СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Основные положения
System of normative documents in construction
Basic principles
Дата введения 1995-01-01
ПРЕДИСЛОВИЕ
1 РАЗРАБОТАНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации, Государственным предприятием - Центром методологии нормирования и стандартизации в строительстве (ГП ЦНС) и экспертным советом в составе ведущих специалистов по нормированию и стандартизации научно-исследовательских и проектных организаций Госстроя России.
ВНЕСЕНЫ Главным управлением стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России.
2 ПРИНЯТЫ И ВВЕДЕНЫ В ДЕЙСТВИЕ постановлением Госстроя России от 17 мая 1994 г. N 18-38.
3 ВЗАМЕН СНиП 1.01.01-82*, СНиП 1.01.02-83, СНиП 1.01.03-83* и ГОСТ 24369-86.
4 ИЗДАНЫ с учетом постановления Минстроя России от 25 июля 1994 г. N 18-2.
В СНиП 10-01-94 "Система нормативных документов в строительстве. Основные положения" внесены: изменение N 1, утвержденное постановлением Госстроя России от 23 июня 1997 года N 18-20 и введенное в действие с 1 июля 1997 года, изменение N 2, утвержденное постановлением Госстроя России от 16 января 1998 года N 18-6 и введенное в действие с 1 июля 1998 года. Пункты, таблицы, в которые внесены изменения, отмечены в настоящих Строительных нормах и правилах знаком (К).
Изменения внесены юридическим бюро "Кодекс" по БСТ N 8 1997 г., N 6 1998 г.
Введение
Система нормативных документов Российской Федерации в строительстве создается в соответствии с новыми экономическими условиями, законодательством и структурой управления на базе действующих в России строительных норм, правил и государственных стандартов в этой области.
Главная направленность вновь разрабатываемых нормативных документов Системы - защита прав и охраняемых законом интересов потребителей строительной продукции, общества и государства при развитии самостоятельности и инициативы предприятий, организаций и специалистов.
Одним из основных средств решения этой задачи является переход к новым методическим принципам, которые находят все большее распространение в практике международной стандартизации. В отличие от традиционно сложившегося, так называемого описательного или предписывающего подхода, когда в нормативных документах приводят подробное описание конструкции, методов расчета, применяемых материалов и т.д., вновь создаваемые строительные нормы и стандарты должны содержать, в первую очередь, эксплуатационные характеристики строительных изделий и сооружений, основанные на требованиях потребителя. Разрабатываемые в соответствии с настоящими строительными нормами и правилами нормативные документы должны не предписывать, как проектировать и строить, а устанавливать требования к строительной продукции, которые должны быть удовлетворены, или цели, которые должны быть достигнуты в процессе проектирования и строительства. Способы достижения поставленных целей в виде объемно-планировочных, конструктивных или технологических решений должны носить рекомендательный характер.
1 Область применения
Настоящие нормы и правила определяют основные цели, принципы и общую структуру Системы нормативных документов в строительстве (далее Системы), требования к нормативным документам, их содержанию, построению, изложению и оформлению, порядок разработки, принятия и применения.
Положения настоящего документа обязательны для органов управления и надзора, предприятий, организаций и объединений независимо от форм собственности и принадлежности, осуществляющих разработку и применение нормативных документов в строительстве.
Требования по применению нормативных документов Системы установлены разделом 8 настоящих строительных норм и правил.
2 Нормативные ссылки
В настоящих нормах и правилах использованы ссылки на следующие документы:
ГОСТ Р 1.0-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Основные положения".
ГОСТ Р 1.2-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Порядок разработки государственных стандартов".
ГОСТ Р 1.4-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Стандарты отраслей, стандарты предприятий, стандарты научно-технических, инженерных обществ и других общественных объединений. Общие положения".
ГОСТ Р 1.5-92 "Государственная система стандартизации Российской Федерации. Общие требования к построению, изложению, оформлению и содержанию стандартов".
3 Определения
В настоящих нормах и правилах применены термины в соответствии с приложением А и ГОСТ Р 1.0.
4 Основные цели, принципы и структура системы
4.1 Система нормативных документов в строительстве представляет собой совокупность взаимосвязанных документов, принимаемых компетентными органами исполнительной власти и управления строительством, предприятиями и организациями для применения на всех этапах создания и эксплуатации строительной продукции в целях защиты прав и охраняемых законом интересов ее потребителей, общества и государства.
4.2 Исходя из общих целей стандартизации, система должна способствовать решению стоящих перед строительством задач с тем, чтобы обеспечить:
соответствие строительной продукции своему назначению и создание благоприятных условий жизнедеятельности населения;
безопасность строительной продукции для жизни и здоровья людей в процессе ее производства и эксплуатации;
защиту строительной продукции и людей от неблагоприятных воздействий с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций;
надежность и качество строительных конструкций и оснований, систем инженерного оборудования, зданий и сооружений;
выполнение экологических требований, рациональное использование природных, материальных, топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
взаимопонимание при осуществлении всех видов строительной деятельности и устранение технических барьеров в международном сотрудничестве.
4.3 Объектами стандартизации и нормирования в Системе являются:
организационно-методические и общие технические правила и нормы, необходимые для разработки, производства и применения строительной продукции;
объекты градостроительной деятельности и строительная продукция - здания и сооружения и их комплексы;
промышленная продукция, применяемая в строительстве, строительные изделия и материалы, инженерное оборудование, средства оснащения строительных организаций и предприятий стройиндустрии;
экономические нормативы, необходимые для определения эффективности инвестиций, стоимости строительства, материальных и трудовых затрат.
4.4 Система формируется как открытая для дальнейшего развития единая Система государственных строительных норм, правил и стандартов, а также других нормативных документов в строительстве, разрабатываемых на общей методической и научно-технической основе.
4.5 Правовой базой стандартизации и нормирования в строительстве является законодательство Российской Федерации, определяющее взаимоотношения участников инвестиционной деятельности, их права, обязанности и ответственность за качество продукции и услуг. Строительные нормы, правила и стандарты являются одним из средств межотраслевого регулирования и управления при проектировании и строительстве в целях реализации требований законодательства.
4.6 Предусматривается повышение самостоятельности и развитие инициативы предприятий, организаций и специалистов в решении экономических и технических задач проектирования и строительства при сокращении числа обязательных требований и увеличении доли норм и правил рекомендательного характера.
Обязательными должны быть требования по обеспечению безопасности жизни и здоровья людей, охране окружающей природной среды, надежности возводимых зданий и сооружений, совместимости и взаимозаменяемости продукции и применяемых в строительстве технических решений.
4.7 Разработку нормативных документов в строительстве предусматривается осуществлять на принципах, принятых государственной системой стандартизации Российской Федерации и международными организациями по стандартизации при обеспечении необходимой гармонизации и сопоставимости с международными стандартами в области строительства, строительным законодательством и стандартами технически развитых зарубежных стран.
4.8 Структура Системы (приложение Б) определяется номенклатурой объектов стандартизации и нормирования. Для каждой группы однородных объектов формируется комплекс взаимосвязанных документов различных видов, объединяемых единством их цели и задач. В составе комплексов при необходимости разрабатывают основополагающие нормативные документы, в которых устанавливают положения, общие для объектов комплекса.
5 Нормативные документы
5.1 Нормативные документы Системы подразделяют на государственные федеральные документы, документы субъектов Российской Федерации и производственно-отраслевые документы субъектов хозяйственной деятельности. С учетом требований ГОСТ Р 1.0 в составе Системы разрабатывают следующие документы.
Федеральные нормативные документы:
строительные нормы и правила Российской Федерации - СНиП
государственные стандарты Российской Федерации
в области строительства - ГОСТ Р
своды правил по проектированию и строительству - СП
руководящие документы Системы - РДС
Нормативные документы субъектов Российской Федерации:
территориальные строительные нормы - ТСН
Производственно-отраслевые нормативные документы:
стандарты предприятий (объединений) строительного
комплекса и стандарты общественных объединений - СТП и СТО
В качестве федеральных нормативных документов применяют также межгосударственные строительные нормы и правила и межгосударственные стандарты (ГОСТ), введенные в действие на территории Российской Федерации.
5.2 Строительные нормы и правила Российской Федерации устанавливают обязательные требования, определяющие цели, которые должны быть достигнуты, и принципы, которыми необходимо руководствоваться в процессе создания строительной продукции.
5.3 Государственные стандарты Российской Федерации в области строительства устанавливают обязательные и рекомендуемые положения, определяющие конкретные параметры и характеристики отдельных частей зданий и сооружений, строительных изделий и материалов и обеспечивающие техническое единство при разработке, производстве и эксплуатации этой продукции.
5.4(К) Своды правил по проектированию и строительству устанавливают рекомендуемые положения в развитие и обеспечение обязательных требований строительных норм, правил и общетехнических стандартов Системы или по отдельным самостоятельным вопросам, не регламентированным обязательными нормами.
5.5(К) Руководящие документы Системы устанавливают обязательные и рекомендуемые организационно-методические процедуры по осуществлению деятельности в области разработки и применения нормативных документов в строительстве, архитектуре, градостроительстве, проектировании и изысканиях.
5.6 Территориальные строительные нормы устанавливают обязательные для применения в пределах соответствующих территорий и рекомендуемые положения, учитывающие природно-климатические и социальные особенности, национальные традиции и экономические возможности республик, краев и областей России.
5.7 Стандарты предприятий (объединений) устанавливают для применения на данном предприятии или в объединении положения по организации и технологии производства, а также обеспечению качества продукции. При этом, строительные акционерные общества, ассоциации, концерны и другие объединения в соответствии с правами, делегированными им их учредителями, устанавливают в стандартах предприятий (объединений) положения, необходимые для деятельности входящих в объединение производственных организаций и предприятий.
На поставляемую (сдаваемую заказчику) продукцию стандарты предприятия не разрабатывают. Требования к этой продукции при отсутствии государственных стандартов должны устанавливаться в технических условиях (ТУ), разрабатываемых в составе технической документации.
5.8 Нормативные документы Системы не должны нарушать положений, установленных законодательными актами Российской Федерации.
Нормативные документы субъектов Российской Федерации, нормативные документы субъектов хозяйственной деятельности и технические условия на продукцию не должны нарушать обязательных положений федеральных строительных норм и правил и государственных стандартов.
5.9 Наряду с нормативными документами Системы в строительстве применяют:
государственные стандарты и другие документы по стандартизации, метрологии и сертификации Госстандарта России;
нормы, правила и нормативы органов государственного надзора;
стандарты отраслей, нормы технологического проектирования и другие нормативные документы, принимаемые отраслевыми министерствами, государственными комитетами и комитетами в соответствии с их компетенцией.
5.10 Нормативные документы отраслевых министерств, государственных комитетов и комитетов, органов государственного надзора не должны содержать положений, относящихся к компетенции Минстроя России и территориальных органов управления строительством.
Минстрой России в установленном порядке дает заключения по направляемым ему федеральными органами исполнительной власти и органами государственного надзора нормативным документам, затрагивающим вопросы проектирования и строительства, в части соответствия этих документов обязательным требованиям строительных норм и государственных стандартов.
Разрабатываемые и утверждаемые министерствами нормы технологического проектирования представляют на заключение в Главгосэкспертизу при Минстрое России.
6 Содержание, построение, изложение и оформление
нормативных документов
6.1 Нормативные документы Системы должны основываться на современных достижениях науки, техники и технологии, передовом отечественном и зарубежном опыте проектирования и строительства и учитывать международные и национальные стандарты технически развитых стран.
Они должны содержать в необходимом объеме технически и экономически обоснованные положения, направленные на достижение целей Системы и обеспечивающие решение конкретных задач каждого документа в соответствии с областью его применения.
Нормативные документы Системы не должны устанавливать требований по вопросам, которые должны регулироваться гражданским правом, законодательством о труде либо другими законодательными актами.
6.2 Положения нормативных документов могут быть обязательными, рекомендуемыми или справочными. Обязательные положения устанавливаются на минимально необходимом или максимально допустимом уровне, рекомендуемые - на уровне лучших отечественных и мировых достижений.
К обязательным относят те положения, которые в соответствии с принципами Системы подлежат безусловному соблюдению.
К рекомендуемым относят нормы, правила и характеристики, которые могут изменяться в соответствии с конкретными потребностями и возможностями потребителя или условиями производства.
В вводной части нормативных документов, содержащих обязательные и рекомендуемые положения, указывают номера разделов и пунктов (подпунктов), носящих обязательный характер.
6.3 В составе нормативных документов следует предусматривать положения, определяющие эксплуатационные характеристики зданий и сооружений, их частей, строительных изделий и материалов, которые должны быть обеспечены при проектировании и строительстве (эксплуатационные положения).
Эксплуатационные положения должны быть основаны на требованиях потребителя и устанавливаться в соответствии с различными уровнями потребностей или условиями эксплуатации вне зависимости от конструктивного устройства, формы, размеров, применяемых материалов или технологии производства.
Эксплуатационные положения следует излагать в нормативных документах с применением следующих или аналогичных им формулировок:
- Сооружение (здание) должно быть запроектировано и построено таким образом, чтобы...
- Должно быть обеспечено...
Для каждой эксплуатационной характеристики в нормативных документах должен быть предусмотрен метод контроля и оценки степени удовлетворения соответствующей потребности. При невозможности прямого нормирования обязательных эксплуатационных характеристик, в том числе в связи с отсутствием методов контроля, эти характеристики могут регламентироваться косвенно путем установления соответствующих описательных положений.
6.4 В строительных нормах и правилах устанавливают обязательные положения, общие для всей территории Российской Федерации или ряда ее регионов с определенными климатическими, геологическими и другими природными условиями.
Строительные нормы и правила должны содержать основные организационно-методические требования, направленные на обеспечение необходимого уровня качества строительной продукции, общие технические требования по инженерным изысканиям для строительства, проектированию и строительству, а также требования к планировке и застройке, зданиям и сооружениям, строительным конструкциям, основаниям и системам инженерного оборудования.
Эти требования должны определять:
надежность зданий и сооружений и их систем в расчетных условиях эксплуатации, прочность и устойчивость строительных конструкций и оснований;
устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при землетрясениях, обвалах, оползнях и в других расчетных условиях опасных природных воздействий;
устойчивость зданий и сооружений и безопасность людей при пожарах и в других расчетных аварийных ситуациях;
охрану здоровья людей в процессе эксплуатации, необходимый тепловой, воздушно-влажностный, акустический и световой режимы помещений;
эксплуатационные характеристики и параметры зданий и сооружений различного назначения и правила их размещения с учетом санитарных, экологических и других норм;
сокращение расхода топливно-энергетических ресурсов и уменьшение потерь теплоты в зданиях и сооружениях.
Строительные нормы и правила не должны содержать требований к технологическим процессам, для которых предназначены здания и сооружения, а также других положений, относящихся к компетенции соответствующих отраслевых органов федеральной исполнительной власти. В необходимых случаях в строительных нормах и правилах следует приводить ссылки на санитарные, экологические и другие нормативные требования.
6.5 В государственных стандартах в зависимости от их вида устанавливают обязательные и рекомендуемые положения в соответствии с ГОСТ Р 1.0 и ГОСТ Р 1.5, в том числе:
требования к нормативной, проектной, технологической и другим видам документации;
требования по размерной и функциональной совместимости и взаимозаменяемости в строительстве;
контролируемые характеристики и параметры помещений и конструктивных частей зданий и сооружений, а также элементов инженерных систем;
требования к группам однородной продукции предприятий стройиндустрии и стройматериалов, к наиболее массовым конкретным видам строительных изделий, материалов и оборудования;
правила приемки и методы контроля (испытаний и измерений) в строительстве и при производстве строительных изделий, материалов и оборудования.
6.6(К) В сводах правил приводят с необходимой полнотой рекомендуемые в качестве официально признанных и оправдавших себя на практике положения, применение которых позволяет обеспечить соблюдение обязательных требований строительных норм, правил и стандартов и будет способствовать удовлетворению потребностей общества. Своды правил, в частности, могут содержать:
положения по организации, технологии и правилам производства работ при инженерных изысканиях для строительства, при проектировании и строительстве, эксплуатации зданий и сооружений, а также ведению градостроиетльного кадастра и осуществлению архитектурной и градостроительной деятельности;
общие градостроительные, типологические и социальные нормативы;
объемно-планировочные и конструктивные решения зданий, сооружений и их частей;
методы расчета и проектирования строительных конструкций и оснований.
В своды правил могут включаться извлечения из обязательных положений строительных норм, правил и стандартов (со ссылкой на них), в развитие которых эти своды правил разработаны.
Примечание - Своды правил как нормативные документы являются признанными техническими правилами. Их следует отличать от рекомендаций, руководств, пособий и других документов, не являющихся нормативными и содержащих результаты новых разработок, инструктивно-методические и другие материалы различной степени детализации в расчете на исполнителей различной квалификации.
6.7 В территориальных строительных нормах устанавливают в соответствии с настоящими нормами и правилами организационные, градостроительные, типологические, социально-экономические и необходимые технические положения, которые в федеральных нормативных документах не устанавливаются или приводятся в качестве рекомендуемых.
6.8 Требования к содержанию стандартов предприятий и стандартов общественных объединений - по ГОСТ Р 1.4.
6.9 В технических условиях устанавливают требования к продукции, ее изготовлению, контролю, приемке и поставке (сдаче заказчику), которые целесообразно выделить из состава конструкторской, проектной и другой технической документации для использования в договорах (контрактах) на поставку продукции или строительство объекта.
Построение, изложение и оформление технических условий - в соответствии с документами Госстандарта России.
6.10 Построение, изложение и оформление нормативных документов Системы - в соответствии с требованиями, установленными для стандартов в ГОСТ Р 1.5, и с учетом настоящих норм и правил.
Титульные листы и первые страницы строительных норм и правил, сводов правил, территориальных строительных норм и руководящих документов оформляют в соответствии с приложениями В и Г, а в заголовках применяют прямой порядок слов.
Нормативные ссылки и определения применяемых терминов при нецелесообразности размещения непосредственно в тексте документа из-за большого объема помещают в приложениях.
В предисловии к сводам правил (СП) указывают: "Одобрен Минстроем России (письмо N ... от ...) и согласован с ..... (указывают соответствующие органы надзора и номера документов)".
Строительные нормы и правила издают типографским способом форматом 210х297 мм.
6.11 Обозначения строительных норм и правил, сводов правил, руководящих документов Системы и территориальных строительных норм состоят из индекса (СНиП, СП, РДС, ТСН), номера комплекса в структуре Системы, а затем через дефис - порядкового номера документа данной категории в комплексе и двух последних цифр года принятия документа. При этом порядковые номера СНиП начинаются с номера 01, СП - с номера 101, РДС - с номера 201, ТСН - с номера 301. В обозначение территориальных строительных норм после цифр года их принятия включают наименование соответствующей территории.
Обозначения нормативных документов по стандартизации - в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5.
В предисловии к стандарту, кроме сведений, приводимых в соответствии с требованиями ГОСТ Р 1.5, указывают:
"В системе нормативных документов в строительстве ______________________входит в
(обозначение документа)
_________________
(N комплекса)
7 Разработка и принятие нормативных документов
7.1 Разработку государственных федеральных нормативных документов и территориальных строительных норм осуществляют в соответствии с настоящими нормами и правилами научно-исследовательские, проектные и другие организации и объединения, а также творческие коллективы, обладающие научным потенциалом и необходимым опытом практической работы в соответствующей области. В разработке документов участвуют также создаваемые Минстроем России технические комитеты по стандартизации и техническому нормированию в строительстве (ТКС).
Заказчиком на разработку документа может быть организация, на которую возложено его принятие, или любая другая заинтересованная организация (предприятие).
Разработку стандартов предприятий и общественных объединений осуществляют по ГОСТ Р 1.4, технических условий - в соответствии с указаниями Госстандарта России и настоящих норм и правил.
7.2 Разработку нормативных документов осуществляют по следующим стадиям:
1-я стадия - организация разработки документа;
2-я стадия - разработка проекта документа в первой редакции;
3-я стадия - подготовка проекта документа в окончательной редакции разработчика и представление его заказчику;
4-я стадия - рассмотрение, принятие (утверждение) и регистрация документа;
5-я стадия - издание документа.
Примечание - Допускается совмещение стадий или выделение отдельных этапов в составе стадии, например, разработка макета (основных положений) документа, опытное проектирование и др.
7.3 Организация разработки документа включает в себя представление предполагаемым разработчиком обоснованной заявки, согласование объемов работ и заключение договоров на их выполнение между заказчиком, основным разработчиком и соисполнителями.
При заключении договора заказчик утверждает краткое техническое задание на разработку нормативного документа, в котором указывает основные цели и задачи разработки, этапы работы и сроки их выполнения, организации-соисполнители, а также организации, которым документ направляют на отзыв и на согласование.
При этом предусматривается, что нормативные документы, положения которых затрагивают вопросы, входящие в компетенцию органов надзора, согласовываются с этими органами.
Территориальные строительные нормы направляют на заключение в числе других заинтересованных организаций также научно-исследовательским и проектным институтам, выполняющим функции головных по соответствующим направлениям нормирования и стандартизации.
Информация о начале разработки строительных норм и правил и государственных стандартов публикуется Минстроем России в журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ). На основе этой информации заинтересованные организации и предприятия представляют разработчику заявки о направлении им на отзыв разрабатываемого проекта документа (первой редакции).
7.4 Разработка проекта нормативного документа организуется основным разработчиком и соисполнителями в согласованном между ними порядке, обеспечивающем качественную подготовку документа в сроки, установленные договором. Подготовленный проект документа рассматривают на научно-техническом совете основного разработчика и рассылают на отзыв с пояснительной запиской по ГОСТ Р 1.2 (первая редакция).
Отзыв по проекту документа направляют разработчику не позднее, чем через два месяца со дня получения проекта. Изложение отзыва - по ГОСТ Р 1.2. При отсутствии отзывов каких-либо организаций разработку документа продолжают в соответствии с календарным планом.
7.5 Подготовку проекта нормативного документа для представления его на утверждение осуществляют с учетом полученных отзывов.
Для рассмотрения замечаний и предложений по проекту основной разработчик при необходимости рассмотрения разногласий проводит согласительное совещание с ответственными представителями заинтересованных организаций. Принятые на совещании решения оформляются протоколом и отражаются в сводке отзывов.
В тех случаях, когда по соответствующему направлению нормирования и стандартизации Минстроем России создан технический комитет (ТКС), проект документа рассылается также на отзыв всем членам ТКС. Рассмотрение проекта документа в этом случае, его научно-техническую экспертизу и доработку по результатам рассылки проводит ТКС и разработчик в порядке, установленном Положением о ТКС.
7.6 Согласование проекта документа с органами государственного надзора и другими организациями, указанными в техническом задании на его разработку, осуществляет разработчик до представления документа на утверждение. Согласование федеральных документов осуществляют с федеральными органами, документов субъектов федерации и субъектов хозяйственной деятельности - с соответствующими территориальными органами надзора.
Проект документа направляют на согласование в окончательной редакции разработчика. Рассмотрение проекта осуществляют в срок до 30 дней со дня его поступления. Согласование оформляют письмом. Запись "Согласовано с замечаниями" не допускается.
Разногласия, возникшие при согласовании проекта документа, оформляют совместным протоколом. Решения по разногласиям после их дополнительного рассмотрения с заинтересованными органами принимает Минстрой России.
7.7 Проект нормативного документа разработчик представляет в трех экземплярах, один из которых должен быть первым, с сопроводительным письмом и следующей документацией в одном экземпляре:
пояснительной запиской к проекту документа по ГОСТ Р 1.2 с обоснованиями, данными об использованных результатах научно-исследовательских работ и о результатах сопоставления документа с международными и зарубежными стандартами;
проектом документа, рассылавшегося на отзыв (первая редакция), и перечнем организаций, которым проект документа был направлен;
подлинными заключениями организаций, которым документ рассылался на отзыв, и сводкой отзывов;
протоколами заседаний НТС, согласительного совещания или ТКС по рассмотрению проекта нормативного документа;
подлинными документами, подтверждающими согласование проекта органами государственного надзора и другими организациями, или протоколом разногласий (если согласование требовалось техническим заданием);
предложениями об отмене действующих документов или проектами изменений в них, связанными с введением нового нормативного документа.
В случаях, установленных техническим заданием, один экземпляр проекта нормативного документа представляется на машинном носителе.
7.8 При рассмотрении представленного проекта нормативного документа для решения вопроса о его принятии проводят его проверку на соответствие требованиям законодательства и действующих нормативных документов, общим методологическим принципам нормирования и стандартизации, требованиям настоящих норм и правил, стандартов ГСС и технического задания. По результатам рассмотрения документа разработчик вносит в него необходимые уточнения.
При принятии нормативного документа устанавливают дату введения его в действие. Одновременно отменяют документы, взамен которых он разработан.
7.9 Строительные нормы и правила (СНиП) и государственные стандарты (ГОСТ Р) в области строительства принимаются и вводятся в действие, а межгосударственные нормативные документы - вводятся в действие Минстроем России в установленном им порядке.
Своды правил по проектированию и строительству (СП) принимает разработчик. Согласованные с соответствующими органами надзора своды правил до их принятия направляют для одобрения в Минстрой России. Одобрение свода правил оформляется письмом Минстроя России.
Руководящие документы Системы (РДС) принимает (утверждает) Минстрой России в установленном им порядке.
Территориальные строительные нормы (ТСН) принимают органы исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации в установленном ими порядке.
7.10 Изменения к нормативным документам разрабатывают и принимают в порядке, аналогичном порядку разработки и принятия этих документов. В случаях, предусмотренных техническим заданием, порядок разработки изменений может быть упрощен.
Отмену нормативных документов осуществляют принявшие их органы.
7.11 Регистрацию, учет и издание строительных норм и правил, государственных стандартов, сводов правил, руководящих документов, изменений к этим документам, а также регистрацию территориальных строительных норм осуществляет Минстрой России в установленном им порядке. При этом государственные стандарты в области строительства и изменения к ним проходят государственную регистрацию в органах Госстандарта России.
При регистрации территориальных строительных норм проводится проверка их соответствия обязательным требованиям федеральных нормативных документов. Территориальные строительные нормы, не соответствующие этим требованиям, не регистрируют и не включают в Перечень действующих нормативных документов. Издание зарегистрированных территориальных строительных норм осуществляют соответствующие органы субъектов Российской Федерации.
7.12 Технические условия на строительные материалы, изделия, конструкции и другую продукцию промышленных предприятий разрабатывают организации-разработчики или производители указанной продукции как составную часть проектной, конструкторской или технологической документации на ее изготовление.
Согласование и утверждение технических условий на продукцию предприятий должно производиться в соответствии с порядком, установленным Госстандартом России ("Правила согласования и утверждения технических условий" ПР 50.1.001-93). При этом вновь разрабатываемые и пересматриваемые технические условия на продукцию, от качества которой зависят прочность, несущая способность, долговечность и другие эксплуатационные характеристики строительных конструкций, а также инженерных систем зданий и сооружений, должны пройти научно-техническую экспертизу в организациях, перечень которых определяет Минстрой России.
По требованию заказчика проектной документации на строительство в составе этой документации разрабатывают технические условия, необходимые для приемки строящихся объектов, которые становятся обязательными, если их применение предусмотрено договором подряда.
7.13 Информация о действующих федеральных и территориальных нормативных документах публикуется Минстроем России в виде специальных ежегодных перечней (указателей).
Текущую информацию о введении в действие, изменении и отмене этих документов Минстрой России публикует в журнале "Бюллетень строительной техники" (БСТ) и информационно-справочных изданиях ГП - Центр проектной продукции массового применения Минстроя России.
Информация о государственных стандартах в строительстве публикуется также в ежемесячных и ежегодных указателях "Государственные стандарты Российской Федерации" Госстандарта России.
7.14 Участие в разработке межгосударственных и других региональных, а также международных нормативных документов (стандартов) организует Минстрой России в установленном им порядке.
8 Применение нормативных документов
8.1 Нормативные документы Системы применяют в пределах установленной каждым документом области в соответствии с положениями настоящих норм и правил, законом Российской Федерации "О стандартизации" и ГОСТ Р 1.0 (для нормативных документов по стандартизации).
Межгосударственные строительные нормы и правила применяют на территории Российской Федерации в качестве федеральных нормативных документов путем принятия соответствующих строительных норм и правил Российской Федерации в установленном Минстроем России порядке.
Международные, межгосударственные и другие региональные стандарты, а также национальные стандарты других стран применяются в строительстве непосредственно в качестве стандартов Российской Федерации в порядке, установленном ГОСТ Р 1.0.
8.2 Обязательные требования нормативных документов подлежат применению всеми органами управления и надзора, предприятиями и организациями независимо от формы собственности и принадлежности, гражданами, занимающимися индивидуальной трудовой деятельностью или осуществляющими индивидуальное строительство, а также общественными и иными организациями, включая совместные предприятия, с участием зарубежных партнеров, зарубежными юридическими и физическими лицами.
Отсутствие в договоре (контракте) ссылок на нормативные документы, содержащие обязательные требования, не освобождает исполнителя от их соблюдения.
Разрешение на отступление от обязательных требований нормативного документа в обоснованных случаях может дать только орган, которым этот документ введен на территории Российской Федерации, при наличии компенсирующих мероприятий и согласований органов надзора.
8.3 Рекомендуемые положения нормативных документов применяют по усмотрению исполнителя (производителя продукции) или по требованию заказчика.
Указанные положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) на выполнение работ или поставку продукции предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти документы.
При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний экспертирующие или контролирующие органы не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в нормах.
Исполнитель может разработать и осуществить собственное или любое другое решение, как наиболее рациональное в конкретной ситуации. Возможность применения таких решений должна быть подтверждена расчетом, результатами исследований, экспериментов или другим способом. Применение рекомендуемых норм следует рассматривать лишь как один из способов выполнения соответствующих обязательных требований.
8.4 На проектирование и строительство уникальных и экспериментальных объектов при необходимости следует разрабатывать технические условия, которые утверждает заказчик по согласованию с Минстроем России и органами надзора.
8.5 На существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей. В таких случаях компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений.
При изменении функционального назначения существующих зданий (сооружений) или отдельных помещений в них должны применяться действующие нормативные документы в соответствии с новым назначением этих эданий или помещений.
8.6 Юридические и физические лица несут ответственность за нарушение обязательных требований и правильность применения положений нормативных документов в соответствии с законодательством.
Приложение А
(обязательное)
Термины Системы нормативных документов
в строительстве и их определения
+------------------------------------------------------------------+
¦Термин и его эк-¦ ¦ Документ, на ¦
¦вивалент на ¦ Определение ¦основе которого ¦
¦английском языке¦ ¦дано определение¦
+----------------+--------------------------------+----------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦
+------------------------------------------------------------------+
1 Нормативные документы
1.1 Нормативный Документ, устанавливающий прави-
документ ла, общие принципы или характери- ИСО/МЭК - 2:1991
стики, касающиеся определенных п.3.1
видов деятельности или их резуль-
Normative docu- татов и доступный широкому кругу
ment потребителей
Примечания
1 Термин "нормативный документ"
в Системе нормативных документов
в строительстве охватывает такие
понятия, как строительные нормы и
правила, свод правил, территориаль-
ные строительные нормы, стандарт.
2 Деятельность, проявляющаяся
при разработке, опубликовании и
применении нормативных докумен-
тов Системы, обозначается тер-
мином "нормирование и стандар-
тизация". Термины, определяющие
цели и другие аспекты нормиро-
вания и стандартизации, прини-
мают по ГОСТ Р 1.0
1.2 Строительные Нормативный документ в области ИСО/МЭК - 2:1991
нормы и правила строительства, принятый органом пп.3.5 и 3.5.1
исполнительной власти и содер-
жащий обязательные требования
Building regula-
tions Примечания
1 Строительные нормы и правила
являются частным случаем техни-
ческого регламента (technical
regulation).
2 В Системе нормативных документов
в строительстве к области строитель-
ства относятся объекты нормирования
и стандартизации в соответствии с
приложением Б
1.3 Свод правил Нормативный документ, рекоменду- ИСО/МЭК - 2:1991
(по проектирова- ющий технические решения или п.3.4
нию и строитель- процедуры инженерных изысканий
ству) для строительства, проектирова-
ния, строительно-монтажных работ
и изготовления строительных из-
Code of Practice делий, а также эксплуатации
(in building con- строительной продукции и опреде-
struction) ляющий способы достижения ее
соответствия обязательным тре-
бованиям строительных норм, пра-
вил и стандартов
1.4 Территориаль- Нормативный документ в области ИСО/МЭК - 2:1991
ные строительные строительства, принятый на уров- пп.3.2.4 и 1.6.4
нормы не одной территориальной едини-
цы страны
Provincial Norma-
tive document in
building construc-
tion
1.5 Стандарт меж- По ГОСТ Р 1.0
дународный, ре-
гиональный (меж-
государственный),
национальный и
стандарт пред-
приятия
Standard, Inter-
national, Regio-
nal, National and
Company standard
1.6 Технические
условия Документ, устанавливающий техни- ИСО/МЭК - 2:1991
ческие требования, которым должны п.3.3
Technical speci- удовлетворять продукция, процесс
fication или услуга
Примечания
1 В документе технических условий
должны быть указаны процедуры, с
помощью которых можно установить,
соблюдены ли данные требования.
2 Технические условия могут быть
стандартом (стандарт вида техни
ческих условий) или самостоятель
ным документом на конкретную про
дукцию.
3 В соответствии с законом "О
стандартизации" технические ус-
ловия как самостоятельный доку-
мент разрабатывают в составе тех-
нической документации на продук-
цию. Технические условия, на ко-
торые сделаны ссылки в договорах
(контрактах) на поставляемую
продукцию, по ГОСТ Р 1.0 применя-
ют в качестве нормативного доку-
мента
1.7 Признанное
техническое пра- Техническое положение, признава- ИСО/МЭК - 2:1991
вило емое большинством компетентных п.1.5
специалистов в качестве отражаю-
щего уровень развития техники
Acknowiedged ru-
le of technology Примечание - Нормативный документ
считается признанным техническим
правилом
1.8 Комплекс нор-
мативных докумен- Совокупность взаимосвязанных ГОСТ Р 1.0
тов нормативных документов, объеди-
ненных общей целевой направлен-
ностью и устанавливающих согласо-
ванные требования к взаимосвязан-
Series of norma- ным объектам стандартизации
tive documents (нормирования)
2 Содержание нормативных документов
2.1 Положение Логическая единица содержания ИСО/МЭК - 2:1991
(нормативного до- нормативного документа. п.7.1
кумента) Положения нормативных документов
в строительстве подразделяются:
Provision по форме представления - на нормы,
правила и сообщения;
по степени обязательности -на
обязательные, рекомендуемые и
справочные;
по содержанию -на эксплуатацион
ные, описательные и методические
2.2 Норма Положение, устанавливающее коли- ИСО/МЭК - 2:1991
чественные или качественные кри- п.7.5
терии, которые должны быть удов-
летворены
Примечания
1 В документах ИСО приведенное
определение соответствует анг
лийскому термину "Reguirement"
(требование).
2 Для норм, характеризующих рас-
четную потребность в натуральной
или стоимостной форме, выраженную
в абсолютных или относительных
показателях, применяют также тер-
мин "норматив"
2.3 Правило Положение, описывающее действия, ИСО/МЭК - 2:1991
Instruction предназначенные для выполнения п.7.3
2.4 Сообщение Положение, содержащее информацию ИСО/МЭК - 2:1991
Statement п.7.2
2.5 Обязательное Положение (норма или правило), ИСО/МЭК - 2:1991
положение применение которого обязательно пп.7.5.1; 7.5.2;
(требование) по закону 11.4
Примечание -В соответствии с до
кументами ИСО положение норматив
ного документа может быть:
Mandatory обязательным по общему закону или
requirement в связи со ссылкой в регламенте;
Exclusive обязательным с точки зрения дости-
requirement жения соответствия тому документу,
в котором это положение содержится;
Optiоnal обязательным в рамках выбора или
requirement дополнительно для определенных
случаев (альтернативное требова-
ние)
2.6 Рекомендуемое Положение (норма или правило), ИСО/МЭК - 2:1991
положение содержащее совет или указание, п.7.4
не носящее обязательного харак-
тера
Recommendation
2.7 Справочное Положение, содержащее информацию ИСО/МЭК - 2:1991
положение (сообщение) п.7.2
(Statement)
2.8 Эксплуатаци- Положение, которое содержит ха- ИСО/МЭК - 2:1991
онное положение рактеристики соответствия про- п.7.8
дукции своему назначению, свя- ИСО 6240
занные с поведением этой про- ИСО 6241
дукции при ее использовании
Performance pro- (эксплуатационные характеристики)
vision
2.9 Описательное Положение, которое содержит ха- ИСО/МЭК - 2:1991
положение рактеристики соответствия про- п.7.7
дукции своему назначению, свя-
занные с ее производством
Descriptive
provision Примечания
1 Описательные положения обычно
содержат описание проекта, конст
руктивных деталей и т.д. с указа
нием размеров и состава материа
лов.
2 В материалах ИСО по строитель-
ству для стандартов, содержащих
описательные положения, применя-
ется также термин "предписывающий
(prescriptive) стандарт"
2.10 Методическое Положение, указывающее один или ИСО/МЭК - 2:1991
положение несколько способов достижения п.7.6
Deemed-to-satisfy соответствия требованию норма-
provision тивного документа (направленное
на достижение соответствия)
3 Гармонизация стандартов и других нормативных
документов
3.1 Гармонизиро- Стандарты на один и тот же объект,
ванные стандарты утвержденные различными органами ИСО/МЭК - 2:1991
(нормативные до- по стандартизации и обеспечиваю- п.6.1
кументы) щие взаимозаменяемость продукции,
процессов и услуг и взаимное по-
нимание результатов испытаний и
информации
Harmonized stan-
dards Примечание - Гармонизированные
стандарты могут иметь различия в
форме представления или даже в
содержании
3.2 Идентичные Гармонизированные стандарты, ко- ИСО/МЭК - 2:1991
стандарты (норма- торые идентичны по содержанию и п.6.3
тивные документы) по форме представления
Identical
standards
3.3 Сопоставимые Стандарты на один и тот же ИСО/МЭК - 2:1991
стандарты объект, утвержденные различными п.6.9
органами по стандартизации и ос-
нованные на одних и тех же мето-
дах, которые позволяют однозначно
Comparable stan- сопоставить различия в требованиях
dards
Примечание - Сопоставимые стан-
дарты не являются гармонизирован-
ными стандартами
4 Объекты нормирования и стандартизации
в строительстве
4.1 Объекты гра- Системы расселения, города, дру-
достроительной гие поселения и их части
деятельности
4.2 Строительная Законченные строительством здания
продукция и другие строительные сооружения,
а также их комплексы
Примечания
1 Применяемое на практике словосо-
четание "здания и сооружения" в
Системе нормативных документов по-
нимается как "здания и другие
строительные сооружения".
2 Предметом рассмотрения в Системе
нормативных документов в строи-
тельстве является строительная
часть зданий и сооружений, а также
инженерное оборудование, функцией
которых является обеспечение нор-
мальных условий для ведения соот-
ветствующих технологических про-
цессов
4.3 Строительное Единичный результат строительной
сооружение деятельности, предназначенный для
осуществления определенных потре-
бительских функций
4.4 Здание Наземное строительное сооружение
с помещениями для проживания и
(или) деятельности людей, разме-
щения производств, хранения про-
дукции или содержания животных
4.5 Помещение Пространство внутри здания, имею-
щее определенное функциональное
назначение и ограниченное строи-
тельными конструкциями
4.6 Строительная Часть здания или другого строи-
конструкция тельного сооружения, выполняющая
определенные несущие, ограждающие
и (или) эстетические функции
4.7 Строительное Изделие, предназначенное для при-
изделие менения в качестве элемента строи-
тельных конструкций зданий и соо-
ружений
4.8 Строительный Материал (в том числе штучный),
материал предназначенный для создания стро-
ительных конструкций зданий и со-
оружений и изготовления строитель-
ных изделий
Приложение Б(К)
(обязательное)
Структура системы нормативных документов в
строительстве
+------------------------------------------------------------------+
¦ Комплексы документов¦ Основные направления стандартизации и ¦
¦ ¦ нормирования ¦
+---------------------+--------------------------------------------¦
¦ 1 ¦ 2 ¦
+------------------------------------------------------------------+
1 Организационно-методические |
|
|
|
|
нормативные документы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 Стандартизация, Цели, задачи, объекты, методология и органи- |
нормирование, сер- зация работ по стандартизации, нормированию |
тификация и сертификации в строительстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
11 Инженерные изыска- Состав, общие требования и порядок проведения |
ния для строитель- инженерных изысканий для строительства, пред- |
ства и проектиро- проектных и проектных работ. Порядок согласо- |
вание вания, экспертизы и утверждения проектов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды, содержание и оформление градостроитель- |
ной и проектно-сметной документации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
12 Производство Организация строительства, технологическая |
подготовка и общие правила строительного про- |
изводства, механизация строительства, обеспе- |
чение безопасности труда и охрана окружающей |
среды в процессе строительства. Контроль ка- |
чества и приемка законченных строительством |
объектов. Организация производства строитель- |
ных изделий и материалов. Виды, содержание и |
оформление технологической и исполнительной |
документации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
13 Эксплуатация Общие правила технического обслуживания, об- |
следования и ремонта строительных конструкций |
и систем инженерного оборудования зданий и |
сооружений. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды, содержание и оформление ремонтно-эксп- |
луатационной документации |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
14 Градостроительный Общие правила создания и ведения градострои- |
кадастр тельного кадастра. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Виды, содержание и оформление документации |
градостроительного кадастра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
15 Архитектурная и Организационно-методические положения, опре- |
градостроительная деляющие структуру и функции единой системы |
деятельность органов архитектуры и градостроительства. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Правила и методы осуществления архитектурной |
деятельности ее участниками |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2 Общие технические |
|
|
|
|
|
|
нормативные документы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
20 Основные положения Общие принципы обеспечения безопасности, экс- |
надежности строи- плуатационной пригодности и долговечности |
тельных сооружений строительных сооружений, инженерных систем, |
конструкций и материалов. Основные понятия |
надежности, классификация строительных соору- |
жений по степени ответственности, нагрузки и |
воздействия различных видов. Классификация |
отказов, параметры расчетных моделей и прин- |
ципы установления нормативных требований по |
надежности строительных сооружений, конструк- |
ций и оснований. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Основы статистического приемочного контроля в |
строительстве |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
21 Пожарная безопас- Общие принципы обеспечения пожарной безопас- |
ность ности при решении градостроительных, объемно- |
планировочных и конструктивных задач, класси- |
фикация зданий, сооружений и их элементов по |
огнестойкости и пожарной опасности, средства |
противопожарной защиты, пути эвакуации и зоны |
безопасности. Пожарно-технические показатели |
строительных конструкций, материалов и |
изделий, методы расчета, контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
22 Защита от опасных Общие принципы инженерной защиты и характе- |
геофизических воз- ристики опасных геофизических воздействий |
действий (сейсмика, оползни, обвалы, лавины, сели, |
эрозия, подрабатываемые, карстовые, затопляе- |
мые и подтопляемые территории и др.). Требо- |
вания к инженерным изысканиям для строитель- |
ства, градостроительным, объемно-планировоч- |
ным, конструктивным и строительно-технологи- |
ческим мероприятиям по обеспечению безопас- |
ности людей, а также эксплуатации сооружений |
инженерной защиты |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
23 Внутренний климат и Общие принципы обеспечения теплового, воздуш- |
защита от вредных но-влажностного, акустического и светового |
воздействий режима помещений. Характеристики воздействия |
окружающей среды (в том числе климатические |
воздействия, вибрация, шум, излучения, ток- |
сичные выделения и др.). Расчетные методы и |
конструктивное обеспечение защиты здоровья |
людей от этих воздействий, методы контроля |
и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
24 Размерная взаимоза- Общие принципы обеспечения размерной взаимо- |
меняемость и совме- заменяемости и совместимости в строительстве, |
стимость правила координации размеров, допуски геомет- |
рических параметров. Методы расчета, измере- |
ний и контроля точности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 Нормативные документы |
|
|
|
|
|
по градостроительству, |
|
|
|
|
|
зданиям и сооружениям |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
30 Градостроительство Основные положения расселения, размещения |
производительных сил, развития межселенной, |
инженерной и транспортной инфраструктуры тер- |
риторий, планировка и застройка территорий, |
поселений и их отдельных частей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
31 Жилые, общественные Классификация и технические требования к жи- |
и производственные лым, общественным, производственным и склад- |
здания и сооружения ским зданиям, сооружениям и их частям. Основ- |
ные положения по производству работ, правила |
приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
32 Сооружения транс- Классификация, нагрузки и воздействия, гео- |
порта метрические параметры и технические требова- |
ния к сооружениям и элементам автомобильных и |
железных дорог, метрополитена, морского, реч- |
ного, воздушного, промышленного и городского |
транспорта. Основные положения по расчету, |
проектированию и производству работ, правила |
приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
33 Гидротехнические и Классификация, нагрузки и воздействия, основ- |
мелиоративные соо- ные требования к плотинам, каналам, дамбам, |
ружения берегоукрепительным и другим сооружениям. Ос- |
новные положения по расчету, проектированию |
и производству работ, правила приемки, методы |
контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
34 Магистральные и Классификация, нагрузки и воздействия, гео- |
промысловые трубо- метрические параметры и технические требова- |
проводы ния к трубопроводам и хранилищам для газа, |
нефти и нефтепродуктов, а также их размеще- |
нию. Основные положения по расчету, проекти- |
рованию и производству работ, правила прием- |
ки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
35(К) Обеспечение Основные положения и общие требования |
|
доступной среды по обеспечению доступной среды жизнедеятель- |
жизнедеятельности ности для инвалидов и других маломобильных |
для инвалидов и групп населения |
|
|
|
|
других маломобиль- |
|
|
|
|
|
|
ных групп населе- |
|
|
|
|
|
|
ния |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4 Нормативные документы |
|
|
|
|
|
на инженерное оборудование |
|
|
|
|
|
зданий и сооружений и внешние |
|
|
|
|
сети |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
40 Водоснабжение и ка- Классификация систем и потребителей, техни- |
нализация ческие требования к наружным сетям, сооруже- |
ниям и их размещению, внутренним системам. |
Нормы потребления воды, водоподготовка и |
|
очистка стоков. Основные положения по проек- |
тированию и производству работ, режиму экс- |
плуатации. Санитарно-техническое оборудова- |
ние, арматура, приборы и канализационные |
|
трубы. Правила приемки, методы контроля и |
испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
41 Теплоснабжение, Классификация систем и потребителей, техни- |
отопление, вентиля- ческие требования к наружным сетям и сооруже- |
ция и кондициониро- ниям, их размещению, сетевой воде, внутренним |
вание воздуха системам и оборудованию. Нормы потребления |
теплоты, очистка выбросов, использование вто- |
ричных тепловых ресурсов. Основные положения |
по проектированию и производству работ, режи- |
му эксплуатации. Отопительные приборы, арма- |
тура и воздуховоды. |
|
|
|
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
42 Газоснабжение Классификация систем, технические требования |
к газопроводам, оборудованию и отключающим |
устройствам. Нормы потребления газа. Основные |
положения по проектированию и производству |
работ, режиму эксплуатации. |
|
|
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Примечание - Требования к оборудованию других |
инженерных систем зданий принимают в соответ- |
ствии со стандартами Госстандарта России, |
Правилами устройства электроустановок Гос- |
энергонадзора и соответствующими нормативными |
документами других органов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 Нормативные документы |
|
|
|
|
|
на строительные |
|
|
|
|
|
|
конструкции и изделия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
50 Основания и фунда- Классификация и расчетные характеристики |
|
менты зданий и со- грунтов. Методы расчета и проектирования ос- |
оружений нований и свайных фундаментов. Основные поло- |
жения по производству работ, режиму эксплуа- |
тации и диагностике состояния. Правила прием- |
ки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
51 Каменные и армока- Общие требования к каменным и армокаменным |
менные конструкции конструкциям зданий и сооружений. Методы рас- |
чета, проектирования и основные положения по |
возведению конструкций, режиму эксплуатации и |
диагностике состояния. |
|
|
|
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
52 Железобетонные и Общие требования к монолитным, сборным и |
|
бетонные конструк- сборно-монолитным бетонным и железобетонным |
ции конструкциям. Методы расчета, проектирования |
и основные положения по изготовлению и возве- |
дению конструкций, защите от коррозии, режиму |
эксплуатации и диагностике состояния. Железо- |
бетонные и бетонные конструкции заводского |
изготовления. |
|
|
|
|
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
53 Металлические кон- Общие требования к несущим и ограждающим, в |
струкции том числе с эффективным утеплителем, конст- |
рукциям из стали и алюминиевых сплавов. Мето- |
ды расчета, проектирования и основные положе- |
ния по изготовлению и монтажу конструкций, |
защите от коррозии, режиму эксплуатации и ди- |
агностике состояния. Металлические конструк- |
ции заводского изготовления. |
|
|
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
54 Деревянные конст- Общие требования к деревянным конструкциям |
рукции зданий и сооружений. Методы расчета, проекти- |
рования и основные положения по изготовлению |
и монтажу конструкций, защите от коррозии, |
режиму эксплуатации и диагностике состояния. |
Деревянные конструкции и изделия заводского |
изготовления. |
|
|
|
|
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
55 Конструкции из дру- Общие требования к асбестоцементным конструк- |
гих материалов циям и конструкциям из других материалов. Ме- |
тоды расчета, проектирования и основные поло- |
жения по изготовлению и монтажу конструкций, |
режиму эксплуатации и диагностике состояния. |
Конструкции заводского изготовления. |
|
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56 Окна, двери, ворота Общие требования к изделиям. Технические ус- |
и приборы к ним ловия на изделия и комплектующие детали. Пра- |
вила приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6 Нормативные документы |
|
|
|
|
|
на строительные |
|
|
|
|
|
|
материалы и изделия |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
60 Стеновые кладочные Общие требования к кирпичу и стеновым камням |
материалы из различных материалов. Технические условия |
на конкретные разновидности, типы, марки. |
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
61 Минеральные вяжущие Общие требования к цементу и другим вяжущим. |
вещества Технические условия на конкретные разновид- |
ности, типы, марки. Правила приемки, методы |
контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
62 Бетоны и растворы Общие требования к бетонам различных видов, |
бетонным смесям, строительным растворам. Тех- |
нические условия на конкретные разновидности. |
Правила приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
63 Щебень, гравий и Общие требования к щебню, гравию, песку, ис- |
песок для строи- кусственным и природным пористым заполните- |
тельных работ лям. Технические условия на конкретные разно- |
видности. Правила приемки, методы контроля и |
испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
64 Теплоизоляционные, Общие требования к минераловатным изделиям, |
звукоизоляционные изделиям из ячеистого бетона, плитам на осно- |
и звукопоглощающие ве пенопластов и другим теплоизоляционным ма- |
материалы териалам. Технические условия на конкретные |
разновидности. Правила приемки, методы конт- |
роля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
65 Кровельные, гидро- Общие требования к рулонным кровельным мате- |
изоляционные и гер- риалам, кровельным мастикам, изоляционным и |
метизирующие мате- герметизирующим материалам. Технические ус- |
риалы и изделия ловия на конкретные разновидности. Правила |
приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
66 Отделочные и обли- Требования к полимерным, керамическим, дре- |
цовочные материалы весным и другим отделочным и облицовочным ма- |
териалам и изделиям. Правила приемки, методы |
контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
67 Асбестоцементные Требования к асбестоцементным плоским и вол- |
изделия нистым листам, трубам, экструзионным издели- |
ям. Правила приемки, методы контроля и испы- |
таний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
68 Дорожные материалы Требования к асфальтобетону, асфальтобетонным |
смесям и другим дорожным материалам. Правила |
приемки, методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
69 Строительное стекло Требования к листовому стеклу и изделиям из |
стекла для строительства. Правила приемки, |
методы контроля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7 Нормативные документы |
|
|
|
|
|
на мобильные здания и |
|
|
|
|
|
сооружения, оснастку, |
|
|
|
|
|
инвентарь и инструмент |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
70 Мобильные здания и Классификация и общие технические требования. |
сооружения Технические условия на конкретные типы зданий |
и сооружений. Правила приемки, методы контро- |
ля и испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
71 Оснастка строитель- Общие технические требования к лесам и под- |
ных организаций мостям, опалубке для бетонных работ, монтаж- |
ной оснастке и креплениям, ручному инструмен- |
ту, средствам пакетирования и контейнериза- |
ции. Правила приемки, методы контроля и испы- |
таний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
72 Специализированная Общие технические требования к оснастке и |
оснастка предприя- формам. Правила приемки, методы контроля и |
тий стройиндустрии испытаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
8 Нормативные документы |
|
|
|
|
|
по экономике |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
80 Экономика строи- Организационно-методические положения по воп- |
тельства росам эффективности инвестиционных проектов, |
договорных отношений и регулирования инвести- |
ционной деятельности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
81 Ценообразование и Правила и методы определения стоимости про- |
сметы ектно-изыскательских работ и строительства в |
составе предпроектной и проектной документа- |
ции. Сметная нормативная база для определения |
потребности в капитальных вложениях, формиро- |
вания свободных (договорных) цен на строи- |
тельную продукцию и осуществления расчетов |
между участниками строительства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
82 Материальные и топ- Правила и методики разработки и применения |
ливно-энергетичес- нормативных показателей расхода материальных |
кие ресурсы и топливно-энергетических ресурсов для строи- |
тельства |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
83 Трудовые ресурсы Правила и методики определения трудоемкости |
элементов строительной продукции, а также по- |
требности средств на заработную плату |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение В
(обязательное)
Форма обложки нормативных документов
-------------------------------------------------------------------+
¦ ¦ ¦
¦Система нормативных документов в строительстве ¦
¦ ¦
¦ ---------------------------------------------- ¦
¦(вид документа - строительные нормы и правила ¦
¦Российской Федерации, территориальные строитель-¦
¦ные нормы, свод правил, руководящий документ) ¦
¦ ¦
------------------+------------------------------------------------¦
------------------+------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ --------------------------------------------- ¦
¦ (наименование документа) ¦
¦ ¦
¦ --------------------------------------------- ¦
¦ (обозначение документа) ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ИЗДАНИЕ ОФИЦИАЛЬНОЕ ¦
¦ ¦
Цветная полоса: ¦ ¦
¦ ¦
СНиП - красная ¦ ¦
СП - синяя ¦ ¦
РДС - зеленая ¦ ¦
¦ ¦
------------------+------------------------------------------------¦
------------------+------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦ -------------------------------------------- ¦
¦ (наименование органа, утвердившего документ) ¦
¦ ¦
¦ -------------------------------------------- ¦
¦ (город, где расположен орган) ¦
¦ ¦
¦ -------------------------------------------- ¦
¦ (год издания) ¦
-------------------------------------------------------------------+
Приложение Г
(обязательное)
Форма первой страницы нормативных документов
+------------------------------------------------------------------+
¦ --------------------- ¦
¦ Обозначение документа ¦
¦ --------------------------------------------------------------- ¦
¦ (вид нормативного документа) ¦
+------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦ ---------------------------------------------------------------- ¦
¦ (наименование документа на русском языке) ¦
¦ ---------------------------------------------------------------- ¦
¦ (наименование документа на английском языке - для федеральных ¦
¦ нормативных документов) ¦
+------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦
¦ Дата введения __________________ ¦
¦ (год, месяц, число)¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ТЕКСТ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦ ------------------------------------------------------------ ¦
¦ Издание официальное 1 ¦
+------------------------------------------------------------------+
Предыдущая часть |
К оглавлению
| Следующая часть
|