериментальных исследований, фактического измерения и определяемые с учетом коэффициента динамичности |
1,0 |
Примечания: 1. Указанные в скобках значения коэффициента надежности по нагрузке относятся к случаям, когда применение минимального значения коэффициентов приводит к невыгодному загружению сооружения.
2. Коэффициенты надежности по нагрузке |
|
следует принимать равными единице для всех |
грунтовых нагрузок и собственного веса сооружения, вычисленных с применением расчетных значений характеристик грунтов (удельного веса и характеристик прочности) и материалов (удельного веса бетона и др.), определенных в соответствии со строительными нормами и правилами на проектирование оснований и отдельных видов сооружений.
3. Значение коэффициента |
|
= 1,2 (0,8) для нагрузок от бокового давления грунта следует |
применять при использовании нормативных значений характеристик грунта.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Рекомендуемое
ПЕРЕЧЕНЬ НАГРУЗОК И ВОЗДЕЙСТВИЙ НА
ГИДРОТЕХНИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ
При проектировании гидротехнических сооружений необходимо учитывать следующие нагрузки и воздействия:
1. Постоянные и временные (длительные и кратковременные) :
а) собственный вес конструкции и сооружения;
б) вес постоянного технологического оборудования (затворов, турбоагрегатов, трансформаторов и др.), месторасположение которого на сооружении не меняется в процессе эксплуатации;
в) давление воды непосредственно на поверхность сооружения и основания; силовое воздействие фильтрующейся воды, включающее объемные силы фильтрации и взвешивания в водонасыщенных частях сооружения и основания и противодавление на границе водонепроницаемой части сооружения при нормальном подпорном уровне, соответствующем максимальным расходам воды расчетной вероятности превышения основного расчетного случая и нормальной работе противофильтрационных и дренажных устройств;
г) вес грунта и его боковое давление; горное давление; давление грунта, возникающее вследствие деформации основания и конструкции, вызываемой внешними нагрузками и температурными воздействиями;
д) давление отложившихся наносов;
е) нагрузки от предварительного напряжения конструкции;
ж) нагрузки, вызванные избыточным поровым давлением незавершенной консолидации в водонасыщенном грунте при нормальном подпорном уровне и нормальной работе противофильтрационных и дренажных устройств;
з) температурные воздействия строительного и эксплуатационного периодов, определяемые для года со средней амплитудой колебания среднемесячных температур наружного воздуха;
и) нагрузки от перегрузочных и транспортных средств и складируемых грузов, а также другие нагрузки, связанные с эксплуатацией сооружения;
к) давление волны, определяемое при средней многолетней скорости ветра, кроме портовых сооружений, для которых указанное давление следует определять по СНиП 2.06.04-82;
л) давление льда, определяемое при его средней многолетней толщине, кроме портовых сооружений, для которых указанное давление следует определять по СНиП 2.06.04-82;
м) нагрузки от судов (вес, навал, швартовные и ударные) и от плавающих тел;
н) снеговые и ветровые нагрузки;
о) нагрузки от подъемных и других механизмов (мостовых и подвесных кранов и т. п.) ;
п) давление от гидравлического удара в период нормальной эксплуатации;
р) динамические нагрузки при пропуске расходов по безнапорным и напорным водоводам при нормальном подпорном уровне.
2. Особые (при особом сочетании нагрузок они заменяют соответствующие им постоянные, временные длительные и кратковременные нагрузки):
с) давление воды непосредственно на поверхности сооружения и основания; силовое воздействие фильтрующейся воды, включающее объемные силы фильтрации и взвешивания в водонасыщенных частях сооружения и основания и противодавление на границе водонепроницаемой части сооружения; нагрузки, вызванные избыточным поровым давлением незавершенной консолидации в водонасыщенном грунте, при форсированном уровне верхнего бьефа, соответствующем максимальным расходам воды расчетной вероятности превышения поверочного расчетного случая или при уровнях верхнего бьефа выше НПУ, соответствующих максимальным расходам воды расчетной вероятности превышения основного расчетного случая (см. п. 2.12) и при нормальной работе противофильтрационных или дренажных устройств или при нормальном подпорном уровне верхнего бьефа, соответствующем максимальным расходам воды расчетной вероятности основного расчетного случая и нарушения нормальной работы противофильтрационных или дренажных устройств (взамен нагрузок подпунктов "в" и "ж");
т) температурные воздействия строительного и эксплуатационного периодов, определяемые для года с наибольшей амплитудой колебания среднемесячных температур наружного воздуха (взамен нагрузок подпункта "з");
у) ледовые нагрузки, определяемые при максимальной многолетней толщине льда или прорыве заторов при зимних попусках воды в нижний бьеф (вместо нагрузки подпункта "л"), кроме портовых сооружений, для которых ледовые нагрузки при особом сочетании не учитываются;
ф) давление волны, определяемое при максимальной расчетной скорости ветра (взамен нагрузки подпункта "к"), кроме портовых сооружений, для которых указанное давление при особом сочетании не учитывается;
х) давление от гидравлического удара при полном сбросе нагрузки (взамен нагрузки подпункта "п") ;
ц) динамические нагрузки при пропуске расходов по безнапорным и напорным водоводам при форсированном уровне верхнего бьефа (вместо нагрузок подпункта "р");
ч) сейсмические воздействия;
ш) динамические нагрузки от взрывов;
щ) гидродинамическое и взвешивающее воздействия, обусловленные цунами.
Указания о сочетаниях нагрузок и воздействий приведены в п. 2.8 и в СНиП на проектирование отдельных видов гидротехнических сооружений.
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Рекомендуемое
РАСЧЕТ ВЕРОЯТНОСТИ ПРЕВЫШЕНИЯ РАСХОДОВ ВОДЫ ДЛЯ ПЕРИОДА
ВРЕМЕННОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ СООРУЖЕНИЙ
Расчетная вероятность превышения расходов воды Р, % (вероятность того, что расчетный расход воды Qр случится в любом году), средний период однократной повторяемости Т, годы, и надежность R связаны зависимостями:
|
; (1) |
|
; |
(2) |
|
|
. (3) |
Расчетную вероятность превышения максимального расхода воды на период строительства или реконструкции сооружений рекомендуется назначать исходя из длительности периода временной эксплуатации сооружения n при нормативной степени надежности, соответствующей поверочному расчетному случаю Р для принятого класса сооружения, по таблице.
Длительность периода временной |
Класс сооружения |
эксплуатации сооружения n, годы |
I |
II |
1 |
1,0 |
3,0 |
2 |
0,5 |
3,0 |
3 |
0,3 |
3,0 |
5 |
0,2 |
2,0 |
10 |
0,1 |
1,0 |
100 |
0,01 |
0,1 |
Нормативная степень надежности - вероятность того, что максимальный расход воды Qp, соответствующий поверочному расчетному случаю РQ, не наступит в течение расчетного срока службы сооружения n.
(К) Для сооружений III класса расчетная вероятность превышения расходов воды при длительности временной эксплуатации до 10 лет принимается равной 5 %.
ПРИЛОЖЕНИЕ 6
Обязательное
РАЗМЕРЫ ПРЯМОУГОЛЬНЫХ ОТВЕРСТИЙ ВОДОПРОПУСКНЫХ
СООРУЖЕНИЙ, ПЕРЕКРЫВАЕМЫХ ЗАТВОРАМИ
1. Ширину (пролет) и высоту прямоугольных отверстий водопропускных сооружений, перекрываемых затворами, следует принимать по таблице. Соотношения между шириной и высотой отверстий необходимо выбирать исходя из конкретных условий проектирования данного объекта.
2. При соответствующем обосновании допускается отступление от размеров отверстий, приведенных в таблице.
Ширина (пролет) отверстий, м |
0,4; 0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5; 6; 7; 8; 10; 12; 14; 16; 18; 20; 24; 30 |
Высота отверстий, м |
0,6; 0,8; 1; 1,25; 1,5; 1,75; 2; 2,5; 3; 3,5; 4; 4,5; 5; 5,5; 6; 7; 8; 9; 10; 12; 14; 16; 18; 20 |
Примечания: 1. За пролет отверстия принимается минимальный размер между боковыми вертикальными гранями.
2. За высоту отверстий принимается: для поверхностных отверстий - размер от верхней грани порога до верхней кромки обшивки затвора; для глубинных - размер от верхней грани порога до потолка отверстия, изменяемый при плоских затворах в плоскости перемещения, при других типах затворов - по нормали к оси водовода.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Обязательное
РАСЧЕТНЫЕ УРОВНИ И ГАБАРИТЫ СУДОХОДНЫХ СООРУЖЕНИЙ
1. В настоящем приложении приведены требования к установлению расчетных судоходных уровней воды на каналах и канализированных реках, а также к габаритам каналов и судоходных пролетов плотин. Требования к расчетным уровням и габаритам судоходных шлюзов и примыкающим к ним сооружениям приведены в СНиП II-55-79.
2. На каналах, режим уровней которых определятся колебанием воды на прилегающем участке реки или водохранилища, надлежит принимать расчетный наинизший судоходный уровень воды с обеспеченностью, определенной по ежедневным данным, за многолетний установленный навигационный период, равный, %, для водных путей:
сверхмагистральных............ 99
магистральных.................. 97
местного значения.............. 95
Расчетный наивысший судоходный уровень воды в открытых каналах необходимо принимать по расходу воды с расчетной вероятностью превышения, %, в многолетнем разрезе для водных путей:
сверхмагистральных.............1
магистральных..................3
местного значения..............5
3. При установлении расчетных наинизших судоходных уровней необходимо учитывать понижения уровня вследствие: многолетней глубинной эрозии русла; дноуглубительных работ; ветрового сгона; предпаводочной сработки водохранилища за период навигации с учетом перспектив ее продления; отливных явлений; неустановившегося движения воды (вызываемого суточным регулированием на ГЭС и ГАЭС, работой насосных станций, шлюзов).
Для шлюзов, имеющих системы питания со сбросом воды вне подходного канала, следует учитывать также перепад уровня от места выпуска воды до конца подходного канала.
На участках канала между судоходными сооружениями (закрытый канал) за расчетный наинизший судоходный уровень воды надлежит принимать расчетный минимальный статический уровень, уменьшенный на величину запаса на волнение от судов, с учетом расхода воды на шлюзование судов, понижения уровня при работе насосных станций и ГАЭС.
4. При установлении расчетных наивысших судоходных уровней воды необходимо учитывать повышение уровня, вызываемого: ветровым нагоном; образованием заторов и зажоров; неустановившимся движением воды (вследствие работы ГЭС, ГАЭС, НС, шлюзов, холостых сбросов); приливными явлениями.
Для шлюзов при гидроузлах с судоходными плотинами расчетным наивысшим уровнем воды считается судоходный уровень, при котором предусмотрен пропуск судов через шлюз (при более высоких уровнях судоходство осуществляется через плотину).
5. Расчетную ширину судоходного канала с двусторонним движением следует определять из условия расхождения встречных расчетных судов и составов с учетом ветрового дрейфа, а на участках бокового отбора или подачи воды - с учетом дрейфа, вызываемого течением.
Ширину канала с двусторонним движением судов на уровне расчетной его глубины при расчетном наинизшем судоходном уровне воды необходимо принимать не менее 2,6 расчетной ширины судна (состава), а на участках с односторонним движением - не менее полуторной его ширины.
6. Глубину в каналах, на порогах аварийно-ремонтных заграждений и судоходных шлюзов, а также на порогах судоходных плотин, отсчитанную от расчетного наинизшего судоходного уровня воды, следует определять расчетом, а для речных каналов - принимать не менее 1,3 статической осадки расчетного судна при полной его загрузке.
7. Площадь живого сечения канала при расчетном наинизшем судоходном уровне воды должна быть не менее пятикратной площади миделевого сечения расчетного судна (состава) при полной его загрузке, а отношение миделевого сечения расчетного судна (состава) при полной его загрузке к миделевому сечению камеры судоходного шлюза при том же уровне не более 0,7.
Скорости течения воды в канале, возникающие от стеснения живого сечения судном при его движении, включая периоды обгона и расхождения, с учетом транзитных скоростей течения в канале не должны вызывать размывов дна и берегов и препятствовать нормальному маневрированию судов.
8. На каналах переброски стока и каналах комплексного назначения, имеющих уклон дна и используемых для судоходства, требования пп. 5 и 6 должны быть соблюдены в верховом сечении каждого бьефа при отсутствии течения.
9. Радиусы закруглений канала должны быть не менее пятикратной длины расчетного одиночного самоходного судна, расчетного судна в буксируемом составе или толкаемого состава с жесткой учалкой.
Канал на закруглениях следует принимать уширенным до величины, обеспечивающей беспрепятственный проход двух движущихся навстречу друг другу расчетных судов (составов).
10. Отметка бермы канала в выемке или гребня дамбы канала, сооружаемого в насыпи, должна превышать максимальную отметку наката судовой волны при расчетном наивысшем судоходном уровне воды не менее чем на 0,5 м.
11. Амплитуда волновых колебаний в канале, возникающих при наполнении и опорожнении камер шлюзов, не должна превышать допустимой для нормальной работы оборудования шлюзов, а также нормальных условий стоянки ожидающих шлюзования судов и во всех случаях не превышать 0,4 м.
12. Мосты-каналы должны иметь судоходные габариты не менее габаритов примыкающих участков каналов. Верх стен моста-канала должен быть выше нижнего обносного бруса расчетного порожнего судна при расчетном наивысшем уровне не менее чем на 0,5 м.
13. Ширина отверстия аварийно-ремонтного заграждения должна быть не менее 1,2 ширины канала на расчетной глубине при расчетном наинизшем судоходном уровне воды.
Ширина отверстия судоходной плотины должна обеспечивать односторонний безопасный пропуск вверх и вниз по реке расчетного судна (состава) с учетом очертания судового хода в плане и направления течения на подходе к плотине.
14. Подмостовые габариты сооружений, пересекающих каналы, шлюзы, судоходные плотины, подходы к ним, а также ширину отверстий судоходных плотин необходимо устанавливать в соответствии с ГОСТ 26775-85.
15. Судопропускные сооружения в гидроузлах и подходы к ним на реках следует размещать таким образом, чтобы пропуск воды через водосбросные сооружения и гидроэлектростанции, а на каналах переброски стока - через насосные станции не оказывал неблагоприятного влияния на условия судоходства.
При сбросе через водопропускные сооружения максимальных расходов воды с расчетной вероятностью превышения в многолетнем разрезе для сверхмагистральных и магистральных водных путей не более 2 %, а для водных путей местного значения - не более 5 % скорости течения воды в районе входа в подходные каналы судопропускных сооружений не должны превышать величин, допустимых по условиям судоходства.
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Рекомендуемое
ТИПЫ БЕРЕГОУКРЕПИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ И
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Берегоукрепительные сооружения |
Основные условия применения |
1. Пляжи |
Необходимость создания или расширения пляжа; обеспечение устойчивости пляжа расчетной ширины в бухтах и на ограниченных участках берега при наличии достаточных запасов карьерного материала |
В том числе: |
|
а) без сооружений: |
|
с периодическим пополнением |
Периодические сезонные размывы пляжа, размывы подводного склона в пределах прибойной и приурезовых зон; при недостаточном естественном поступлении наносов |
с постоянным пополнением |
Систематическое отступление береговой линии; практическое отсутствие естественного поступления наносов; на отдельных участках берега небольшой протяженности |
б) с сооружениями: |
|
бунами |
Размыв подводного склона побережья с галечниковыми и песчаными наносами в пределах прибойной и приурезовой зон; при недостаточном поступлении наносов или при периодическом пополнении пляжа низового участка берега |
подводными волноломами |
Размыв подводного склона крутизной до 0,05 в прибойной и приурезовой зонах; при недостаточном естественном поступлении наносов; при косом угле подхода волн (более 15°); на оползневых участках в сочетании с искусственным пляжем и при пополнении пляжей низовой части берега
|
2. Сооружения откосного типа |
Пологие берега, подверженные подмыву и разрушению подводной части
|
3. Полуоткрытые или полувертикальные сооружения |
Пологие берега при использовании сооружений в качестве причалов; при необходимости сокращения длины укрепляемого откоса; для внутрипортовых и городских набережных
|
4. Стены |
То же, что в поз. 3, преимущественно для берегов с крутыми откосами
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 9
Рекомендуемое
ТИПЫ ОГРАДИТЕЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ И
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ
Оградительные сооружения |
Основные условия применения |
1. Вертикального типа |
Стесненные акватории и необходимость использования внутренней грани оградительного сооружения для устройства причалов |
В том числе: |
|
из обыкновенных массивов |
Грунты основания типов А и Б. Высота волны до 7 м |
из массивов-гигантов и оболочек большого диаметра |
Грунты основания типа В, но при необходимости специально укрепленные для восприятия нагрузок |
ячеистые и из парных взаимозаанкеренных свайных или шпунтовых стенок
|
Грунты основания типа В. Высота волны до 4 м |
2. Откосного типа |
Наличие местного камня. Возможность образования «толчеи» на ограждаемой акватории. Строительство в сейсмических районах |
В том числе: |
|
из несортированного камня |
Высота волны до 2 м. Высота волны до 4 м - при защите отсыпки уложенными по откосу массивами |
из сортированного камня, из наброски обыкновенных (массой до 100 т) массивов и фасонных блоков |
Любые естественные условия |
3. Смешанного типа |
Глубина более 20 м. Наличие местных строительных материалов
|
4. Специального типа |
Частичная естественная защита; малая заносимость акватории, а также временная или дополнительная защита акватории и отдельных объектов |
В том числе: |
|
сквозные волнозащитные |
Грунты основания, допускающие забивку свай. Высота волны до 4 м, длина - до 80 м, глубина воды 10 - 25 м |
плавучие |
Незамерзающие акватории. Высота волны до 3,5 м, длина - до 70 м, глубина воды не менее четырех высот расчетной волны |
пневматические |
Высота волны до 3 м, длина - до 40 м
|
Примечание. Типы грунтов основания А, Б, В определены в табл. 1 обязательного приложения 2.
ПРИЛОЖЕНИЕ 10
Рекомендуемое
ОСНОВНЫЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ МНГС
Конструкции МНГС |
Основные условия применения |
|
эксплуатационные |
природные |
|
|
тип грунта |
глубина, м |
ледовый режим |
1. Искусственные острова: |
|
|
|
|
а) намывные с пляжными откосами и откосами обжатого профиля |
Для бурения скважин, добычи, сбора, хранения, подготовки к транспортированию нефти и газа; для |
А, Б |
До 15 |
Без ограничений |
б) насыпные с пляжными откосами и откосами обжатого профиля |
монтажа оборудования, агрегатов. |
А, Б, В |
« 15 |
То же |
в) намывные и насыпные, оконтуренные защитной стенкой, шпунтом, ряжевой стенкой, массивами-гигантами и сооружениями другого типа |
Сооружение оборудуется причальными устройствами |
А, Б |
« 30 |
На акваториях с однолетним льдом. В зонах припая - без ограничений |
г) ледяные и ледогрунтовые с защищенным и незащищенным контурами
|
Разведочное бурение; строительные и транспортные работы |
А, Б
А, Б, В |
До 7
« 7 |
На акваториях с ледовым периодом свыше 7 мес |
2. Морские стационарные платформы гравитационного типа: |
|
|
|
|
а) ледостойкие, оболочечные, демонтируемые, многократного использования, моноблочные (металлические, железобетонные) |
То же |
А, Б |
« 30 |
Акватории с однолетним льдом в зоне дрейфа и без ограничений в зоне припая |
б) ледостойкие, оболочечные, стационарные, моноблочные (металлические, железобетонные) |
Для бурения скважин, добычи, хранения, подготовки к транспортированию нефти и газа |
А, Б |
« 60 |
То же |
в) моноблочные многоопорные с хранилищем для нефти вместимостью 100-500 |
То же |
А, Б
|
« 100
|
Толщина ледового покрова до 0,6 м |
тыс.куб.м
|
|
А, Б
|
« 200
|
В незамерзающих морях
|
3. Морские стационарные платформы свайно-гравитационные |
« |
А, Б, В |
« 60 |
Акватории с однолетним льдом и без ограничения в зоне припая
|
4. Морские свайные стационарные платформы: |
|
|
|
|
а) оболочечные, ледостойкие, моноблочные |
« |
А, Б, В |
« 30 |
То же |
б) эстакады и приэстакадные площадки |
То же и транспортирование нефти |
А, Б, В |
« 30 |
В незамерзающих морях при расстоянии от берега менее 50 км |
в) решетчатые, моноблочные металлические |
То же, что в поз. 2б |
А, Б, В |
« 200 |
В незамерзающих морях
|
5. Морская самоподъемная платформа в период эксплуатации
|
Разведочное бурение, строительно-монтажные работы |
А, Б, В |
« 120 |
В безледовый период |
6. Подводные платформы открытого и закрытого типа |
Для бурения, добычи, сбора, хранения, подготовки к транспортированию нефти и газа
|
А, Б |
Более 300 |
Без ограничений |
7. Морские подводные нефтехранилища |
Сбор, хранение и подготовка к транспортированию нефти |
А, Б |
До 300 |
Без ограничений, в незамерзающих морях
|
8. Морские нефтегазопроводы |
Транспортирование нефти и газа |
А, Б |
« 300
« 20 |
Без ограничений
В замерзающих морях необходимо защищать от воздействия торосов
|
Примечание. Типы грунтов основания А, Б, В определены в табл. 1 обязательного приложения 2.
Предыдущая часть |
К оглавлению
| Следующая часть
|